// // Руководитель «Shamray Guitars» рассказывает о секретах изготовления гитар и истории развития мастерской

Руководитель «Shamray Guitars» рассказывает о секретах изготовления гитар и истории развития мастерской

1530

Гитарных дел мастера

6
В разделе

Все видели и знают, как выглядит и звучит этот инструмент. О секретах изготовления гитар и получения правильного звука, о подборе, настройках, тонких вибрациях, им присущих и о многом другом, мы побеседовали с Владимиром Лаврентьевым, руководителем известной российской мастерской по изготовлению электрогитар – «Shamray Guitars».

Роман Егоров (далее Р.): Владимир, как возник бренд «Shamray Guitars»?

Владимир Лаврентьев (далее В.): Наш бренд не возник на пустом месте! В конце 1980-х годов российским гитарным мастером и предпринимателем Евгением Березой была основана фирма «Русстон». Случилось так, что Береза посетил производство известного на весь мир «Fender», набрался там опыта и воплотил увиденное в России. Фактически «Русстон» открыл первое серьезное серийное производство электрогитар в России. Гитары делались в немалых количествах, спрос на них был большим. 90% электрогитар производились как серийные инструменты. Иными словами, сначала создавалась серия гитар, которая затем через магазины и представителей в других городах находила своих покупателей.

Александр Шамрай пришел в «Русстон» в начале 90-х. Со временем он стал заместителем Березы и фактически совладельцем фирмы. В конце 90-х фирма, как и многие другие предприятия, столкнулась с серьёзными организационными и финансовыми трудностями. В результате Евгений Береза открыл новое предприятие «Русстон 21», а молодые и амбициозные адепты гитаростроения под руководством Александра Шамрая решили основать свою компанию. Так и возник новый бренд – «Shamray Guitars» (shamray.ru).

Р: Как происходило становление фирмы, с какими сложностями вам пришлось столкнуться?

В: В начале «Shamray Guitars» работала только как производственная мастерская. В конце 90-х и начале «нулевых» ребята делали недорогие бюджетные стандартные инструменты. Производство, в целом, не было особенно изысканным (за исключением производства гитар на заказ), но в 2000-2001 годах оно себя оправдывало именно в этом качестве. У компании появился интернет-сайт.

Владимир Лаврентьев, Виктор Смольский, Владимир Тупиков
Владимир Лаврентьев, Виктор Смольский, Владимир Тупиков

Торговое направление фирмы развивалось постепенно. Гитары «Shamray» стали поставляться в некоторые магазины. Затем на музыкальном рынке стало появляться большое количество гитар всё более низкого качества (Китай, Корея), которые продавались значительно дешевле, чем инструменты российского производства. Тогда мы решили пойти по пути еще большей кастомизации гитар. Направление «кастомизация», т.е. «тюнинг» гитар, улучшение их звучания и изготовление их на заказ нам весьма интересно в свете исследований современных тенденций арт- и техно-дизайна, а также крафта в широком понимании этого термина. Это направление стало впоследствии одним из ведущих в компании.

Р: Есть мнение, что ожидания клиентов, которым нужны гитары, примерно одинаковы во всём мире. Расскажите о вашем опыте работы на международном рынке?

В: В 2003 году мы стали сотрудничать с канадским предпринимателем – музыкантом и отличным специалистом в области гитаростроения. Он очень помог нам в работе с зарубежными клиентами. Благодаря его навыкам мы смогли предложить наши кастом-концепции за рубеж. Конечно, приходилось работать в условиях жёсткой конкуренции, но мы смогли сыграть на том, что их кастом-гитары стоили на порядок выше, чем наши. Тогда мы сделали около 500 гитар для музыкантов и групп по всему миру от Австралии – до Восточной Европы и Канады.

По теме

Р: Как развивались ваши другие проекты и направления?

В: Начиная с 2006 года Александр Шамрай начал развивать другие проекты. В 2009 году я стал руководителем мастерской. В том же году при мастерской был открыт магазин. На рынке тогда не было (их и сейчас немного) специальных магазинов для гитаристов. «Shamray Guitars» заняли свою нишу. Сегодня у нас два магазина при мастерских («Shamray Shop» у станции метро «Волгоградский проспект» (www.shamray-shop.ru) и «Guitar Planet» недалеко от «Электрозаводской» (www.guitarplanet.ru).

Р: Расскажите об особенностях изготовления гитар и их «заточенности» под определенные музыкальные стили?

В: К вопросу изготовления гитары можно подойти по-разному. Заказчик может дать полную спецификацию инструмента, т.е. выбрать дерево, комплектующие и определить все остальные параметры по собственному желанию. В «Shamray Guitars» сделают все в строгом соответствии с этим. Но иногда музыканты приходят в мастерскую и просят сделать гитару как у Джеймса Хэтфилда, Ричи Блэкмора, Стива Вая или Кита Ричардса. Мастера могут сделать как полную реплику, так и дополнить ее согласно потребностям заказчика. Так, начинающие гитаристы нередко заказывают копию инструмента, который они видели у известного исполнителя.

Здесь важно учитывать, что звучания прославленной группы достичь очень сложно. Звук, характерный для группы Metallica или Pink Floyd, складывается не только из особенностей их инструментов. Обработку звука делает именно их звукорежиссер! Музыканты играют на определенном оборудовании. И играют именно они, своими руками, с техникой игры, заключенной «в кончиках пальцев»! Из всего перечисленного складывается звук группы в целом, и лишь одна из его составляющих – это гитара со всеми её формами и характеристиками. Каждому направлению музыки подходят инструменты определенного внешнего вида. Например, под стиль «металл» разработаны стилистически соответствующие ему «рогатые» гитары, агрессивные не только по своей внешности, но и по своему звучанию. Однако на электрогитаре классической формы, например, такой фирмы, как «Gibson Les Paul», можно исполнять музыку практически любого стиля.

Р: Сколько времени занимает у вас изготовление кастом-гитары?

В: 4 месяца – примерно столько времени уходит на изготовление кастом-инструмента в мастерской «Shamray Guitars». Но бывают и более сложные заказы, время исполнения которых увеличивается пропорционально их сложности. Например, многим музыкантам приятно видеть на своем инструменте украшения из перламутра, рисунки, принты, аэрографию. Всё это выделяет конкретный инструмент, подчеркивая его индивидуальность.

Р: Но, все-таки, у вас получаются похожие друг на друга инструменты или они все уникальны?

В: Сразу скажу, что полностью идентичных гитар не бывает! Основные сорта дерева, используемые при производстве корпусов гитар, – это ольха, липа, красное дерево, ясень. На гриф обычно идет клен, но иногда – красное дерево, венге, бубинго. Накладки делаются из палисандра, клена или черного дерева. Конечно, каждая из описанных выше пород имеет свои характерные особенности звучания. На основе этих знаний можно спрогнозировать, как будет звучать инструмент в целом. Но даже гитары, сделанные из одного и того же дерева, могут проявлять себя по-разному. Поэтому гитары как люди. Даже те, что изготовлены на заводском конвейере, будут разными, так как дерево – это живой природный материал.

По теме

Каждая хорошая гитара индивидуальна, у нее есть свой характер, свое лицо, свое звучание. Но здесь важен ценовой вопрос, который зависит от использования определенных пород дерева, комплектующих и так далее. Любая гитарная мастерская, по сути, является столярной. Чем больше в гитару вложено ручного труда, чем больше внимания уделено процессу изготовления, чем меньше в нём автоматизации и строгой последовательности, тем в большей степени инструмент является штучным, индивидуальным, то есть «крафтовым». Конечно, мы придерживаемся общепринятых технологических стандартов и норм. Но то, что в больших производствах делается с помощью ЧПУ станков и аппаратов, у нас выполняется более тщательно, руками мастера.

Р: Отсюда у меня возникает вопрос из разряда метафизики. Гитара и ее энергетика. Что скажете по этому поводу?

В: Энергетика у гитары, наверное, есть. Любая гитара, если на ней регулярно играют, и она не стоит без дела, со временем становится лучше. Гитара «разыгрывается», как и любой музыкальный инструмент. Даже коллекционные скрипки, если они лежат в шкафу, начинают звучать хуже. В определенное время приходит специально назначенный человек и играет на них. Кстати, то же можно сказать и в применении к специальной доске для чайной церемонии и другим вещам.

Р: В каком направлении вы планируете свое развитие и каков ценовой вопрос при заказе ваших гитар?

В: Развитие производственной гитарной темы в «Shamray Guitars» планируют в направлении мелкосерийных (по 10-20 штук) качественных гитар. В 2016 году мы можем делать за 65-70 т.р (1000 у.е) вполне качественные инструменты. Средняя цена складывается из потраченного труда, времени и комплектующих. Но если мне, к примеру, сразу сделают заказ на 100 гитар, то не смогу его сразу выполнить. Для этого мне нужно будет расширить производство, вложить средства в дополнительное оборудование, нанять людей. Сегодня в нашей фирме работает порядка 25 мастеров. Здесь возникает трудность: нанять хорошего гитарного мастера непросто! Этой профессии нигде в России не учат. А мастер также должен быть адаптирован к технологиям, оборудованию и требованиям нашей фирмы.

Р: Кого вы видите в качестве основных покупателей?

В: Когда фирма большая, то их специалисты не всегда вникают в подробности. У нас магазин тематический. В нем есть все, что может быть нужно гитаристам! Если у кого-то возникает проблема с гитарой, мы на 99% гарантируем, что он сможет решить ее с нашей помощью. Помимо консультаций по сервисному обслуживанию гитары мы можем предложить и многое другое. Например, у человека есть гитара, и он хочет улучшить ее звук, внешний вид (раскрасить или сделать надпись, как музыканты из группы Zvеrобой заказали серию гитар под названием «Zverокастеры») или он разработал свою концепцию гитары, сделал чертежи — мы также постараемся ему помочь!

Р: Как бы вы обозначили нишу вашей компании на рынке?

В: Мы знаем все тонкости производства электрогитар и понимаем, что нужно музыканту. Наша ниша – выполнение заказов на штучную гитарную продукцию. Мы воплощаем мечты тех, кто хочет создать свой собственный, неповторимый инструмент. Даём возможность гитаристам подчеркнуть свой стиль и индивидуальность. Наша продукция уникальна. В «Shamray Guitars» можно заказать практически любой инструмент, в том числе копию известной гитары конкретного музыканта.

При желании у нас можно купить любые аксессуары, запчасти и сразу установить их в нашей мастерской. Человек может заказать «кастомизацию» готовой гитары или купить новую (даже не нашего производства). Не случайно модной сегодня темой является оформление гитарами ручной работы квартиры, интерьеров крафтового паба, музыкального клуба или офиса. Такой изыск стоит не дешево, но инструменты здесь выступают скорее в роли фетиша, становятся частью имиджа. Допустим, человек многого добился в жизни и преуспел. Теперь есть время и желание, уделить немного времени себе. Не все бросаются скупать оптом недвижимость. Люди возвращаются к увлечениям своей молодости. Заказать штучную гитару в нашем случае, значит реализовать давнюю мечту!

«Уникальный инструмент — для уникального человека!» — таков девиз гитарного кастомайзинга, весьма востребованный в «Shamray Guitars», где знают спрос на гитары и стараются предоставлять людям то, что им нужно!

Юрий Лоза играет на «Shamray Guitars»

Фото из архива Владимира Лаврентьева.

Опубликовано:
Отредактировано: 27.12.2016 12:55
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Новости партнеров
Еще на сайте
Наверх