// // Российская армия прекратила закупку легендарных командирских «бобиков»

Российская армия прекратила закупку легендарных командирских «бобиков»

1556

УАЗ здесь не стояло

«УАЗы» будут покупать лишь ограниченными партиями для нужд спецназа
Фото: ИТАР-ТАСС
«УАЗы» будут покупать лишь ограниченными партиями для нужд спецназа Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Минобороны продолжает избавляться от устаревающих видов вооружения и техники. Как стало известно на прошлой неделе, к 2015 году военные полностью откажутся от знаменитого внедорожника «УАЗ-3151». В ближайшие девять лет массовая закупка «уазиков» в рамках Гособоронзаказа для армии прекращена, возможна поставка в войска лишь небольших спецпартий этих машин. До 2015 года в армии будут пользоваться уже имеющимися внедорожниками, а до этого времени будут определяться, какой моделью их заменить. Корреспондент «Нашей Версии» разбирался, какой же автомобиль сегодня нужен российским военным.

История самого популярного советского внедорожника началась в 1972 году, когда было налажено серийное производство «УАЗ-469». В 1985 году он был модернизирован и под индексом 3151 надолго превратился в один из символов Советской, а потом и Российской армии. Высокопроходимый, простой в обслуживании и ремонте, он высоко ценился у командиров всех уровней. Этот спартанский, неприхотливый и дешёвый автомобиль за практичность, простоту в эксплуатации и своеобразный внешний вид, а может, потому что на ухабах эта машина лихо подпрыгивает, военные остряки метко окрестили «бобиком» или «козликом». Сегодня этот легковой автомобиль по-прежнему используется в основном для перевозки командиров, но существуют и различные модификации внедорожника: командно-штабная машина, химической и радиационной разведки.

Нужно отметить, что решение об отказе от «УАЗов» хорошо вписывается в контекст последних решений Минобороны, где плавно уходят от практики перевозки начальников на дешёвых автомобилях. Напомним, что в конце прошлого года военные провели тендер на аренду 553 «членовозов» для генералитета и высокопоставленных чиновников, среди которых люксовые модели BMW, Porsche Cayenne, Toyota на сумму около 10 млрд рублей.

Но, как отмечают эксперты, в полевых условиях и во время боевых действий на топовых автомобилях не наездишься, поэтому армии всё равно необходим массовый недорогой автомобиль. На сегодняшний день на российском рынке нет других доступных машин, которые приспособлены для эксплуатации на тяжёлом бездорожье, военным скорее всего всё же вновь придётся обратиться к ульяновским автостроителям.

Это подтверждается тем, что военные сегодня закупают улучшенный вариант «УАЗ» – Hunter «Гусар» с японским 2,5-литровым бензиновым двигателем Toyota 5VZ-FE мощностью 203 лошадиные силы и с коробкой передач LandRover. По классификации НАТО этот автомобиль относится к классу лёгких штурмовых автомобилей. Машина оснащена усиленной рамой и оборудована приспособлением для установки пулемётов калибра 7,62 и 12,7 миллиметра и автоматического гранатомёта. «Гусар» имеет массу 1,8 тонны, развивает скорость до 180 километров в час, имеет запас хода 500 километров, грузоподъёмность машины – 1 тонна. «Гусары» в основном поступают на вооружение бригад специального назначения, первые были отправлены на Северный Кавказ, в этом году несколько десятков – на Курильские острова.

Некоторые эксперты утверждают, что сегодня к армейским внедорожникам должны применяться принципиально новые требования. По мнению специалистов, армейские автомобили этого класса должны быть бронированными, с возможностью в короткие сроки установить различные типы вооружения вплоть до небольшого орудия. Похожие требования к повседневным автомобилям в середине 70-х пришли в США. Здесь после вьетнамской кампании полностью отказались от «Виллиса», одноклассника нашего «уазика», а вместо него стали использовать принципиально другой автомобиль, который сначала назывался HMMWV (аббревиатура, означающая высокомобильное многоцелевое колёсное транспортное средство). Также этот автомобиль известен как Hummer.

По теме

Этот военный американский внедорожник стал по-настоящему культовым автомобилем. Hummer был разработан в конце 70-х компанией American Motors. Его основная концепция в том, что автомобилем мог управлять даже раненый или не умеющий водить солдат – автоматическая коробка передач была предусмотрена изначально. Клиренс свыше 40 сантиметров, позволявший этой громадине запрыгивать на бордюры до 1 метра и преодолевать брод глубиной до 1,5 метра.

Линейка HMMWV содержит 15 модификаций с общими шасси, трансмиссией и двигателем, 8 из которых – боевые машины, несущие на борту боеприпасы; есть также санитарные или штабные. Всего семейство Hummer насчитывает 44 сменных модуля, которые позволяют устанавливать различные типы вооружения. Бронированные модификации постоянно совершенствовались – сначала для противопульного бронирования использовался кевлар, ставили и поликарбонатные бронестёкла. В 90-е годы началось усиление брони, к противопульной защите добавили противоосколочную, а затем модернизировали шасси и поставили противоминную защиту днища.

Но даже на этом американцы не останавливаются, сейчас на смену Hummer идёт экономный армейский внедорожник FED Alpha. Департамент бронетанковой и автомобильной техники министерства обороны США заключил договор с английской компанией Ricardo на проектирование и проведение полевых испытаний этого военного малогабаритного вездехода.

Нужно отметить, что российские военные сталкивались с военными Hummer и высоко оценили возможности этих машин. В 2008 году во время российско-грузинской кампании российские военные захватили пять автомобилей Hummer общей стоимостью 540 тыс. долларов, поставленных американцами в Грузию в рамках программы тактической подготовки грузинских военных. Отмечалось, что эти машины были оборудованы современными средствами связи, комплексами для ведения разведки. Ещё раньше во время боевых действий в Чечне был обнаружен внедорожник этой марки на законсервированной базе боевиков под Киров-Юртом. Оказалось, машина принадлежала Шамилю Басаеву. Нужно отметить, что чеченские боевики довольно успешно использовали внедорожники различных моделей для борьбы с федеральными войсками. На них устанавливались миномёты, зенитные установки, на мощных автомобилях боевики внезапно появлялись в самых неожиданных местах, обстреливали позиции военных и также стремительно скрывались. Позже этой тактикой воспользовались повстанцы и даже правительственные войска Каддафи в Ливии.

Российский ВПК предлагает военным аналог Hummer ГАЗ-2330 «Тигр» – это многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, который производится на Арзамасском машиностроительном заводе. Автомобиль предназначен для перевозки людей и различных грузов по дорогам и бездорожью. На броневик устанавливается американский дизельный двигатель с турбонаддувом Cummins B205, который развивает максимальную мощность 204 лошадиные силы. Есть техническая возможность установить устаревший дизельный агрегат российского производства ГАЗ-562 мощностью 150 лошадиных сил, но это значительно снизит динамические характеристики внедорожника. Кузов автомобиля цельнометаллический однообъёмный пятидверный с грузовым отсеком, рассчитан на перевозку до 9 человек и до 1500 килограммов груза. На некоторых моделях достигнута максимальная для этого типа автомобилей степень защиты – по классу 6А.

Производитель обещает сделать автомобиль максимально комфортным и легко управляемым. В стандартную комплектацию включён солидный пакет опций: гидроусилитель руля, независимая торсионная подвеска всех колёс с гидравлическими амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости, раздаточная коробка с возможностью блокировки межосевого дифференциала, автоматическая подкачка шин с электронным управлением, предпусковой подогреватель и электрическая лебёдка. Дополнительно могут быть установлены даже кондиционер, аудиосистема, электростеклоподъёмники, дополнительный отопитель и ABS.

Как стало известно «Нашей Версии», в этом году .

Однако у специалистов «российский Hummer» заслужил дурную репутацию: отмечается, что при производстве этого броневика используется большое количество импортных комплектующих, что несомненный минус для военной техники. Но даже при этом машина по своим ходовым качествам едва достигла уровня первых американских военных внедорожников. Кроме того, военные, которые эксплуатируют эту машину, говорят, что она ещё достаточно «сырая»: часто вязнет в грязи, выходит из строя электрооборудование, есть проблемы с рулевым управлением. И самое главное – «Тигр» стоит свыше 100 тыс. долларов, что более чем в 10 раз дороже «УАЗ-3151».

Генерал-полковник Анатолий Ситнов, в период с 1994 по 2000 год начальник Вооружения Вооружённых сил РФ, рассказал «Нашей Версии», что, по его мнению, в идеале для российских условий нужна гусеничная техника на единой платформе. Под большим вопросом необходимость бронировать машину. Иногда пуля прошивает лёгкую броню и, оставаясь в замкнутом пространстве, начинает рикошетировать, в таком случае она наносит вреда больше, чем если бы прошла навылет, продолжил наш собеседник. По большому счёту технику следует закупать исходя из прогнозируемых боевых задач, которые предстоит решать армии. К примеру, очевидно, что Российской армии не нужны машины патрулирования типа Hummer – таких сегодня достаточно в других силовых структурах. При этом «УАЗ-3151» хорошо выполняет своё предназначение, это хорошая машина общего назначения как для повседневной деятельности, так и для полевых условий.

Опубликовано:
Отредактировано: 09.11.2011 15:45
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх