Версия // Общество // Причина гибели в 1994 году парома «Эстония» до сих пор не раскрыта

Причина гибели в 1994 году парома «Эстония» до сих пор не раскрыта

15421

Тайна на дне Балтийского моря

Визор парома «Эстония» в Швеции. Фото: wikipedia/Anneli Karlsson
В разделе

К сожалению, пассажирские суда и паромы гибнут и в наше время. Но практически всегда достаточно легко определяется причина гибели судна. Принимаются технические и организационные решения, позволяющие не допустить повторение трагедии. В этом печальном списке есть одно исключение - гибель в 1994 году парома «Эстония».

У этой истории есть несколько версий, есть много фактов, которые официальное расследование не приняло во внимание, чем породило ещё большее недоверие к себе. И, наконец, появились новые факты. Обо всем, что официальная комиссия не захотела рассматривать, и о новых фактах мы расскажем в этой статье.

28 сентября 1994 года

Об этой истории в интернете написано много, все желающие могут ознакомиться. Газета «Версия» тоже опубликовала статью «Эстония»: концы в воду. Поэтому не имеет смысла подробно описывать официальную и неофициальные версии. Мы их только перечислим, более подробно остановившись на фактах, которые, с одной стороны, не являлись секретом, а с другой – демонстративно замалчивались комиссией по расследованию и правительствами Эстонии, Швеции и Финляндии.

После выхода из состава СССР прибалтийские республики стали создавать свою экономику. В Эстонии шведский капитал вложился в создание современного флота паромов. В 90-е годы он создавался на базе советского Эстонского морского пароходства. Паромы эксплуатировались компанией «Estline» - «Эстлайн». В нулевых годах была создана компания «Tallink» - «Таллинк». В начале 90-х годов флагманом эстонского паромного флота являлся паром «Эстония», обслуживающий линию Таллин – Стокгольм. Судно было построено в 1979 году в ФРГ на верфи “Meyer Werft” в Папенбурге для компании «Viking Line» под названием «Viking Sally». Паром работал на маршруте Турку – Мариенхамн – Стокгольм. В 1986 году паром продали компании «Silja Line» и переименовали в «Silja Star». Работать паром продолжал на той же линии. В 1991 году оперировать паромом стала «дочка» «Silja Line» компания «Wasa Line». Паром переименовали в «Wasa King», и работать он стал в Ботническом заливе на линии Вааса – Умео. В январе 1993 года паром приобрела Эстония, переименовав его в «Estonia». Возраст парома на момент продажи составлял всего 14 лет. Это было вполне современное и безопасное судно.

Модель парома «Эстония». Фото: wikipedia/Stan Shebs
Модель парома «Эстония». Фото: wikipedia/Stan Shebs

Вечером 27 сентября 1994 года паром вышел в очередной рейс на Стокгольм. Приблизительно к середине пути он попал в сильный шторм – скорость ветра достигала 20 м/сек, высота волны - 4-х метров. В принципе, не произошло ничего страшного – для современного парома водоизмещением около 16 000 тонн обычный штормовой рейс. Ночью 28 сентября пассажиры парома были разбужены несколькими сильными ударами о корпус судна. Достаточно быстро «Эстония» затонула. На борту находились 803 пассажира и 186 членов экипажа. Спаслись 138 человек. Погибло и пропало без вести 852 человека.

По теме

Для Северной Европы это был шок. Была сформирована комиссия по расследованию причин гибели парома. Мы коротко перечислим официальные и неофициальные версии гибели судна. Это необходимо для понимания дальнейших событий.

Версии

Официальная версия. Комиссия, состоящая из представителей Швеции, Эстонии и Финляндии после трех лет работы объявила, что в катастрофе виноват дефект в конструкции визора – детали в носу судна, которая поднималась в порту при погрузке – выгрузке. Якобы его оторвало волнами, и вода попала на автомобильную палубу. Возражение немецких корабелов, что это крайне маловероятно, а если бы и произошло, то не привело бы к быстрой гибели парома, в расчет не принимались. А зря. Дело в том, что конструкция парома такова, что попавшая на автомобильную палубу вода не может перелиться на нижние палубы. Источником появления воды на нижних палубах может быть только пробоина, одна или несколько. По расчетам немецких корабелов, для затопления парома за 40 минут площадь пробоины должна была быть не менее четырех квадратных метров. Запомним это.

Версии маловероятные, не подтвержденные фактами. Их достаточно много. Перевозка контрабандного кобальта, о котором узнала шведская полиция. Капитан парома был вынужден дать команду открыть аппарель, чтобы сбросить в море грузовик с контрабандой, но что-то пошло не так.

Столкновение с подводной лодкой. При этом не одна из подводных лодок ни одной прибалтийской страны повреждений в 1994 году не получала.

Было еще несколько не менее «цветистых» версий, включая обвинение Балтийского флота, что его радиостанция на острове Мощный специально глушила радиопереговоры во время спасательной операции.

Ключевая неофициальная версия, подтвержденная фактами. Через 10 лет после катастрофы из Швеции пришла, прямо скажем, шокирующая информация. Отставной таможенник Стокгольмского порта Леннарт Хенрикссон на местном радио рассказал, что ему было дано указание не досматривать определенные машины, прибывающие на пароме из Таллина. Их номера он получал от начальника таможни заранее. Тем не менее, любознательный таможенник все-таки заглянул в кузов машины. Там были блоки радиоэлектронной аппаратуры. В начале 90-х годов российская армия уходила из Прибалтики. В те годы всеобщего безденежья, многое можно было купить из армейских арсеналов. Вероятность покупки советской военной электроники была достаточно высока. Шведские вооруженные силы признали неофициальную транспортировку военного оборудования на гражданском пароме. Сам факт этого признания вызвал в мирной Швеции бурю возмущения. Как выяснилось, 14 сентября первый автомобиль с советской электроникой прибыл в Стокгольм. Второй груз пришел в Стокгольм через неделю. Третья партия должна была прибыть 28 сентября. Шведские журналисты провели расследование и выяснили, что в день прибытия электроники в Стокгольм, в столичном аэропорту Арланда приземлялся борт из США, на который не оформляли никакие документы. Через некоторое время самолет взлетал.

В экспертном сообществе Северной Европы и Скандинавии очень скептически отнеслись к официальной версии, маловероятные версии не рассматривали вообще, а версия, связанная с контрабандой военной электроники поставила всех в тупик. С одной стороны, факт военной контрабанды доказан свидетелями и официальными представителями. С другой стороны – как его связать с гибелью парома. При расследовании всплыли некоторые факты, которые были игнорированы официальной комиссией.

Неудобные факты

Фильм и визор. После крушения, власти Швеции наняли английскую компанию «Рок Уотер», специализирующуюся на глубоководных водолазных работах. Официально их задача была осмотреть паром. У каждого водолаза на шлеме была смонтирована видеокамера. На сайте Министерства обороны Швеции было размещено видео. Вроде все правильно. Но есть два НО. Во-первых, видео часто обрывается, а потом неожиданно продолжается. Кто-то явно вырезал ненужные кадры. А во-вторых, и это самое главное, на видео показаны места, в том числе в носовой части у визора. где к корпусу прикреплены несколько оранжевых предметов. Эксперты сразу их классифицировали, как невзорвавшиеся мины. Никто в комиссии не обратил внимания на эти кадры. Но если «Эстония» была заминирована (пусть взорвались не все мины), то это объясняет поступление воды на нижние палубы и крен парома. Вторым важным моментом является поиск якобы оторвавшегося визора. Так как главная версия гибели парома заключается в том, что в штормовых условиях был оторван визор, и вода через открывшиеся аппарели хлынула на автомобильную палубу, то комиссии было необходимо отыскать и поднять визор как вещественное доказательство. Шведский и финский флот закрыл район катастрофы и приступил к поискам. Они нашли визор через три недели. Он был поднят, и сейчас он хранится на шведской военно-морской базе на острове Эльвснаббен недалеко от Мускё. Такой долгий срок поиска сразу насторожил экспертов. Найти визор, размером с двух-трех этажный коттедж с помощью гидролокатора бокового обзора на ровном морском дне не самая сложная задача. Когда его подняли и осмотрели, выяснилось, что специальные петли, на которых визор крепился к корпусу, и которые по версии комиссии должны быть разрушены, целы и невредимы. Более того, на них сохранилась краска. Как ни парадоксальным кажется предположение, но визор нашли сразу, поскольку он был целым и не отрывался от парома. Три недели шведы и финны разыгрывали спектакль, чтобы водолазы под водой отпилили визор от корабля. Только потом его подняли на поверхность. Несмотря на целостность узлов крепления, комиссия посчитала, что он был оторван от парома во время шторма.

По теме

Таинственный катер. Когда паром тонул, на борту царила паника. Но когда счастливчики забрались в спасательные плоты и шлюпки, они начали смотреть по сторонам. Есть два независимых свидетеля, которые видели удаляющийся от места гибели моторный катер с парома. Самое удивительное заключается в том, что все спасательные шлюпки и плоты были прибиты к южному, эстонскому берегу Финского залива, а катер нашли на северном, финском берегу недалеко от полуострова Ханко. Комиссия в своем отчете формально указала на факт нахождения катера на финском берегу, и только. Никакой другой информации, кто спасся на нем, нет. Можно предположить, что те люди, которые заминировали паром, после взрывов ушли на этом катере.

Спасение и таинственное исчезновение. Во время рокового рейса на борту «Эстонии» находилось два капитана. Паромом командовал Арво Андрессон. Второй капитан, Аво Пихт шёл пассажиром в Стокгольм для сдачи квалификационного экзамена. Андрессон погиб. Первоначально, в списке спасенных людей не было и Пихта. Однако он был найден в море, и поднят на борт шведского военного вертолета. Летчик сообщил корреспонденту о спасении Пихта, более того, в двух выпусках новостей немецкого телеканала ZDF он смотрит в окно из машины скорой помощи, которая выезжает по аппарели с парома в шведском порту. И все. Аво Пихт исчез. Вместе с ним исчезли еще 7 человек из экипажа парома, которые спаслись на одной спасательной шлюпке. Шведские журналисты установили, что в аэропорту Арланда приземлился такой же борт, что вывозил электронику. Взлетел он с 8 пассажирами. Их фамилии в базе данных аэропорта не значились. Неизвестно, связано ли спасение, исчезновение капитана и 7 членов экипажа и вылет из Стокгольма самолета с 8 пассажирами. Но такое совпадение заставляет задуматься. Они что-то видели, или знали о том, что происходило на борту парома?

Нарушение покоя братской могилы

После катастрофы правительства Швеции, Финляндии и Эстонии объявили, что место гибели парома является братской могилой и любые спуски водолазов, или телеуправляемых подводных аппаратов к парому запрещены. Шведское правительство даже сгоряча заявило, что над паромом будет возведен бетонный саркофаг. Неизвестно, то ли стоимость проекта саркофага была высока, то ли появившиеся вопросы о том, не перевозила ли «Эстония» радиоактивные материалы, но этот проект реализован не был. К договору о статусе места гибели парома присоединились Россия и Латвия. Исполнение запрета было возложено на финские власти. Останки парома находятся в 35 километрах от финского острова Утё за пределами финских территориальных вод на глубине около 60 метров. Было два нарушения этого запрета, и в обоих случаях общественности была представлена совершенно новая информация.

Первое погружение было проведено в 2000 году. Немецкая тележурналистка Ютта Рабе вместе с американским миллионером Грегом Бемиса организовали подводную экспедицию на место гибели парома. Рабе входила в список непримиримых противников выводов официальной комиссии, а Бемиса был американским инженером-кораблестроителем. Финские ВМФ пытались запретить погружения, но им это не удалось. Ютте Рабе был запрещен въезд в Швецию под угрозой ареста и суда. Подводные съёмки экспедиции обнаружили отверстия в корпусе ниже автомобильной палубы. Было взято на исследование несколько образцов металла. Независимые лаборатории нашли на них следы взрыва. Рабе утверждала, что на мостике парома находится труп капитана Андрессона с огнестрельной раной на голове. Вместе с ним на мостике были трупы в гражданской одежде. Радиоактивного заражения парома выявлено не было. В 2003 году Ютта Рабе сняла художественный фильм «Балтийский шторм», в котором она изложила свою версию событий.

В конце сентября 2020 года телеканал «Дискавери» анонсировал свой документальный фильм «Эстония: находка, которая изменит всё». Официальные шведские и эстонские представители выступили с достаточно нервными комментариями по поводу анонса фильма. Достаточно сказать, что Премьер-министр Эстонии Юрии Ратас и министр иностранных дел Урмас Рейнсалу отменив все планы на частном самолете прибыли для консультации в Стокгольм. Для съемок фильма к «Эстонии» погружался телеуправляемый аппарат. За 26 лет на дне немного изменился рельеф, и телеуправляемый аппарат снял часть корпуса парома, которая ранее была скрыта. Открылась пробоина – трещина длиной 4 метра и шириной до 1 метра. Помните расчеты немецких корабелов, о величине пробоины, получив которую паром утонул через 40 минут. Этот фильм вызвал жаркую дискуссию. Самое удивительное, что представители правительств Эстонии, Швеции и Финляндии заявили, что они возобновляют расследование. До этого они категорически отказывались даже обсуждать вопрос о возможных причинах гибели парома, не совпадающих с официальной версией. Что произошло? Телевизионщики предположили, что в борт парома врезалось какое-то судно, возможно подводная лодка. Эксперты, работавшие в 1994-1997 годах в официальной комиссии заявили, что эта трещина – след удара от оторвавшегося визора.

Заключение

В результате катастрофы «Эстонии» погибло самое большое количество людей в Балтийском море в мирное время. И, одновременно, паром - единственное погибшее судно, исследование которого считается преступлением. Остается надеяться, что через какое-то время истинная причина гибели парома и его пассажиров станет известна.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.11.2020 12:20
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх