Версия // Культура // Российская анимация стремительно сдаёт позиции в мировом прокате

Российская анимация стремительно сдаёт позиции в мировом прокате

1911

Невесёлые картинки

В разделе

Отечественная мультипликация, которой мы так гордились в советское время, всё ещё находится в глубоком кризисе. На одном из старейших анимационных фестивалей во французском городе Анси в этом году из 229 фильмов, включённых в конкурсную программу, лишь четыре были сделаны в России или при её участии. Это самое малое количество картин, которое мы когда-либо представляли. Эксперты отмечают, что международный интерес к российской анимации падает, что, кстати, отражается и на прокате.

Россия сдаёт свои позиции не только в полном метре, который мы толком даже и не освоили, но и в коротком жанре, где долгие годы мы находились на первых строчках. Арт-директор фестиваля в Анси Серж Бромберг отмечает, что у России мощные традиции и корни, но ничего нового мы давно публике не представляем. «Всё, что мы получаем на селекцию, это народные сказки, Пушкин или Толстой, всё время одни и те же истории, всегда 13-минутные фильмы, постоянные куклы, – отметил он. – Русской анимации надо бы быть чуть более дикой, чуть более сумасшедшей, раскрыть воображение, осмотреться, увидеть, что делается в мире. Я знаю, всё это уже отчасти появляется, но пока в слишком малом количестве. Но я уверен, что буквально в следующем году Россия нас всех очень удивит в самом лучшем смысле».

Ну а пока что у нас в стране с мультипликацией всё не очень гладко. В год выходит две-три полнометражные анимационные ленты, а короткометражки и вовсе никто не видит – их прокат ограничен лишь фестивалями. После распада Союза многие признанные мастера анимации покинули отрасль – одни сменили профессию, другие уехали за границу, а кто-то просто постарел и отошёл от дел. Лишь в 2003 году началось какое-то движение вперёд: вышли первые отечественные мультсериалы («Смешарики» и «Приключения Лунтика и его друзей»), появились первые полнометражные мультфильмы, на которые стал ходить зритель («Алёша Попович и Тугарин Змей» или «Князь Владимир»).

Однако, пока голливудские ленты зарабатывают в прокате миллионы («Шрэк», «Ледниковый период» или «Мадагаскар»), наши анимационные картины в прокате порой и вовсе не окупаются. К примеру, из всех историй о русских богатырях лишь мультфильм «Илья Муромец и Соловей разбойник» принёс прибыль, собрав 9 млн долларов при бюджете 2 млн долларов. Кстати, «Три богатыря и Шамаханская царица» и «Иван Царевич и cерый волк» тоже показали, что наши мультфильмы могут собирать неплохую кассу – 19 и 24 млн долларов соответственно. Хотя, конечно, до мировых рекордов нам очень далеко. Так, вторая часть «Шрэка» входит в десятку самых кассовых картин мира, правда, и бюджеты там совсем другие. Картина сделана за 150 млн долларов, а собрала в мире более 920 миллионов. Также в список 10 самых прибыльных картин входит ещё одна анимационная лента – «Король Лев», которая при затратах 45 млн долларов собрала 951 миллион.

К сожалению, наши собственные мультфильмы такую прибыль вряд ли когда увидят. Стоит вспомнить, что те же голливудские анимационные ленты зарабатывают ещё и на сопутствующих товарах, чего мы делать практически не умеем. Да и не может быть сборов без мощной продюсерской и рекламной поддержки. Признанный классик российской мультипликации Гарри Бардин в 2010 году выпустил свой первый полнометражный проект «Гадкий утёнок». Фильм собрал 162 тыс. долларов. «Мало кто вообще знал, что картина в прокате, – рассказал «Нашей Версии» Гарри Бардин. – Реклама отсутствовала плюс недобросовестность дистрибьюторов, в итоге 117 копий – это для России достаточно много, но прокат «булькнул» и разошлись круги. Сейчас кто почестнее – покупает DVD, кто-то скачивает». По его словам, далеко не каждый может сделать полнометражный мультфильм. При этом короткометражки, как правило, снимают дебютанты, эти ленты затем попадают на международные фестивали, а российский зритель их в итоге не видит.

«У многих просто нет денег, опыта и возможностей, чтобы снимать полнометражные мультфильмы. А короткометражки по формату не подходят как кинотеатрам, так и телевидению. Вот и получается: то немногое, что зритель видит, ещё и не всегда окупается. Так что наш прогресс в анимации если произойдёт, то ещё явно не скоро», – добавляет режиссёр.

Тем временем на фестивале в Анси был показан полнометражный анимационный фильм, сделанный в ЮАР. И хотя он шёл во внеконкурсной программе, удостоился самых положительных отзывов.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.06.2012 16:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх