Версия // Общество // Правительство латает бюджетные дыры за счёт населения

Правительство латает бюджетные дыры за счёт населения

11313

Пошарили по карманам

фото: Замир Усманов/ТАСС
В разделе

Денег нет, но держаться и не подумаем – так можно было бы перефразировать ставшую знаменитой фразу главы кабмина Дмитрия Медведева, говоря о работе самого российского правительства. Кризисные тенденции в экономике если и заставили российские власти о чём-то задуматься, так это только о том, как бы залатать увеличивающиеся бюджетные дыры за счёт населения. «Наша Версия» разбиралась, какие финансовые ловушки правительство нам расставило уже в 2016 году и как они нам аукнутся в 2017-м.

Главный приз за самые хитроумные манипуляции с чистой совестью можно вручить авторам бесконечных пенсионных реформ.

Итогом всех изменений в пенсионной системе – готовящихся и уже прошедших – так или иначе является желание сэкономить на будущих выплатах и прибрать к рукам накопления граждан, которые были сделаны за прошедшие годы.

Пенсионный коллапс на подходе

Недавно первый зампред ЦБ Сергей Швецов открыто заявил на форуме «Экономика: следующие 20 лет» о том, что допускает коллапс пенсионной системы, пояснив, что сегодня доподлинно не известно, будет или не будет у государства возможность конвертировать то, что сегодня «записано за гражданами» в пенсию. Высказывание чиновника изначально было опубликовано на сайте «Вести Экономика», однако буквально спустя несколько дней оттуда волшебным образом испарилось.

Впрочем, сколько ни подтирай Интернет, коллапса пенсионной системы всё равно уже не избежать.

Начнём с того, что с 2014 года власти постоянно замораживают пенсионные накопления. По экспертным оценкам, сегодня в накопительной части болтаются около 3 трлн рублей, зависших на счетах различных фондов и управляющих компаний. Куда они денутся? Вопрос скорее риторический, если учитывать, что власти уже анонсировали очередную пенсионную реформу и отказ от накопительной части пенсии. С 2018 года накопительную часть пенсии планируется отменить вовсе. Вместо этого гражданам предложат самостоятельно копить себе на старость, отчисляя часть заработка в выбранный негосударственный пенсионный фонд.

Кстати, решение об очередной «заморозке» пенсионных накоплений до 2019 года было подписано в декабре прошлого года. Благодаря этому уже в 2017 году бюджет сэкономит 407,7 млрд рублей, в 2018-м – 455,3 млрд, в 2019-м – ещё 502,1 млрд рублей.

Кстати, средства, которые ранее по выбору граждан шли на формирование пенсионных накоплений, с момента «заморозки» (т.е. с 2014 года) продолжают поступать в распределительную часть пенсионной системы и расходуются на выплаты действующим пенсионерам. Бюджетная экономия в результате этого хитроумного манёвра составляет более 300 млрд рублей в год.

Старая халупа по цене элитного жилья

Ещё одним поистине неисчерпаемым источником наполнения бюджета станет новый налог на имущество. В конце прошлого года в ряде российских регионов уже прогремели скандалы, связанные с тем, что гражданам насчитали 20, а то и 30 тыс. рублей налога за обычную двухкомнатную хрущёвку.

Но то ли ещё будет. Дело в том, что новые правила расчёта налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости недвижимости, в 2015 году применялись в 28 регионах, в 2016-м – ещё в 21. А с 1 января этого года налогообложение недвижимости по новым правилам будет осуществляться в общей сложности уже в 72 субъектах Федерации. Сомнений в том, что «письма счастья» из налоговой на огромные суммы поступят в этом году ко многим россиянам, быть не может, хотя бы потому, что, как удалось выяснить «Нашей Версии», никаких специальных кадастровых оценок недвижимости в подавляющем большинстве регионов на самом деле не проводилось.

По теме

Механизм расчёта налога на недвижимость прост. До введения новых правил налог рассчитывался исходя из инвентаризационной стоимости, размер которой региональными властями ежегодно индексировался. Причём по какому принципу проходила эта индексация – загадка. Когда было принято решение рассчитывать налог от кадастровой стоимости, то некоторые регионы отрапортовали о том, что провели кадастровую оценку, а остальным Минэкономразвития рекомендовало применять коэффициент 14,7%. Этот коэффициент-дефлятор применили к уже и без того раздутой за минувшие 15 лет инвентаризационной стоимости. В результате, например, в Тамбове сумма выставленного налога зачастую в несколько раз превысила среднемесячную зарплату в городе. Скандал, кстати, тогда вышел нешуточный. Однако никаких заявлений о пересмотре кадастровой оценки так и не было сделано. А значит, в этом году нам предстоит ещё не раз услышать про 20–30-тысячные налоги на раздолбанные хрущёвки.

Кстати, замглавы тамбовской администрации в самый разгар скандала был предельно откровенен – в интервью НТВ он так и заявил: благодаря налогу попытались решить проблему полумиллиардного дефицита муниципального бюджета.

Кстати, через несколько лет и нынешние заоблачные суммы могут показаться не столь значительными. Сейчас при уплате налога на имущество действуют понижающие коэффициенты. Предполагается, что к 2020 году граждане будут оплачивать налог целиком, таким образом ежегодный рост составит примерно 20%. А это значит, те, кто в конце года получил квитанции на 20 тыс. рублей, в этом году должны будут платить уже 24 тысячи.

Тарифная математика

Не секрет, что частный бизнес в ЖКХ идёт крайне неохотно, да и то, как правило, только в форме государственно-частного партнёрства (ГЧП). Потому среди компаний, обслуживающих недвижимость, это либо на 100% госпредприятия, либо негласно аффилированные с властями конторы. Не стоит забывать и о том, что поставщиками света, тепла и газа в дома россиян и вовсе являются госмонополисты вроде того же «Газпрома». Так что смело можно утверждать, что ещё один постоянный источник финансовой «подпитки» госструктур – тарифы ЖКХ.

Правительство уверяет: в этом году индексация совсем незначительная – в среднем по России тарифы вырастут на 4%. И не врут. Но дьявол, как известно, в деталях. Тут вся загвоздка в слове «среднее». Действительно, средний тариф в среднем по России вырастет на 4%. Впрочем, каждому конкретному жителю нашей страны от этого ни тепло ни холодно. Потому что конкретные цифры в графе «итого» в конкретной квитанции каждого конкретного россиянина увеличатся вовсе не на 4%. Итак, для начала к анонсированным 4% в среднем по стране правительство разработало отдельные индексы для каждого конкретного региона. Они действительно крутятся вокруг 4%, но вполне могут их и превышать. Но и это ещё не всё. Утверждённые правительством индексы роста тарифов для каждого отдельного региона можно увеличить. Всего-то достаточно найти экономические обоснования и согласовать их с муниципалитетами. Вот в Новосибирске этих «экономических обоснований» уже нашлось на 15-процентный рост. Причём, несмотря на протесты граждан, решение было оставлено в силе. Последнюю надежду жители региона возлагают на президента Владимира Путина, которому они намерены пожаловаться на действия региональных властей. В Нижегородской области «экономических обоснований» насчитали и утвердили на 12-процентное повышение, в Абакане – 6,4%.

Но и это ещё не всё. Данные цифры – это средний рост всех тарифов. А это значит, что какие-то тарифы могут не повыситься вовсе или повыситься незначительно, а какие-то взлететь сразу на 10–15%. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что рекордные повышения ожидаются вовсе не на копеечную плату за радиоточку.

Кстати

Новые налоги на подходе

Впрочем, не исключено, что наступивший год преподнесёт россиянам новые сюрпризы. К примеру, ещё с весны 2016 года Минтруд продвигает идею так называемого налога «на тунеядцев». Речь идёт о том, чтобы обязать официально нигде не работающих граждан уплачивать страховые взносы. И хотя никакого решения пока так и не было принято, скорее всего речь сейчас идёт исключительно о создании механизма реализации этого проекта. В частности, он уже был поддержан премьер-министром Дмитрием Медведевым, заявившим о необходимости вовлечения в систему социальных платежей тех людей, которые ею пользуются, хотя сами и не делают взносов. Министр труда и социальной защиты Максим Топилин пошёл ещё дальше и даже озвучил конкретную сумму «налога на тунеядцев» – 20 тыс. рублей. Видимо, предварительные расчёты в правительстве уже провели. Теперь дело за малым: заставить граждан раскошелиться.

Ещё одним проектом недалёкого будущего может стать этакое реформирование системы лекарственного обеспечения. В частности, в Минздраве уже неоднократно заявляли о том, что действующую ныне льготную систему лекарственного обеспечения надо бы заменить на страховую. Речь на самом деле идёт о том, чтобы все граждане в рамках ОМС имели право на получение бесплатных лекарств. Идея хорошая. Кстати, в действующем законодательстве уже шесть лет как прописанная, но так и не исполненная. Потому что денег нет. Похоже, что Минздрав решил поискать средства в карманах у населения.

Если дело так пойдёт и дальше, то к концу 2017 года у россиян может не остаться средств даже на еду. Уже сегодня расходы на самое необходимое – еда, лекарства, транспорт, ЖКХ – среднестатистической семьи с одним ребёнком в России достигают в среднем 70–80% от зарплаты. Таковы данные исследования Центра экономических и политических реформ. Причём в некоторых регионах людям и зарплаты уже не хватает. Например, в Алтайском крае жители тратят 82–106% своего заработка на самое необходимое.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.01.2017 08:06
Комментарии 13
Наверх