Версия // Общество // Роскосмос мечтает о былой славе

Роскосмос мечтает о былой славе

2184
В разделе

В ближайшее время по инициативе депутатов Госдумы может быть создан совет по развитию космонавтики. Новая структура под управлением Президента должна помочь преодолеть «черную» полосу космической отрасли в целом и ее главному ведомству в частности. В последнее время Федеральное космическое агентство буквально не сходит с газетных полос: то деньги на новые разработки потерялись, то ракеты падают.

Будущий совет должен проанализировать текущую ситуацию и подкорректировать планы Роскосмоса по дальнейшему развитию отечественной науки. Стоит отметить, что это будет уже вторая попытка навести порядок в отечественной космонавтике. Первую предпринял еще в 2011 году сам Владимир Поповкин. Однако его боевой настрой и решительность понравились далеко не всем коллегам и даже вызвали волну возмущения.

Так уж вышло, что большинство россиян не знают достаточных оснований для гордости за свою страну. В это же время все мы помним и до сих пор гордимся достижениями страны, которой уже нет на карте мира. Поводов тому, действительно много: СССР – страна, запустившая первый космический спутник, первая отправила в космос человека. Только один советский ученый Константин Циолковский для развития космической сферы столько, сколько ни один из его коллег из любой страны мира.

Даже перестройка и последующий развал страны не смогли сломить ее космическую мощь и лишить нас статуса сверхдержавы. Собственно, мы и сегодня первые по количеству запускаемых в космос аппаратов. По-прежнему работают научные центры, проводятся разработки. Но! Все чаще при запуске ракет случаются аварии, зарубежные конкуренты громогласно заявляют о том, что это они «впереди планеты всей». А чем славится Россия? К сожалению, - авариями, упадком отрасли и даже воровством. О последнем факте в интервью одному из федеральных изданий говорил сам глава Роскосмоса Владимир Поповкин.

Иностранцы дышат в спину

Иностранцы даже шутят: «Русские с конца 80-х успели забыть об орбитальных полетах больше, чем мы знали когда-либо». Оно и понятно, с другой стороны – на отцовских достижениях долго не протянешь. Нужно и самим добиваться впечатляющих результатов.

- Не исключено, что уже в ближайшие годы космический статус нашей страны в очередной раз будет поставлен под сомнение, поскольку американцы и европейцы вводят новое поколение ракет-носителей и космических кораблей, - рассказал, комментируя ситуацию в отрасли, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. - Спрос на российские транспортные корабли «Прогресс» уже упал на треть в связи с началом эксплуатации коммерческих челноков Dragon частной американской компании SpaceX. На повестке дня - завершение работ по ракетам-носителям Falcon 9 и Falcon Heavy, предназначенных для вывода полезных нагрузок на геостационарные орбиты и для обеспечения МКС».

Сегодня в спину Роскосмосу дышат космические агентства США, некоторые страны ЕС и Китай. По словам специалистов, много лет проработавших в этой сфере, сохранить лидерство возможно. Но для этого надо немало постараться. По сути, вся космическая промышленность России нуждается в реструктуризации. Ибо часть предприятий давно закрыто или переориентировано на мирные цели, соответствующие потребностям времени. Многие к Федеральному космическому агентству РФ (Роскосмосу) юридически имеют весьма далекое отношение. Собрать воедино базу, вернуть высококвалифицированных специалистов на свои рабочие места, вернуть, в конце концов, стране былую славу – таковы сегодня новые задачи Роскосмоса.

По теме

Первым о необходимости преобразований заговорил сам глава ведомства Владимир Поповкин. Бывший начальник команды «Гагаринского старта» на Байконуре, начальник штаба и командующий Космическим войсками уверен, что промедление невозможно более. Потому время перемен фактически началось сразу после смены руководства Роскосмоса (апрель 2011 года). Однако даже в этом благом начинании нашлась «ложка дегтя». Как и экономике, социальной сфере хорошее начинание рискует провалиться под грузом отраслевой бюрократии, не желающей терять рычаги управления. Процветает и воровство.

Энергия управления

В интервью программе «Человек и закон» Владимир Поповкин отметил, что большая часть средств, выделенных государством на развитие космических технологий, оседает в карманах некоторых руководителей космических предприятий.

- Мне тяжело назвать цифру, какую воруют, потому что за нее надо отвечать. Я, честно говоря, никогда не занимался подсчетами. Но я считаю, что наша отрасль может эффективнее работать процентов на 20-25, - сокрушался глава Роскосмоса.

Провести полную, а главное - честную инвентаризацию космической отрасли ввиду больших объемов работы представляется маловозможным. Однако многие неприглядные факты, дискредитирующие и всю отрасль в целом и отдельных ее «генералов» уже давно на слуху. Взять хотя ракету «Протон». Генеральный конструктор ГКНПЦ им. Хруничева В.Е. Нестеров ушел в связи с чередой ЧП с «Протонами». Когда-то самая надежная в мире, созданная еще в 60-х 20-го века великим конструктором В.Н. Челомеем, сегодня она не может похвастаться беспроблемными запусками. А ведь единственным, по-настоящему, прорывным проектом России в создании современных носителей должна стать многофункциональная «Ангара», которую предстоит строить и испытывать тому же Хруничевскому центру.

Цена прежнего «лихого менеджмента», построенного на смеси личных амбиций и бесконечных никем не утверждаемых схем «финансового оздоровления», оказалась крайне высокой.

Нынешнего руководителя Главного космического агентства России называют «слишком энергичным», обвиняют в излишне жестком продвижении понравившихся ему программ развития отрасли и в частности, тот же проект «Ангара».

Немало удивления и возмущения у специалистов в космической отрасли вызвала и ситуация с преобразованием Ракетно-космической корпорацией «Энергия». Шутка ли: из бесспорного лидера мировой ракетно-космической промышленности она трансформировалась в полупустой гигантский комплекс зданий в подмосковном Королеве. Ее специалисты (надо полагать, с одобрения руководства) случается, что заваливают серьезные проекты, допуская при этом грубейшие просчеты и ошибки. Во всех этих скандалов один из бывших советских офицеров, проработавший в космической отрасли не один десяток лет, сказал: «мне как офицеру, стыдно за многое, происходящее сегодня в бывшей великой стране и когда передовой отрасли»!»

Подмоченная репутация

Удивительно, но как нам кажется, что генеральный конструктор «Энергии» Виталий Лопота совершенно не стесняется провалов и финансовых катастроф своего детища. На фоне этого, идет коллекционирование неудачных проектов. Наиболее яркий тому пример – ситуация с реализацией проекта «Морской старт». РКК «Энергия» имени С.П. Королева, по сути, выкупила его у «Боинга». На его разработку государство ежегодно тратит сотни миллионов долларов. Впустую, ибо никакой отдачи от «Морского старта» Россия до сих пор не получила. Только прямые потери по проекту 2011 году составили более 100 млн. долларов. Не лучше результат и по итогам 2012 года. Причина убытков, по мнению специалистов, - малое количество стартов (проект рентабелен при четырех стартах в год). Но и даже те редкие запуски, которые все-таки производятся, нельзя назвать беспроблемными. Так, 1 февраля 2013 года у ракеты-носителя «Зенит-3SL» со спутником связи «Интелсат-27» (IS-27) вскоре после пуска с плавучего космодрома в Тихом океане произошло аварийное отключение двигателя первой ступени.

По теме

В конце прошлого года менеджмент швейцарской корпорации «Сиа Лонч АГ», «дочки» РКК «Энергия», осуществляющей запуски по программе «Морской старт», признал, что после года самостоятельной работы фирма пришла к полному банкротству. Для продолжения дальнейшей работы проекта срочно необходимы как минимум 200 млн. долларов. Единственным «спонсором», который в силах спасти ситуацию, остается бюджет России. Потому что частные банки, похоже, кредитовать «Энергию» больше не хотят.

Совокупная задолженность компании «Си Лонч» (и, следовательно, «Энергии») перед кредиторами составляет не менее 530 миллионов долларов, какие уж тут кредиты.

Во всей этой истории удивляет и то, что несмотря на катастрофические убытки, на печальную метаморфозу, произошедшую с некогда мощным и крепким предприятием, проект не стыдливо закрыт, а по-прежнему наплаву. Очевидно, руководители «космических» предприятий знают какой-то секрет устойчивости. Они широко применяют разнообразные схемы «оптимизации» финансовых потоков и систем управления. Примером, опять-таки, может служить РКК «Энергия», более 20% акций которого принадлежат самому предприятию (находится на балансе полностью подконтрольных ему 100-процентных дочерних фирм – ООО «ИК «Открытие» и ЗАО «ЗЭМ»). То есть по сути акциями управляет менеджмент РКК, под бдительным руководством Виталия Лопоты. Схема известна еще с 90-х под названием «закольцовка». Дополнительный бонус от этой схемы — несменяемость менеджмента.

Подобное попустительство не могло остаться незамеченным новым руководителем Роскосмоса. Начались проверки со свойственным Поповкину напором. Однако такая настойчивость явно не понравилась «космическим генералам» и они предприняли «ход конем».

На сайте ОАО «Российские космические системы» вдруг появилось открытое письмо Первого заместителя генерального директора ОАО «Российские космические системы» И.И. Голуба. В нем главу не в меру любознательного руководителя ведомства обвиняли в «снижении окладов директорам предприятий» и «проведении финансовых проверок, в частности, проверки цен по госконтрактам». Такая «придирчивость» заставила сильней задумать о том, что же на самом деле волнует высшее руководство российской космической индустрии. И в это же время остается открытым вопрос – а почему проводимые Роскосмосом проверки никак не заинтересовали соответствующие ведомства? Например, чиновников Госимущества или прокуратуру.

Среди недостатков главы Роскосмоса Поповкина его недруги называют два главных: «генеральский» напор и, свойственное большинству военных, пренебрежение пиаром. все же представитель той специфической военно-гражданской системы управления космической отраслью, которая создавалась еще Королевым. Хочется верить, что после детального расследования ситуации, сложившейся в космической отрасли России, недостатки Поповкина сыграют во благо. И «черные дыры», в которые с космической скоростью утекают «космические» деньги будут как минимум закрыты. А максимум – будут определены фирмы, на счетах которых, возможно осели деньги российских налогоплательщиков. Но это лишь мечты. В реальности же в ближайших планах Центральное космическое ведомство должно представить в военно-промышленную комиссию план реорганизации 93 подведомственных предприятий в 6 интегрированных структур, а также потому, что планируется доведение доли государства в ключевых предприятиях отрасли (РКК «Энергия») до контрольной. Глядишь, и в итоге идея возвращения «ока государева» в космонавтику все-таки станет реальностью. Все-таки на кону стоит не только и не столько престиж страны, сколько ее оборонная мощь и безопасность.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.08.2013 22:14
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх