Версия // Общество // Производитель воды «Новотерская целебная» вынужден закрыться: собственник единственной дороги перекрыл проезд к заводу

Производитель воды «Новотерская целебная» вынужден закрыться: собственник единственной дороги перекрыл проезд к заводу

7915

Шлагбаум для минералки


Фото: PxHere / cafotodesign
В разделе

Ставропольское предприятие АО «Кавминводы», известное своей минеральной водой «Новотерская целебная» объявило о своем закрытии с июля. Причиной такого решения стал конфликт с собственником дороги, по которой осуществлялась отгрузка продукции: она была приватизирована, а собственница, бывшая супруга экс-главы правительства Карачаево-Черкесской Республики Нурет Кайшева, не разрешает проезд грузового транспорта по трассе.

В Ставропольском крае вокруг завода минеральных вод АО «Кавминводы», выпускающего напиток под названием «Новотерская целебная», сложилась, мягко говоря, неоднозначная ситуация. Предприятие, которое в 2001 году представили президенту РФ Владимиру Путину как одно из лучших в регионе, закрывается – причем не из-за того, что некогда успешный бизнес перестал быть таковым. Завод обеспечивал работой порядка 250 человек, его налоговые отчисления составляли 300 миллионов рублей в год, а прошлогодняя выручка, согласно данным СПАРК, превысила 1 миллиард рублей. Чистая прибыль за 2020 год приблизилась к 332 миллионам рублей. АО «Кавминводы» осуществляет добычу минеральной воды с глубины 1,5 тысячи метра из высокотермального источника Змейкинского месторождения она поступает напрямую к линии розлива на предприятии. Лечебно-столовая вода пользуется популярностью и успела стать одной из визитных карточек региона, однако уже сейчас продукция начала пропадать с прилавков, и неизвестно, удастся ли ей вернуться. Завод, который действовал со второй половины 90-х годов прошлого века, вынужден прекратить работу, так как к нему, в буквальном смысле, стало не проехать. Оказалось, что единственная дорога к предприятию приватизирована несколько лет назад.

История берет начало еще в 2017 году, когда Нурет Кайшева, бывшая жена Владимира Кайшева, ранее возглавлявшего правительство Карачаево-Черкесии, стала новым собственником пансионата «Минеральные Воды». Тогда же бизнесвумен выкупила и дорогу, ведущую к заводу, закрыв ее для проезда – Кайшева мотивировала свои действия тем, что трасса будто бы всегда принадлежала пансионату.

Идите в аквапарк

Предприятие попыталось оспорить запрет на передвижение по дороге в судебном порядке, но пока велись разбирательства, трасса оказалась перекрыта для грузового транспорта. Завод выходил из положения, перевозя свою продукцию на легковых автомобилях, хотя это и увеличило расходы. Однако в июне 2021 года собственник дороги, по всей видимости, решил окончательно задушить «Кавминводы», установив на дороге шлагбаум и поставив охрану – сотрудников ЧОП «Смерш». Таким образом, движение любого транспорта к заводу оказалось перекрыто. На территории предприятия скопилось множество единиц готовой продукции, и производство встало, поскольку нет возможности разливать новые партии минеральной воды. Из-за вынужденного простоя часть сотрудников с 15 июня отправили в отпуск, а минералку, идущую под напором из скважины, просто сливают в канализацию.

Если завод закроется, без работы останется 250 человек, работавших здесь десятилетиями. Руководству района проблема не интересна. Сотрудники «Кавминвод» пошли на крайние меры, записав в преддверии прямой линии с президентом Владимиром Путиным обращение к главе государства – прямо рядом со шлагбаумом, загораживающим дорогу. Но это обращение так и не было рассмотрено российским лидером. Кстати, ЧОПовцы расценили собрание работников завода у шлагбаума как несанкционированный митинг, вызвав подкрепление, в составе которого прибыл депутат-единоросс Юрий Зимин. Последний пообещал, что все заводчане получат работу в других местах – например, в аквапарке или на других предприятиях по розливу минеральной воды, чем возмутил собравшихся.

По теме

Дорожный спор

Гендиректор «Кавминвод» Василий Евграфьев заявил, что если ситуация не поменяется, и предприятие не сможет пользоваться подъездными путями, ему не останется ничего иного кроме как закрыться. При этом, как отмечает издание BFM, которое приводит комментарий Евграфьева, он не согласен с решением о приватизации дороги.

Василий Евграфьев: «Эта дорога имела все признаки дороги общего пользования. Мало того, в 1999 году ей было присвоено наименование, был городской маршрут. В 2008 году нашим предприятием за счет собственных средств, она еще тогда была в государственной собственности, был сделан капитальный ремонт этой дороги. В 2017 году мы в бюджете тоже запланировали сделать ямочный ремонт, сверху еще асфальтобетоном положить, но тут появилось письмо, и мы узнали, что эта дорога в собственности».

Речь идет о документе за подписью Нурет Кайшевой, согласно которому, грузовики, перевозящие продукцию «Кавминвод», разрушают дорожное покрытие, поэтому она предлагает либо заключить договор между заводом и санаторием на «совместное содержание» дороги с последующим ремонтом, либо выкупить или арендовать у нее другой подъездной путь к предприятию, который не используется.

Как утверждает Евграфьев, от собственника пансионата действительно поступало предложение выкупить дорогу или выплачивать аренду за возможность ею пользоваться. Завод предлагал скооперироваться другим предприятиям, расположенным по соседству, но не преуспел. В результате, как уже упоминалось выше, сначала проезд запретили большегрузам, а затем и легковому транспорту сотрудников завода, хотя местные жители проезжают беспрепятственно.

Бывший премьер КЧР Владимир Кайшев, который дал комментарий по поводу происходящего вместо своей бывшей супруги, заверил, что ни у кого нет цели закрывать предприятие и лишать людей работы. Но, по его утверждению, «Кавминводы» не оставляют выбора, так как не хотят участвовать в ремонте дороги.

Владимир Кайшев: «Они по этой дороге ездят — не хотят ее ремонтировать. Вся ответственность за дорогу лежит на собственнике. Мы много раз предлагали им: мы вам отдаем дорогу, ремонтируйте — с меня снимите проблему, связанную с безопасностью».

Кайшев утверждает, что владельцы «Кавминвод» находятся за границей и не выходят на связь, переложив решение всех вопросов на директора, который не может ничего сделать.

На грани катастрофы

Возникает вполне резонный вопрос: как вообще могло произойти, что единственная транспортная артерия, ведущая к немаленькому предприятию, оказалась в частной собственности, и почему со стороны местных властей нет никакой реакции? Неужели 300 миллионов рублей налогов в год – это столь незначительная сумма, что можно позволить себе разбрасываться заводами? «Кавминводы» строились в 1995 году, причем проектом учитывалось наличие подъездных путей по улице Бештаугорской – предприятие не отрезалось от транспортных путей. Почему все поменялось, и как все это соотносится с федеральным законодательством, не вполне понятно.

Возможно, проблему позволит решить строительство нового подъездного пути к заводу, но для этого предприятию нужно договориться с соседями - Терским племенным конным заводом №169, который пока не готов потесниться. Не исключено, что владельцам завода и санатория все же удастся прийти к соглашению, но даже если это и произойдет, время будет потеряно – а «Кавминводы» закрываются прямо в разгар сезона, и это настоящая катастрофа. А если завод не будет работать в течение длительного времени, скважину вообще придется закрыть. В подобных случаях собственники недавно успешного бизнеса часто решают продать активы, чтобы не потерять все – и если это произойдет, будет интересно понаблюдать, кто же захочет их приобрести.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.07.2021 17:40
Комментарии 0
Наверх