Продажа 11 видов презервативов, производимых под брендом Durex: Pleasuremax, Classic, Fruity Mix, Extra Safe, Elite, Long Play, XXL, Dual Extase, Sensation, Invisible и Real Feel, приостановлена в аптечных и торговых сетях РФ по распоряжению Росздравнадзора. Ведомство выявило у британской продукции отсутствие необходимых регистрационных документов.
Презервативы марки Durex стали потихоньку исчезать с прилавков еще в мае. «Распоряжение Росздравнадзора!» – отвечали продавцы и провизоры на недоуменные вопросы покупателей. Непонятная ситуация всегда порождает слухи. Порой – нелепые (так получилось, к примеру, с пресловутыми «кружевными трусиками», продажу которых якобы запретили в России). В данном случае необходимо уточнить, что презервативы как таковые никто не запрещал. Выданное на «дюрексы» регистрационное удостоверение №ФСЗ 2009/05004 от 19.08.2014 имеет неограниченный срок действия, однако в комплекте документов отсутствуют данные о конкретных видах продукции. Одно свидетельство на всю линейку продукции – это, как решил Росздравнадзор, неправильно. Конкретизировать надо.
«Всё равно они не налезали!»
Соцсети шутят, а вопрос серьезный. Налезают или нет, а также – рвутся ли, протекают, вызывают или нет аллергические реакции (как минимум одна разновидность изделий содержит бензокаин) и т.д. и т.п. должны установить технические и токсикологические испытания в рамках экспертизы в Росздравнадзоре. «На слово» компании-производителю никто не поверит, даже такому известному.
Глава Росздравнадзора Михаил Мурашко уточняет: дефицита презервативов, в связи с приостановкой продажи «Дюрекса», в России не возникнет. В стране зарегистрировано более 60 наименований противозачаточной резиновой продукции. А Durex, полагает Михаил Мурашко, на рынок еще вернется: после того, как пройдет необходимые регистрационные процедуры.
«Они должны либо зарегистрировать как новое изделие, либо внести изменения в установленном порядке. Компания обязана соблюдать законодательство, это не первый случай, просто это касается многих, поэтому он стал резонансным», – заявил глава ведомства.
Всё поправимо – и быстрее, чем в Америке
К счастью, ситуация которая затронула слишком много заинтересованных в вопросе граждан (российский рынок презервативов – это около 3,5 млн упаковок в квартал, в стоимостном выражении это 627,2 млн рублей), прояснилась буквально в течение дня.
Британские презервативы с рынка и ушли по-английски – не прощаясь. И продолжают делать все, чтобы с него не уйти. Компания-производитель (Reckitt Benckiser) намерена в короткие сроки выполнить все требования Росздравнадзора. Документы на регистрацию изделий уже поданы – для регистрации и внесения необходимых изменений в ведомственные «досье». Сделано это было, как уточняет Михаил Мурашко, 16 июня. Поданные документы относятся к изделиям компании Reckitt Benckiser Healthcare (UK) Ltd. «Презервативы Durex® Real Feel из синтетического латекса» и «Презервативы Durex® с анестетиком». Готовы также документы на внесение изменений в регистрационное удостоверение от 19.08.2014 № ФСЗ 2009/05004 на медицинское изделие производства Reckitt Benckiser Healthcare (UK) Ltd.
Глава Минздрава Вероника Скворцова, которая также держит ситуацию в поле зрения, обещает, что регистрация пройдет «согласно срокам», но не будет очень долгой: «В три-четыре раза быстрее, чем в США».
Народу нравится
По данным DSM Group, презервативы марки Durex находятся на втором месте в рейтинге брендов, уступая только кондомам Contex (от того же производителя). В стоимостном выражении доля в продажах первого квартала 2016 года у Contex – 41,6%, у Durex – 39,3%, в натуральном выражении, соответственно, – 40,5% и 25,3%, причем Durex в первом квартале показал прирост продаж в 20%.
В последний раз столь пристальное внимание россиян к импортным «изделиям №2» возникало в августе 2015 года, когда Минпромторг опубликовал проект постановления об ограничении госзакупок иностранных медизделий, в том числе презервативов. Общественный резонанс был столь велик, что комментировать инициативу Минпромторга пришлось пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову, который пояснил, что «в Кремле об этом не думают».
Торговая марка Durex зарегистрирована London Rubber Company в 1929 году, название происходит от английских слов «durability, reliability, excellence» – «прочность, надежность, превосходство». В 1957 году Durex выпустил первый презерватив со смазкой, а в 1969 – первый презерватив анатомической формы. В 2000 был разработан уникальный нейтрализатор запаха, уменьшающий запах натурального латекса. На сегодняшний день Durex производит 2 миллиона презервативов в день, которые продаются приблизительно в 180 странах.
Презервативы Contex являлись частной торговой маркой российской компании «Медком МП», после ее продажи все права на марку перешли к компании Reckitt Benckiser, которой принадлежит и бренд Durex.