Версия // Общество // Провалив одни нацпроекты, правительство Дмитрия Медведева принялось за новые?

Провалив одни нацпроекты, правительство Дмитрия Медведева принялось за новые?

19701

Нацпрожектёры

Провалив одни нацпроекты, правительство Дмитрия Медведева принялось за новые? фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ
В разделе

Улучшать жизнь населения страны в ближайшие годы власти полагают благодаря реализации нацпроектов. На сегодня этих волшебных «улучшителей» в правительстве придумали уже 12. Сама идея проектного планирования, констатируют эксперты, неплоха и даже вполне прогрессивна. Беда только в том, что для российских чиновников нацпроекты – лишь ловкий способ ничего не делать, но при этом рисовать красивые отчёты.

«Сам по себе проектный подход – эффективен. Вопрос только в том, что он в России работает хорошо, только пока за проектом следит лично руководитель. Поэтому меня пугает количество нацпроектов, так как президент физически не может контролировать такое количество процессов», – рассуждает гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.

Слова эксперта подтверждаются предыдущим опытом. Нацпроекты в стране пишут ещё с середины нулевых, однако ни один из них так и не удалось довести до его логического завершения. У нас так и не появилось доступного жилья, качественной и современной медицинской помощи, не проведено эффективной и грамотной реформы образования. Проблемы можно перечислять бесконечно.

И вот теперь, уже в который раз, нацпроекты будут написаны заново, обновлены и улучшены. Более того – нацпроекты отныне не просто нацпроекты, они направлены на «обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни, создания комфортных условий для проживания» и т.п. Так по крайней мере поясняют в правительстве. На «прорывы» в федеральном бюджете на 2019-й и плановый период 2020–2021 годов запланировано 4,6 трлн рублей.

Магия чисел

Нацпроекты были разработаны правительством во исполнение майского указа президента. Они касаются демографии, здравоохранения, образования, экологии, науки, культуры, а также улучшения городской среды, поддержки предпринимательства, строительства дорог, повышения производительности труда, а также развития международной кооперации. В общем, всего, что только может быть. Потому возникает впечатление, что темы просто брались с потолка – лишь бы чем-то заполнить отчёт. К тому же при написании большинства проектов чиновники, похоже, не особо старались. Скажем, нацпроект «Образование» объединил в себе уже девять имеющихся федеральных проектов. Таким образом в Минпросвещения составили этакий реферат, разом внеся в него звонкие фразы вроде «современная школа», «современные родители», «учитель будущего», «молодые профессионалы» и т.д. При этом нельзя не вспомнить, что внедрять современные технологии в российские школы собирались ещё в 2006 году. Тогда, как подсчитали в КПРФ, на это дело было выделено 4 млрд рублей, то есть примерно по 60 тыс. рублей на каждую школу. Этих денег вполне хватило бы на покупку двух компьютеров. Так что, похоже, с реализацией предыдущего образовательного нацпроекта чиновники справились блестяще. Можно не сомневаться, что сегодня уж два-то компьютера в российских школах имеется.

Перестраховались

Отсутствие чёткой детализации в описании поставленных задач легко заметить и в других программах. Чиновники, очевидно, учли тот факт, что реализовать широко распиаренные программы (всего с 2005 года их было две) по доступному

жилью так и не удалось. Поэтому на этот раз в Минстрое решили особенно не подставляться. «Третья программа «Жильё и городская среда» несравненно менее детальная и проработанная, чем две предыдущие, – констатирует управляющий партнёр компании «Метриум» Мария Литинецкая. – Ставка в ней делается на ипотеку, однако целевые показатели в данном случае, мягко говоря, неамбициозные».

По теме

Это понятно – план с амбициями правительство уже один раз провалило. «Когда-то очень давно мой коллега работал в системе «Доступное жильё», и я по наивности задал ему вопрос, как там у них дела. О чём вы меня спрашиваете, был мне ответ, у нас заведомо нет даже необходимого количества стройматериалов, на которые мы завели проект, – вспоминает Дмитрий Журавлёв. – Понятно, что если вы заводите проектные показатели, а потом начинаете спрашивать, а есть ли у вас потенциал для их реализации, это уже не проект».

По словам эксперта, подобная методика скорее годится для написания отчётов, но не для достижения конкретных результатов. То же и с бесконечными «дорожными картами», которые так любят в правительстве. «Если после проекта вы начинаете писать документ о том, что нужно сделать, чтобы подойти к старту проекта, так называемые дорожные карты, то это тоже уже не проект», – резюмирует Журавлёв.

Проекты новые – исполнители старые

Яркой иллюстрацией того, что нацпроекты – это скорее способ самопиара и красивой отчётности, является реализация проекта «Здоровье». «Когда начали бороться с онкологией и надо было показать, какие у нас хорошие результаты, то тут же снизилась смертность от онкологических заболеваний, – рассказывает президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. – Правда, выросла статистика в графе «иные причины»: с 6 до 25%. Просто перераспределили причины смертности, и всё стало хорошо». Ситуация со здравоохранением вовсе не уникальна.

Например, в нацпроект по туризму было вбухано 140 млрд рублей, а теперь Ростуризм запросил себе ещё 400 млрд до 2025 года. При этом развития отрасли как не было, так и нет.

Сегодня многие уже забыли, но в 2006 году в стране действовал нацпроект по развитию АПК. Здесь ситуация была обратная: шума было много, а денег тогда выделили всего 23,4 млрд рублей. Оценить результаты этого нацпроекта с введением продуктовых санкций смогли все россияне. Зато чиновники ничтоже сумняшеся проект как бы перезагрузили. О недоразвитом АПК «забыли», презентовав помпезную программу по импортозамещению.

Интересно заметить, что главным куратором всех приоритетных нацпроектов ещё с 2005 года у нас значился не кто-нибудь, а председатель правительства Дмитрий Медведев. С 2008 по 2012 год г-н Медведев сидел в кресле президента страны, и именно тогда, например, полным ходом должна была идти реализация нацпроекта по жилью.

Вот и теперь новые-старые прорывные нацпроекты пишутся под руководством уже известного лица. Так что удивляться беспомощности и неамбициозности представленных документов не приходится. Остаётся разве что недоумённо пожимать плечами.

КОНКРЕТНО

Расходы на систему здравоохранения в 2018 году составили 3,8 трлн рублей. Ещё примерно 48% (или около 3,4 трлн рублей), по оценкам ВОЗ, наши граждане вынуждены платить из своего кармана.

А теперь посчитаем по-другому. По данным Лиги защитников пациентов, ежегодно на зарплату врачей уходит порядка 700 млрд рублей, ещё 900 млрд – зарплата среднего медицинского персонала. Расходы на лекарства – 380 млрд рублей. Итого: основные расходы в системе здравоохранения – порядка 2 трлн рублей.

Вопрос: где остальные деньги? Заметим в скобках, что сегодня значительная часть больниц в регионах – банкроты. Факт, известный в профессиональном сообществе, но пока что тщательно скрываемый от общественности.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.12.2018 08:08
Комментарии 1
Наверх