// // РПЦ отталкивает от себя интеллигенцию

РПЦ отталкивает от себя интеллигенцию

800

Сила в рясе

2
В разделе

Скандал вокруг оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре формально завершился победой священников, требовавших наказать «кощунников» за глумление над образом Христа. Однако победа эта грозит стать пирро вой – перейдя в наступление на светском поле, церковь рискует потерять доверие значительной части своей паствы.

Демарши священников вызывали недоумение в обществе и прежде. То представители церкви выступят против сказочной Бабы-яги, то объявят Гарри Поттера служителем Сатаны. Однако большинством общества, в том числе и его воцерковленной частью, всё это воспринималось как «перегибы на местах», вызывая лишь горькую усмешку. Теперь же коллизия между клерикализмом и светскостью вышла на новый уровень. Если в истории с Pussy Roit даже закоренелые атеисты однозначно осудили выходку в храме Христа Спасителя, то скандал с «Тангейзером» озадачил уже многих верующих – вправе ли церковь в принципе диктовать свою волю светскому, по Конституции, обществу?

А обращаться к властям, требуя наказания для «оскорбителей чувств» и устраивать митинги протеста в лучших традициях советского прошлого? В результате на православных форумах уже кипят битвы меж теми, кто считает долгом «освятить свою руку ударом о кощунника», и теми, кто уверен: данные Христом заповеди учат совершенно иному.

Вероучительный раскол внутри паствы подкрепляют разногласия чисто эстетического плана. В самом деле, мало кому из взрослых и образованных граждан льстит мысль, что он принадлежит к той же самой церкви, от имени которой «активисты» из компании Цорионова – Энтео несут к дверям Художественного театра мёртвую свиную голову, требуя прекратить показ спектакля «Идеальный муж». При этом РПЦ не осуждает выходки «правослактов» – стало быть, поддерживает? В итоге парадигму с кем быть – со злобствующим фриком Энтео или c Марком Захаровым, Олегом Табаковым, Евгением Мироновым и прочими заслуженными деятелями культуры, возмущающимися мракобесными выходками, многие верующие решают для себя однозначно. «Я отношусь к поколению советских православных, – пишет протодиакон Андрей Кураев. – Нашу веру унижали постоянно, но у нас как-то не выработалось привычки в ответ идти на митинги или в суды. Это значит, что в наших генах нет инстинкта по демонстрации оскорблённых религиозных чувств. Это новинка, насаждаемая в церкви сейчас. Каждая тактическая победа будет приводить к росту Левиафана внутри самой церкви». Роковой ошибкой РПЦ, угрожающей в перспективе ей самой, в связи со всем происходящим многие называют принятие закона о защите чувств верующих, поддержанного церковью. Апелляция к нему теперь, похоже, становится трендом, доходящим порой до абсурда. Последним примером стала жалоба на питерских журналистов, в шутку сообщивших 1 апреля о пропаже статуи ангела со шпиля Петропавловского собора. Однако как медаль имеет две стороны, так и закон однажды может ударить по самим верующим, уверены критики «симфонии» РПЦ и власти. «Когда настоятеля собора будут увольнять за фальшивую ноту хора по требованию городской филармонии, жаловаться будет неуместно. Сами начали», – предупреждает известный библеист Андрей Десницкий.

Виктор Судариков, директор просветительского форума «Православие и мир»:

– Совсем не хочется, чтобы на сцене было что-то явно кощунственное. Но вопрос в том, где проходит граница и кто её устанавливает. Опять внедрять Главлит (только не коммунистический, а православный)? Но искусство настолько неформально, что обойти любой запрет при желании нетрудно. Талантливое ведь всегда на грани, а полностью благонадёжна в основном посредственность. И не окажется ли любая религиозная тема теперь табуированной, просто чтоб не связываться?

КСТАТИ

Любопытное объяснение может приобрести первоначальное намерение прокуратуры Новосибирска обжаловать решение суда, не увидевшего в «Тангейзере» оскорбления образа Христа. Как известно, постановление о возбуждении дела в отношении ныне уже бывшего директора оперного театра Бориса Мездрича подписал заместитель прокурора Новосибирска Игорь Стасюлис. Он же продолжал настаивать на наказании даже после того, как плакат с изображением распятия был убран из спектакля. Блогеры обнаружили страничку некоего Игоря Стасюлиса в социальной сети. На ней оказались размещены ссылки на архивы с проповедями, лекции по православию, а в друзьях хозяина странички обнаружился Дмитрий Энтео. Таким образом, говорить об объективности подхода к оценке «Тангейзера» можно с трудом.

Опубликовано:
Отредактировано: 07.04.2015 12:25
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх