Российские чиновники использовали пробку в Суэцком канале, чтобы напомнить мировым перевозчикам о потенциале Северного морского пути. О возросшей актуальности СМП заявил министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. Также благоприятный прогноз о развитии перевозок по Ледовитому океану сделали в Минэнерго. «Мы не сомневаемся, что этот маршрут будет востребован», – поддержал коллег глава Минпромторга Денис Мантуров. Вот только какие реальные перспективы стоят за этими заявлениями?
Наиболее креативно новость о суэцкой пробке обыграл главный на сегодня бенефициар развития Севморпути, его оператор «Росатом». В своём англоязычном Твиттере госкорпорация назвала причины, по которым стоит отправлять грузы через Арктику. Первая состоит в том, что в Ледовитом океане «гораздо больше места для рисования своеобразных картинок с помощью ваших гигантских кораблей». Таким образом сотрудники «Росатома» творчески обыграли сообщения о том, что создавший суэцкую пробку сухогруз Ever Given перед заходом в канал описал на рейде фигуру, напоминающую ту, что частенько плохо воспитанные школьники рисуют на стенах туалетов. Конечно, всё это смешно, но всё-таки задача «Росатома» – не в конкуренции с «Камеди клабом». Возможно, именно поэтому пост скоро был удалён. Неужели не нашлось лучшего аргумента?
Оставили на берегу
А ведь на развитие Севморпути сегодня выделяются гигантские деньги. Утверждённая сумма инвестиций с 2019 по 2024 год – 735 млрд рублей. Деньги пойдут на строительство ледоколов, а также обустройство систем навигации и мониторинга ледовой обстановки, в том числе на запуск нескольких спутников. Тратить деньги «Росатом», Минпромторг и прочие заинтересованные ведомства умеют хорошо. Предположим почти невозможное: средства будут освоены с толком. Но что дальше?
На днях губернаторы пяти субъектов – Санкт-Петербурга, Мурманской и Архангельской областей, Камчатки и Сахалина – направили в правительство письмо с просьбой скорректировать проекты развития Севморпути. Прежде всего они предлагают ввести понятие Большого северного морского пути от Санкт-Петербурга до Владивостока (сегодня СМП – это маршрут от Карских ворот до мыса Дежнёва, то есть между двумя точками в пустынной местности).
Отмечается, что сейчас документы стратегического планирования, направленные на комплексное развитие СМП, практически не охватывают транспортно-логистическую и промышленную инфраструктуру, расположенную в этих регионах. Получается, если СМП и будет развиваться по намеченному плану, то экономике прибрежных районов от него пользы будет мало. Стоит ли тратить миллиарды, чтобы решить лишь одну проблему, когда можно было бы разом разрешить целый набор? Однако исправить этот очевидный просчёт не так уж просто. Нынешние границы СМП закреплены в Кодексе торгового мореплавания. Пересмотр их потребует изменений в международных соглашениях. Опять-таки предположим, что в МИДе вспомнят о своей главной задаче и вместо высмеивания зарубежных персон добьются пересмотра границ. Но проблема в том, что когда недавно эта проблема обсуждалась на профильных совещаниях, больше всех против данной инициативы возражал «Росатом». То ли в корпорации боялись, что расширение границ СМП в одностороннем порядке может повлечь за собой санкции, то ли просто не хотели пересмотра смет, из-за чего претендовать на деньги смогут новые игроки. Как бы то ни было, выходит, что «Росатом», а не правительство или Кремль решает, что лучше для страны. Не слишком ли много в ведомстве взяли на себя?
Сергей Собянин рассказал о действиях московских медиков во время теракта в «Крокус Сити Холле». Информацию он озвучил в ходе совещания с Владимиром Путиным по принимаемым мерам.
Услуги в нагрузку
Но, может быть, Севморпуть нужен кому-то и в своём нынешнем «урезанном» виде? Конечно же, его используют российские корпорации, которые добывают в Арктике ресурсы. Но и они, как могут, стараются обойтись без заботливо навязываемых услуг «Росатома». К примеру, консорциум «Ямал СПГ», один из крупнейших пользователей СМП, проектирует и строит танкеры-газовозы ледового класса, которые не нуждаются в помощи атомных ледоколов. Более того, в связи со снижением спроса со стороны перевозчиков в сентябре «Росатом» просил правительство снизить цель по грузоперевозкам СМП к 2024 году с 80 до 60 млн тонн. По результатам прошлого года специалисты говорили о «взрывном» росте грузоперевозок. Но этот пик всего 33 млн тонн.
Так что многочисленные выступления о перспективности СМП вряд ли адресованы мировым перевозчикам. Скорее собственному начальству и депутатам. Чтобы никому не пришло в голову сокращать финансирование довольно сомнительного проекта.
Кстати
С технической точки зрения отступление арктических льдов облегчает развитие российского проекта СМП. Но с юридической – осложняет. Дело в том, что Конвенции ООН по морскому праву позволяют странам в пределах исключительной экономической зоны устанавливать особые правила для прохода судов только в районах, покрытых льдами. Это объясняется повышенной опасностью для судоходства в таких водах и требованиями экологической безопасности. Если льды уйдут, то и повода для ограничений не будет. А значит, не получится и брать плату за проход по СМП.