// // Российское телевидение продолжает показ сериалов по произведениям мэтров русской литературы

Российское телевидение продолжает показ сериалов по произведениям мэтров русской литературы

24

Классику — в массы!

Российское телевидение продолжает показ сериалов по произведениям мэтров русской литературы
В разделе

Два года назад канал «Россия» представил российскому зрителю сериал «Идиот», снятый Владимиром Бортко по одноимённому роману Фёдора Достоевского. Скептики, считавшие, что многосерийные экранизации классических романов обречены на провал, были посрамлены. «Идиот» имел оглушительный успех. А телеканалы и кинокомпании взялись за экранизацию других произведений мэтров русской литературы. Несколько месяцев назад канал «НТВ» показал «Дело о мёртвых душах» Павла Лунгина по Николаю Гоголю. И снова успех! Уже в самое ближайшее время ТВ предложит зрителям пять новых сериалов, снятых по произведениям русских классиков: «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Доктор Живаго» Пастернака, «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова, «Герой нашего времени» Лермонтова и «Братья Карамазовы» Достоевского. Всё, что мы узнали о грядущих телепремьерах, и предлагаем вниманию читателей «Версии».

Первым на телеэкранах появится сериал «Мастер и Маргарита». Он будет показан на канале «Россия».

Автор сценария и режиссёр картины Владимир Бортко откровенно признаётся, что задумал снять этот фильм почти 10 лет назад.

«Мастер и Маргарита» — это длинная история. Я написал сценарий к фильму ещё в 1996 году. Им заинтересовалась продюсерская фирма «Киномост»; мы даже провели подготовительный период: были выбраны места съёмок, подобраны актёры. Но съёмки были остановлены, против выступил владелец прав на произведения Булгакова. Прошло почти пять лет, и вот сейчас, даст Бог, зритель увидит всё то, что задумывалось ещё тогда...».

Актёрский состав сериала — звёздный. Анна Ковальчук, Александр Галибин, Олег Басилашвили, Сергей Безруков, Александр Абдулов, Александр Филиппенко, Владислав Галкин.

В роли Мастера должен был блистать Владимир Машков. Во всяком случае, такая договорённость существовала. Но актёр подписал два контракта в Голливуде и не смог принять участие в съёмках. В итоге Мастера сыграл Александр Галибин.

Непросто шёл кастинг и на главную женскую роль. В конце концов Маргаритой стала Анна Ковальчук, знакомая российскому телезрителю по сериалу «Тайны следствия». Олег Басилашвили блестяще сыграл Воланда. Александр Абдулов — Коровьева. Его неразлучного спутника — кота Бегемота — Александр Баширов («Мама, не горюй-2», «9 рота).

В ленте много компьютерной графики.

В первую очередь это касается сцен с участием кота Бегемота, бала у Воланда и полёта Маргариты. Как говорят, спецэффектов в общей сложности на 167 минут фильма, и обошлись они продюсерам в кругленькую сумму.

Между прочим, основные съёмки картины проходили не в Москве, а Владимир Бортко считает, что воссоздать атмосферу 30-х годов на берегах Невы легче, чем в столице. Съёмки проходили также в Израиле, Ялте и Москве.

А для сцен с Понтием Пилатом режиссёр выбрал студию «Бояна» в Софии, где сохранилась огромная американская декорация, оставшаяся ещё после съёмок фильма «Спартак».

«Мастер и Маргарита» Бортко не первая попытка экранизировать это бессмертное произведение Булгакова. Сделать это пытались многие известные режиссёры: Элем Климов, Эльдар Рязанов, Игорь Таланкин, Владимир Наумов, Ролан Быков и даже Роман Поланский, однако никому из них это не удалось. Несколько экранных версий булгаковского романа всё же увидели свет, вот только к первоисточнику они имеют весьма отдалённое отношение.

Перевести Булгакова на киноязык попытался и Юрий Кара в 1994 году. Но этот фильм (права на картину принадлежат продюсерам, которые не отдали режиссёру даже авторскую копию плёнки) так и не дошёл до широкого экрана. Роль Мастера исполнил Виктор Раков, Маргариты — Анастасия Вертинская, Воланда — Валентин Гафт, Иешуа — Николай Бурляев. Снимали ленту в Москве, Израиле и Ялте. Те немногие, кто всё-таки видел эту версию романа, считают, что актёры на все роли подобраны идеально.

По теме

А неудачу с кинопоказом некоторые, причём не самые суеверные, люди склонны объяснять той мистической аурой, которая присуща культовому роману Булгакова. Вот как описывал журналисту нашей газеты съёмки своей киноверсии сам Кара.

— Проблемы начались с первого съёмочного дня. Мы снимали сцену варьете в саду «Эрмитаж». Было много массовки: полуобнажённые дамы выскакивали из помещения...

И вдруг является главный режиссёр театра «Эрмитаж» Михаил Левитин и начинает кричать, как булгаковский поэт Бездомный: «Сатана появился! Бросайте это дело. У вас ничего не выйдет. Прекратите съёмки!»

Как выяснилось впоследствии, дело было так. Консультантом на фильме работал знаменитый искусствовед Локшин. Он обнаружил, что в помещении, где хранился отснятый материал, прорвало трубу горячего отопления и все плёнки оказались в кипятке. Локшин позвонил Левитину и сказал: «Прекращай это дело. Здесь пахнет нечистой силой». Левитин только засмеялся, однако, как только он положил трубку, в его кабинете лопнула труба — режиссёра ошпарило кипятком. Левитин испугался, в результате все переругались, а съёмки прекратились. До сих пор художник театра окропляет все углы святой водой...

Так что есть все основания полагать, что «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко до экрана всё-таки дойдёт. Тем более что в отличие от своих предшественников Бортко ни в какую мистику романа не верит и прямо говорит, что он атеист. Тем не менее без загадочной истории и здесь не обошлось. Как-то сидел режиссёр на Патриарших прудах, а незнакомый человек, проходя мимо, сказал загадочную фразу: «Ничего у вас не получится» и пошёл дальше. Получилось или нет, мы увидим уже этой зимой.

У «Золотого телёнка» два финала

Режиссёр: Ульяна Шилкина.

Автор сценария: Илья Авраменко.

В главных ролях: Олег Меньшиков, Никита Татаренков, Алексей Девотченко, Леонид Окунев, Дмитрий Назаров, Михаил Ефремов, Инга Оболдина, Ольга Красько.

Начнём с того, что в новую, 8-серийную экранизацию вошли даже те эпизоды, которые в своё время из романа вырезала цензура. Так, в фильме есть сцена похорон Маяковского, когда Остап Бендер наблюдает за траурной процессией, следующей по Лебяжьему переулку к Кремлю. Чтобы воссоздать её, авторам пришлось просмотреть кинохронику похорон советского поэта. Сняла Ульяна Шилкина и два финала фильма. Напомним, что в «Золотом телёнке» есть 35-я глава, где, вместо того чтобы перейти речку и нарваться на румынских пограничников, Остап Бендер женится на Зосе Синицкой. Какой из финалов станет окончательным — пока неизвестно. Съёмки фильма уже завершены, и сейчас в самом разгаре монтажно-тонировочный период. Сериал выйдет на Первом канале в начале следующего года.

Как рассказал нам главный редактор картины Сергей Даниелян, решение пригласить на главную роль Олега Меньшикова принято было единогласно: «У нас не было никаких сомнений по этому поводу, он и есть Бендер, абсолютно точно. Кстати, Олегу Евгеньевичу мы сразу сделали два предложения: исполнить роль доктора Живаго и роль Остапа Бендера. Очень сложно было только разделить съёмочные графики для Меньшикова, так как фильмы снимались почти одновременно. Но в течение года с небольшим мы смогли с этим актёром сделать две картины. Снимался «Золотой телёнок» в Бухаре, Москве, Одессе, Ярославле... В том числе и в местах знаменитого автопробега «по бездорожью и разгильдяйству».

«Золотой телёнок» Швейцера (1968)

Михаил Швейцер взялся за «Золотого телёнка» во многом потому, что увидел Сергея Юрского в роли Остапа Бендера в спектакле «12 стульев». Кроме Юрского зрителям запомнился Зиновий Гердт в роли Паниковского. Как рассказывал сам Гердт, роль Паниковского должен был исполнять Ролан Быков. Но в итоге Паниковского сыграл именно Гердт, хотя он считал Ролика (как он его называл) более подходящей кандидатурой на роль этого персонажа.

В чём отличия

В картине Швейцера очень сильный актёрский состав, но картину порезала цензура. Донельзя выхолощенный и подретушированный тогдашним номенклатурным начальством, фильм передаёт лишь малую толику того, что читатели называют «Золотым телёнком». Новый фильм будет без купюр.

По теме

«Героем нашего времени» стал Петренко

Режиссёр: Александр Котт.

Автор сценария: Ираклий Квирикадзе.

В главных ролях: Игорь Петренко, Эльвира Болгова, Юрий Колокольников, Сергей Никоненко, Ирина Алфёрова, Авангард Леонтьев, Андрей Соколов, Евгения Лоза, Игорь Ясулович, Леонид Окунев, Сергей Баталов.

Вовсю идут съёмки новой телеверсии «Героя нашего времени». Режиссёр меняет последовательность событий, изложенных в романе Михаила Лермонтова. Телефильм начинается с сюжета о судьбе княжны Мэри, а закончится «Бэлой». Вот что рассказывает о картине Александр Котт: «Я очень люблю роман Лермонтова, в том числе он замечателен и тем, что его идея до конца так и не сформулирована автором. Это даёт возможность более широких трактовок. Многие события и их причинно-следственные связи мы выстраивали вместе с Ираклием Квирикадзе сами. Многое из того, что написано у великого писателя, просто невозможно переложить на современный киноязык». Роль Печорина исполняет Игорь Петренко. Сергей Никоненко — Максима Максимовича. На роль Мэри из 30 кандидаток была выбрана начинающая актриса Евгения Лоза. Съёмки фильма сейчас в самом разгаре: начались они в Пятигорске, продолжатся в окрестностях Кисловодска, Тамани, в Майкопе. Чтобы восстановить эпоху того времени, создатели телефильма денег не жалеют. Сшито порядка 100 костюмов: у Печорина их восемь, у Мэри — девять. К каждому из костюмов прилагается своя пара обуви, сделанная по эскизам ХIХ века. Все костюмы сделаны из натуральных тканей и вышиты вручную. Для офицерских мундиров было изготовлено 20 эполетов ручной работы.

«Герой нашего времени» Ростоцкого (1965—1966)

Двухсерийная экранизация «Героя нашего времени» не считается большой удачей режиссёра Станислава Ростоцкого. Многие считают, что исполнитель роли Печорина Владимир Ивашов не совсем соответствовал Печорину Лермонтова. У Ростоцкого это зрелый, уставший от жизни человек.

В чём отличия

В 1965—1966 годах Станислав Ростоцкий экранизировал только три части «Героя»: «Максим Максимыч», «Тамань» и «Бэла». Александр Котт снимает телефильм по всему роману.

«Братья Карамазовы»: юмор и трагизм в одном флаконе

Режиссёр: Юрий Мороз.

Автор сценария: Александр Червинский.

Этот фильм пока находится в стадии подготовки. На данный момент даже неизвестно, кто будет сниматься в главных ролях. Точно известно, что актёры, которые будут играть в новой экранизации, будут соответствовать по возрасту своим прототипам. Александр Червинский признался, что попытался сохранить все сюжетные линии, а также знаменитые философские части романа, отсутствующие в других экранизациях. И ещё сценарист считает, что Достоевского редко воспринимают как писателя, которому свойствен юмор. А на самом деле в романе бездна смешного.

«Братья Карамазовы» Пырьева (1968)

Эта экранизация — последняя работа классика советского кино Ивана Александровича Пырьева. Смерть помешала режиссёру завершить картину. Её закончили Михаил Ульянов и Кирилл Лавров. Картина получилась блестящей. Эта экранизация — первый большой успех Андрея Мягкова, он сыграл роль Алёши. И последняя роль в кино Марка Прудкина (Фёдор Карамазов).

В чём отличия

Постановка Юрия Мороза будет более полной, нежели у Ивана Пырьева.

«Доктор Живаго»: всё перелопачено под кинематограф

Режиссёр: Александр Прошкин.

Автор сценария: Юрий Арабов.

В главных ролях: Олег Меньшиков, Чулпан Хаматова, Олег Янковский, Сергей Гармаш, Владимир Ильин, Андрей Панин.

Завершается работа и над первой экранизацией в нашей стране знаменитого романа Бориса Пастернака. Напомним, что «Доктор Живаго» вышел в Голливуде в 1965 году, главную роль исполнил Омар Шариф, а картина получила несколько «Оскаров». Наш «Доктор Живаго» на телеэкранах должен появиться в конце этого — начале следующего года на канале «НТВ». Как рассказал главный редактор картины Сергей Даниелян: «Поначалу нам казалось, что это произведение вообще нельзя экранизировать. Но сценарист Юрий Арабов нашёл определённую повествовательную, событийную манеру, которая рассказывает достаточно подробно о том, что происходило с героями Пастернака. Дух романа и идеи сохранены, но всё перелопачено под кинематограф».

Режиссёр фильма Александр Прошкин, по мнению знатоков, один из немногих режиссёров, который владеет опытом сериального повествования («Русский бунт», «Капитанская дочка»). Роль главного героя — Юрия Живаго — согласился исполнить Олег Меньшиков, и, как считают авторы сериала, это огромная удача. «Доктор Живаго» не просто книга. И когда выбирается актёр на роль известного литературного персонажа, учитывается всё: популярность, предыдущие работы — всё должно было совпасть в одном человеке, — говорит Сергей Даниэлян.

Картина снималась в Ярославле, Костроме, Москве. В фильме использовали компьютерную графику. Она помогла воссоздать ту эпоху. «Найти натуру, которая была бы не тронута печатью цивилизации, было очень трудно, поэтому что-то приходилось замазывать после съёмок на компьютере, что-то воссоздавать, что-то дорисовывать», — рассказывает Даниелян.

Опубликовано:
Отредактировано: 13.08.2007 16:37
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх