// // Российский авторынок зашёл в тупик

Российский авторынок зашёл в тупик

623

Авто – в хлам

2
В разделе

«Население нашей страны стало абсолютно автомобильным. Сейчас автомобиль есть в каждой семье», – недавно порадовал сограждан российский премьер Дмитрий Медведев. Независимая статистика, конечно, сильно расходится со словами главы кабинета, но главное в них не чувство неизбывного оптимизма, а нечто другое.

Посыл данного комментария в следующем: правительство, очевидно, не владеет информацией о ситуации в транспортной сфере, но при этом продолжает принимать решения, определяющие их развитие. Неудивительно, что никакого развития не происходит.

Заявив об «абсолютной автомобилизации», Дмитрий Медведев довольно серьёзно исказил действительность. По данным агентства «Автостат» двухгодичной давности, автомобиль имелся лишь у 51% российских домохозяйств. Треть из них владела одним транспортом, примерно каждое седьмое – двумя. Три авто в наличии у 3% семей, и ещё полпроцента имело более солидный автопарк. Вряд ли с 2014-го граждане совершили прорыв в деле процветания.

Для сравнения: в Японии, Франции и Италии уровень автомобилизации населения – 80%. В США – практически 100-процентный. Это к слову об «абсолюте».

Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что власти предпринимают определённые шаги для того, чтобы хоть не отстать от этих лидеров. В частности, продолжает работать программа государственной поддержки автопрома, благодаря которой машины приобретают сотни тысяч граждан – по информации Минпромторга, только с 1 января по 28 августа текущего года было реализовано 435 308 машин. Однако в целом ситуация выглядит не слишком весело.

Рынок пал

Компания «Автостат инфо» свидетельствует: отечественный авторынок в августе сократился более чем на 17% к аналогичному периоду прошлого года. Падают показатели продаж практически всех марок – от «Джили» (минус 84,7%) и «Сузуки» (минус 70,2%) до КИА (минус 9,2%).

Впрочем, немного растут ВАЗ со «Шкодой» и «Тойотой» – соответственно они в плюсе на 4,5; 5,4 и 3,4%. УАЗ и вовсе демонстрирует настоящий прорыв – реализация продукции завода возросла на пятую часть.

На фоне такой статистики довольно неожиданно прозвучала якобы сенсационная новость о выходе российского рынка в тройку ведущих европейских после Германии и Франции. Но сенсация оказалась дутой. Как объясняют эксперты, причины её появления две – традиционно «мёртвый» август у дилеров Старого Света и нерепрезентативный период оценки. Если оценить рынки за прошедшие восемь месяцев, выяснится, что наша страна в рейтинге «как минимум на пятом месте, а то и на шестом».

Статистика не радует, но и последняя по времени активность властей, направленная если не на развитие, то хотя бы на стабилизацию авторынка, вызывает вопросы. Согласно официальному правительственному сообщению, кабинет направил «бюджетные ассигнования в размере 3,3 млрд рублей для предоставления в 2016 году субсидий» отечественному автопрому. Планируется, что с помощью этих средств «будут компенсированы затраты на транспортировку, разработку улучшенной техники, подтверждение качества создаваемых продуктов и сотрудничество с международными компаниями и организациями».

Теперь несколько сравнений. 3,3 млрд рублей – это примерно треть суммы, найденной при обыске в квартире у и.о. главы управления «Т» ГУЭБиПК МВД РФ Дмитрия Захарченко. Также это около трёх четвертей средств, направленных на строительство тепличного комплекса в Ростовской области. Или где-то столько же, сколько выделено в этом году на поддержку аграриев Волгоградской области. Иными словами, 3,3 млрд рублей явно недостаточно для решения всероссийской задачи – такими деньгами оперируют сугубо на региональном уровне. Впрочем, если правительство не может качественно поддержать автопром и смежные отрасли, поскольку «денег нет, но вы держитесь», то всегда есть возможность возложить эту миссию собственно на транспортников и автолюбителей. Так, ходят устойчивые слухи, что вскоре после выборов одиозная система «Платон» начнёт функционировать и на дорогах местного значения – такой вывод можно сделать из акцентов, расставленных в комментарии главы Минтранса Максима Соколова. «Вопрос введения платы за проезд фур по региональным дорогам не рассматривается на федеральном уровне», – сказал чиновник. А если так, то он может рассматриваться на уровне пониже, разве нет?

По теме

Бензин подорожает

Лишний рубль потянут не только из дальнобойщиков. Неприятные известия ожидают и простых автолюбителей. По прогнозам, в октябре цены на бензин вырастут, в частности литр Аи-92 подорожает на рубль. Так сработает отложенный эффект повышения акцизов, прошедшего в этом году дважды – в январе и апреле. В результате за год стоимость топлива для рядового потребителя повысится на 2–3 рубля.

По мнению чиновников, ничего страшного в этом нет. «Ситуация стабильна – цены растут не очень быстрыми темпами», – считает Дмитрий Махонин, представитель ФАС, руководитель управления, регулирующего топливно-энергетический комплекс страны. Согласно ожиданиям антимонопольщика, к концу года цены на бензин увеличатся не более чем на 5–6%, что, конечно, ниже уровня инфляции.

Однако настораживает такой момент: государство делает всё, чтобы топливо не дешевело, а только дорожало. Пусть и скромными темпами. Как подсчитало агентство «Рейтер», за последние два года нефть потеряла 60% стоимости. С российским бензином расклад принципиально иной: например, самый популярный в стране Аи-92 за тот же период подорожал на 11%.

Почему так происходит, понятно. Власти планомерно увеличивают акцизную составляющую в топливе. Доля налогов в литре того самого Аи-92 в настоящий момент составляет примерно половину цены. В США, напротив, государство не отягощает нефтепереработчиков поборами, и как следствие за последние два года стоимость бензина в Штатах упала на 38%. Сейчас литр там стоит около 65 центов. Это больше, чем в России, но ненамного. А ведь набирает ход и такой процесс, как падение спроса на бензин. В этом году его потребление, считают аналитики, снизится на 3,7, в следующем – на 3,8%. Экономика сокращается, люди ездят всё менее охотно. Какая уж тут «абсолютная автомобилизация»?

Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском рынке ИК «Фридом Финанс»:

Отечественные автомобилестроители угодили в своеобразную ловушку времени. Безнадёжно уступая иностранным производителям, они пытались их догнать, отказались от тех немногих преимуществ, которыми обладали, почти догнали, но тут грянул кризис и оставил наши заводы в своеобразной полупозиции.

– «Жирные годы» привели к тому, что под действием платёжеспособного спроса полностью отечественный автопром проиграл битву импорту, так как отставал по качеству и технологиям на 30 лет. Выпуск сильно сократился, но в то же время, чтобы сократить отставание, стали внедряться импортные технологии. В результате автомобили стали дорожать. А когда наступил кризис, на новые машины спрос упал, да и за рубежом они не нужны. А старых, которые за счёт низкой цены могли бы продаваться, мы уже не выпускаем. Если застой продлится, то и современные модели устареют, и завод будет безнадёжно неконкурентоспособен ко времени, когда экономика вновь будет расти.

Справка

Дешевле украинского, дороже киргизского

Быть крупной нефтедобывающей страной и держать цены на топливо на приемлемом для населения уровне – иногда не одно и то же. По итогам 2015 года в пятёрку крупнейших нефтедобывающих стран мира входили: Саудовская Аравия, Россия, США, КНР, Ирак.

По данным портала GlobalPetrolPrices.com на 12 сентября, самый дешёвый бензин продаётся в Венесуэле – 0,1 доллара, или 10 центов, за литр. Далее идут: Саудовская Аравия – 0,24 доллара, Туркмения и Алжир – по 0,28 доллара, Кувейт – 0,34 доллара, Катар – 0,38 доллара. В России бензин стоит 0,58 доллара. Это больше, чем в Иране (0,39), Нигерии (0,46), Тринидаде и Тобаго (0,53), Бирме (0,55) в даже чем в Киргизии (0,56 доллара). Зато меньше, чем в Белоруссии (0,60), Мозамбике (0,62), на Украине (0,81) и тем более чем в рекордсмене рейтинга Гонконге (1,87 доллара).

Опубликовано:
Отредактировано: 19.09.2016 08:55
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх