Музей современной истории России (Тверская, 21, стр. 1) зазывает на выставку «Золото Великой степи», посвящённую шедеврам древнего и традиционного искусства от эпохи бронзы до эпохи раннего Средневековья. В церемонии открытия принял участие чрезвычайный и полномочный посол Республики Казахстан в РФ Имангали Тасмагамбетов. А в Галерее Зураба Церетели (Пречистенка, 19) развернулась интереснейшая выставка художников-шестидесятников «Тюркский романтизм».
Выставки проходят в рамках развития двустороннего культурного обмена и укрепления отношений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Организаторами выставки выступили посольство Республики Казахстан в Российской Федерации, акимат Восточно-Казахстанской области, а также Восточно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей (город Усть-Каменогорск) и Государственный музей искусств имени Кастеева (город Алма-Ата).
В Берельской долине царей
Выставка «Золото Великой степи» представляет собой подлинную сокровищницу шедевров древней цивилизации номадов. В экспозиции – десятки уникальных экспонатов. Ценные находки бронзового века олицетворяют время творения рудокопов и кузнецов, пастухов и землепашцев, ювелиров и металлургов. Все находки были обнаружены учёными Казахстана на территории Берельских курганов. Это выдающийся археологический памятник первого тысячелетия до нашей эры в Восточном Казахстане. Первооткрыватели захоронений – известные археологи Казахстана Зейнолла Самашев и Абдеш Толеубаев. Правильное (научное) название курганов – Берельская долина царей. Впервые здесь встретилась технология захоронений с созданием эффекта вечной мерзлоты. Благодаря этому во время раскопок археологи обнаружили невероятные вещи.
– Даже по прошествии двух с половиной тысячелетий предметы предстали в отменном состоянии, – рассказывает доктор исторических наук, профессор Зейнолла Самашев. – Мы получили много новых уникальных материалов для исследований захоронений кочевой элиты и элитарных сакских памятников Шиликтинской долины.
По мнению словацкого премьера Роберта Фицо, главу венгерского правительства Виктора Орбана необоснованно стремятся превратить в изгоя из-за его поездок в РФ и Китай.
Новейшие достижения археологии уже вписаны в учебный курс в Московском государственном университете.
Самая ценная находка – это Берельский курган 11. Это захоронение богатого человека «голубых» кровей, с жертвоприношением лошадей, с удивительными произведениями в скифо-сибирском зверином стиле. Студенты первого курса исторического факультета МГУ уже изучают находки профессора Самашева.
Официальный старт событию дал чрезвычайный и полномочный посол Республики Казахстан в Российской Федерации Имангали Тасмагамбетов.
– Хочу выразить благодарность акиму Восточного Казахстана Даниалу Ахметову, нашим именитым учёным, а также руководству Музея современной истории России за предоставленную возможность насладиться уникальным наследием древних кочевников, имеющим большую историческую и культурную ценность. В этом плане особое место занимают такие памятники, как Берель, Шиликты, Елеке Сазы. И прекрасно, что в рамках реализации программы президента Казахстана «Рухани Жангыру» мы имеем возможность продемонстрировать дружественному соседу, России, высочайший уровень цивилизации золотой эпохи всадничества с его великолепными образцами обработки металлов, ювелирного искусства, оружия и снаряжения.
Находки Зейноллы Самашева из Берельского некрополя с уникальными артефактами из органики уже получили мировую известность. Самое последнее сенсационное открытие – это золотые находки из элитного погребения некрополя Елеке Сазы.
– Открытие уникальных памятников культурного наследия номадов Великой степи имеет огромное значение для восстановления древней истории Казахстана.
Важно, что программа археологических исследований, которая была начата в области по поручению президента, будет продолжена, – рассказала заместитель акима Восточно-Казахстанской области Асем Нусупова.
– Во втором тысячелетии до нашей эры сформировались все основные компоненты хозяйственно-культурных типов и чёткие культурно-мировоззренческие ориентиры, – говорит профессор Зейнолла Самашев. – Высочайший уровень развития ремесленного и ювелирного искусства свидетельствует о высоком уровне добычи металлов, развитии обрабатывающей металлургии. Это для кочевничества является совершенно уникальным явлением.
Серийный убийца Юрий Гриценко, который нападал на женщин с молотком в Москве и Подмосковье, находится в зоне СВО и уже около года служит в санитарно-эвакуационном взводе. Оказалось, что он вышел на свободу раньше срока.
«Золотой человек» из далёкого прошлого
Надо заметить, что раскопки шли в течение нескольких лет на некрополях Востока в рамках специально разработанной акиматом области долгосрочной археологической программы. Программа финансировалась из местного бюджета. И только на научные изыскания за последние два года было выделено более 500 млн тенге.
Центральным элементом выставки стала реконструированная экспозиция «Золотого человека» VII–VIII веков до н.э. Эта находка была обнаружена в 2003 году археологом Абдешем Толеубаевым. А реконструировал образ кочевника известный мастер Крым Алтынбеков, филигранно работающий с биологическим материалом в самой современной лаборатории. Реконструкция образа шла под руководством археолога Абдеша Толеубаева. Учёный и художник виртуозно воссоздали дух эпохи властелинов степи: поражает и яркий костюм «Золотого человека», и богатое убранство его захоронения. Наряду с этим экспонатом можно увидеть и находки, сделанные в 2016 году, в которых хорошо представлена шиликтинская цивилизация. И именно Шиликты является колыбелью раннесакской культуры всего евразийского пространства.
Огромный интерес вызвал такой экспонат, как берельская лошадь в парадно-погребальном убранстве (IV–III век до н.э.). Этот экспонат был воссоздан талантливыми руками Калиоллы Ахметжана, члена Союза художников Казахстана, под научным руководством профессора Самашева.
– В идеологических представлениях древних кочевников золото – это не только блестящий металл, но и воплощение вечного солнца, его материализованный луч, подчёркивающий божественную сущность царя, полководца, – отметил доктор исторических наук Зейнолла Самашев.
Набор определённых образов и сюжетов, художественных приёмов в искусстве на огромнейшей территории – от Тарбагатая до Алтая – позволяет предположить религиозную близость кочевников региона. Во всех произведениях той эпохи в традициях звериного стиля выступают хищники – барс и волк, копытные – олень, лось, козёл, баран, а также и птицы – жаворонок, грифон и орёл.
Конечно, то, что археологические находки дошли до нашего времени, – огромная заслуга учёных-археологов Зейноллы Самашева и Абдеша Толеубаева. Ведь мало отыскать артефакты в захоронениях – надо ещё их и бережно извлечь.
Уникальные археологические артефакты из Казахстана будут выставлены в Музее современной истории России до 20 марта.
Тюркский романтизм
Не менее интересная экспозиция развернулась в Музейно-выставочном комплексе «Галерея искусств Зураба Церетели» – «Шестидесятники. Тюркский романтизм». Картины представил Государственный музей искусств им. А. Кастеева из Алма-Аты.
Возможное вступление Турции в БРИКС не потребует от республики выхода из Североатлантического альянса, как и отрыва от западного мира, считает профессор Хасан Унал.
– До революции 1917 года в Казахстане доминировало декоративно-прикладное искусство, уходящее корнями во времена Великого Шёлкового пути, и искусство древних саков и других кочевых племён, – рассказывает пресс-секретарь музея Клара Исабаева. – После революции, когда Казахстан стал одной из союзных республик, начало развиваться изобразительное искусство в европейской традиции – это и живопись, и графика, и скульптура. В 30–50-х годах очень бурное развитие получил социалистический реализм.
Но в конце 60-х годов группа молодых и энергичных художников выступила с собственной художественной программой.
«Шестидесятники» – условное название этой творческой группы. К этой группе относятся художники Салихитдин Айтбаев, Макум Кисамединов, Шаймардан Сариев, Токболат Тогусбаев, Бахтияр Табиев, Абдрашит Сыдыханов, Еркин Мергенов, Тулеген Досмагамбетов, Вагиф Рахманов, Исатай Исабаев, Оралбек Нуржумаев и др. В середине 60-х, после обучения в Ленинграде и Москве, в Алма-Ату приехали скульпторы Тулеген Досмагамбетов, Ольга Прокопьева и Вагиф Рахманов. Следом из Москвы приехал Еркин Мергенов.
Лидером группы является художник Салихитдин Айтбаев. Широко известны три работы художника Айтбаева – «Счастье», «Молодые казахи», «Гость приехал». Работа «Молодые казахи» представлена на выставке в Галерее Церетели.
Особняком в этой группе, по мнению экспертов, стоит романтический пейзажист Жанатай Шарденов, творчество которого сформировалось под большим влиянием французских импрессионистов. С их работами молодой художник познакомился в музеях во время учёбы в городе на Неве.
Высокого уровня достигла и гравюра Казахстана. Графики Макум Кисамединов, Исатай Исабаев и Адил Рахманов в своих станковых композициях и книжных иллюстрациях актуализируют образы народных героев, реальных и мифических, с помощью экспрессии форм и монтажа сюжетов. Излюбленные техники графиков из Казахстана – линогравюра и офорт.
Шестидесятников называли «дети оттепели», поскольку все они отказывались от академических канонов. И создавали свой собственный стиль.
Экспозицию выставки в Галерее Церетели составили более 50 произведений живописи, графики и скульптуры.
Вместе с археологами и художниками в Москву приехали и музыканты. На открытии выставки «Золото Великой степи» прозвучали казахские народные произведения в исполнении фольклорного ансамбля «Кербез» и музыкантов Восточно-Казахстанской филармонии имени Амре Кашаубаева.