Версия // Бизнес // Реформа МВФ незначительна, к тому же она запоздала

Реформа МВФ незначительна, к тому же она запоздала

2907

Кредитор последней инстанции

В разделе

При условии, что Конгресс США одобрит законопроект об ассигнованиях на 2016 год, главная реформа Международного валютного фонда может быть продолжена. Но пятилетняя задержка этих изменений, призванных дать больше власти крупным развивающимся экономикам, делает их менее полезными для укрепления роли МВФ в качестве наиболее важного международного финансового учреждения в мире.

Удвоение квот

В постоянно меняющемся мире правила кредитора последней инстанции также нуждаются в модернизации. Лидеры G20 согласились в 2010 году, что МВФ нуждается в индивидуальных квотах и расширении прав голосующих, чтобы лучше отразить положение своих членов в мировой экономике. Это означало снижение роли передовых европейских стран и стран Персидского залива, а также увеличение влияния развивающихся стран, в частности, Китая.

Реформа потребовала одобрения США и внесения ряда поправок, чтобы сделать всех исполнительных директоров фонда избираемыми (некоторые в настоящее время назначаются). США хотели защитить свои позиции доминирующего голоса в фонде - удвоение всех квот способствовало бы этому. Изменения не приведут к увеличению расходов США, обязательства Вашингтона по-прежнему останутся на уровне $170 млрд. Конгрессу необходимо утвердить лишь перемещение некоторых этих обязательство в рамках квот, что, по сути, является простой формальностью.

Критики МВФ в Конгрессе, однако, были против решения фонда кредитовать Грецию из-за серьезных сомнений в способности страны погасить займы. МВФ выдал заем стране, следуя правилу, которое разрешает такое кредитование, если дефолт угрожает международной стабильности. Консерваторы США не считали это проблемой: финансовые учреждения гораздо меньше вкладывались в греческие активы, чем европейские, и Европа должна была заботиться о себе сама, заявляли они.

Эти американские аргументы имеют мало смысла в настоящее время. Последняя финансовая помощь Греции была оказана без участия МВФ: фонд по-прежнему сомневается в том, что Афины смогут погасить свой долг, но Греция уже не представляет системного риска. Европейский союз оказался достаточно богат, чтобы выделить 85 млрд евро ($92 млрд) - пакет спасательных мер Греции.

Возможности и потребности

Кроме того, была заключена политическая сделка: представитель США в МВФ призывает использовать свою власть для голосования за отмену "системного исключения", которое позволило МВФ принять участие в предыдущем спасении Греции.

Таким образом, долгожданная перестановка, которую бывший директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан назвал "наиболее важной реформой в управлении учреждения с момента его создания", теперь должна пройти гладко. Это будет полезно для получателей финансовой помощи - удвоенные квоты облегчат МВФ увеличение объемов кредитования на более короткий срок и на более гибких условиях. Тем не менее, изменения, вероятно, слишком незначительны и проведены слишком поздно.

С одной стороны, новое распределение голосов все еще не обеспечит справедливости для Китая. Хотя США тоже имеют меньший вес, чем их мировая экономика, разрыв между экономической мощью Китая и его влиянием в МВФ больше.

Стоит отметить, что крупные развивающиеся страны, такие как Индия, Россия, Бразилия и Южная Африка, вместе с Китаем уже создали альтернативу МВФ - так называемый Банк развития БРИКС. В ближайшие годы его появление не будет иметь особого значения, учитывая экономическое ослабление России и Бразилии. Тем не менее, стремление к созданию кредитной организации, независимой от Запада, очевидно.

Европейцы, в свою очередь, также создают свою собственную кредитную инфраструктуру: они уже выпустили предварительное уведомление, что их роль в МВФ будет сокращаться. Это происходит потому, что в ЕС понимают – в случае серьезного кризиса их потребности будут превышать возможности фонда.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.01.2016 18:00
Комментарии 0
Наверх