// // Ждет ли каршеринг Яндекс.Драйв, BelkaCar, Делимобиль и других судьба китайских стартапов?

Ждет ли каршеринг Яндекс.Драйв, BelkaCar, Делимобиль и других судьба китайских стартапов?

9735

Кладбище перспективных

4
В разделе

Головокружительный взлёт и рост числа бизнес структур сдающих в аренду авто с поминутной тарификацией скорее всего закончится таким же стремительным провалом. Причина в демпинге проезда каршеринг-сервисами по отношению к своим конкурентам, после чего на рынке этого вида услуг останутся только единицы крупных игроков. Но и их бизнес ждёт незавидная участь.

История каршеринга (поминутной аренды авто у профильных компаний) ведётся с конца 80-х годов прошлого столетия и началась она в Америке и странах Европы. Модель каршеринга в России можно назвать стартапом, так как появилась услуга в стране относительно недавно – в 2015 году, но стала оживлённо развиваться, охватывая не только города-милионники, но и небольшие населённые пункты, в которых существует сезонный наплыв туристов. По данным интернет издания «Трушеринг», в России сейчас действуют около 30 компаний-каршенгистов, из них 80 процентов приходится на Москву, а это около 17 тысяч транспортных средств различного класса. Только за пять месяцев число каршеринговых автомобилей выросло на 5,5 тысяч единиц. Не удивительно, что столица по итогам 2018 года заняла второе место в мире и первое в Европе по количеству арендуемых автомобилей.

Бизнес идёт в «минус»

Использование услуги поминутной оплаты в её настоящем варианте вполне привлекательна. Достаточно зарегистрироваться у компании-перевозчика через сайт или через приложение организации. Много времени это не занимает, главное, чтобы клиенту было 19 лет (у ряда операторов до 23 лет), водительский стаж от одного года до трёх лет. Некоторые компании предоставляют услугу и без опыта вождения. После этого в приложении найти ближайшую машину и если она удовлетворяет по марке производителя, тарифу, ориентировочному времени в пути до машины, запасу бензина, в случае необходимости стоит только приехать к месту стоянки авто, разблокировать двери мобильным приложением с телефона и в путь. Не надо платить за бензин и обслуживание автомобиля. Каршеринг дешевле, чем такси, средняя стоимость минуты поездки 9 рублей (у некоторых крупных компаниях в утренние часы вообще минута стоит 3 рубля). Но при этом, как говорят специалисты, чтобы выйти на рынок перевозок, нужен автопарк от 200 до 300 единиц техники. Стоимость вложений может доходить до шести миллиардов рублей, значит, необходимы кредиты, которые надо регулярно погашать. Операторам-перевозчикам необходимо, чтобы машины были исправны, заправлены и помыты. Должны быть оборудованы системой Глонасс или GPS, а также дополнительным оборудованием, обеспечивающим сохранность автомобилей. Надо создать сайт, связанный с системой позиционирования и навигации. Учитывать непредвиденные расходы, такие как кражи клиентами оборудования из салонов авто (крадут всё, начиная от ковриков до кресел). В связи с чем каршеринговые компании уже в 2019 году планируют оборудовать транспортные средства видеокамерами скрытого наблюдения. Ещё есть проблема обычного вандализма. Необходимо содержать штат сотрудников, платить налоги и вести широкую рекламу, которая обходится в немалую сумму. Как утверждают аналитики рынка, в этом бизнесе серьёзной прибыли ждать не стоит от полугода до двух лет.

Исходя из всего перечисленного, возникает вопрос: как может отечественный каршеринг демонстрировать бурный рост с такими высокими затратами и такими низкими тарифами – «щедрости граничащей с благотворительностью»? Очевидно, что в этом секторе услуг идёт процесс искусственного снижения цен – демпинг. При этом, как признаются топ менеджеры крупных компаний, для подавления конкурентов бизнес намеренно идёт в «минус», либо остаётся на уровне незначительного дохода. Однако перевозчикам-тяжеловесам держаться на плаву позволяет сильный маркетинг: объём активов в виде нескольких тысяч машин и внедрения новых технологий, новаторские удобные и безотказные сервисные приложения или беспилотный автомобиль, который уже проходит тестовые испытания.

Как и когда закончится флирт с клиентами

Сейчас лидирующие позиции в конкурентной среде занимают компании Делимобиль, YouDrive, BelkaCar и «Яндекс. Драйв».

Компания Делимобиль, которая начала свою работу в 2015 году с сотни машин, охватывает несколько городов России. Автопарк состоит из шести тысяч Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Renault Kaptur и Skoda Octavia. На 2017 год инвестиции составили 1,5 миллиардов рублей.

YouDrive приступил к освоению рынка каршеринга в 2015 году. В распоряжение клиентов более 2500 автомобилей BMW, Mercedes, Nissan и Smart Fortwo различных модификаций. Работает YouDrive в Москве и Сочи.

BelkaCar работает на территории Москвы и Сочи и имеет один из самых крупных автопарков в стране – около 4100 автомобилей Kia Rio X-Line, Mercedes-Benz GLA и Volkswagen Polo. Официально на рынке каршеринга с 2016 года. На запуск сервиса владельцами компании было вложено 260 тысяч долларов и в дальнейшем было привлечено ещё несколько миллионов евро.

Одна из самых молодых компаний Яндекс. Драйв приступила к работе в 2018 году, но сейчас считает крупнейшим каршерингом в России. Автопарк превышает 6,5 тыс. автомобилей Kia Rio, Kia Rio X-Line, Renault Kaptur, Mercedes-Benz, BMW и Porsche. Зона покрытия: Московский регион и Калужская область.

Понятно, что флагманы рынка и активировали соревновательный процесс на понижение стоимости услуг и их более скромным коллегам приходится играть по правилам ведущих компаний. Ожидаемо, что перевозчикам с автопарком менее чем 500 машин придётся закрыть бизнес. Рынок практически окажется монополизирован.

Екатерина Макарова, сооснователь каршеринга в интервью auto.d3.ru:

- Вероятнее всего, структура рынка трансформируется в олигополию, состоящую из трех–четырех игроков (…) Если у оператора есть деньги, он может увеличить автопарк на тысячу автомобилей хоть завтра.

К чему приведёт процессы сворачивания бизнеса проигравших в конкурентной борьбе структур? После того, как они исчезнут с «театра боевых действий» среди ведущих компаний серьёзной борьбы за клиентов вестись не будет, так как рынок будет поделён, и скорее всего по территориальному принципу. И менеджмент компаний сможет как угодно корректировать цены на аренду машин, конечно же, в сторону подъёма. Обоснований найдется достаточно: рост в цене автомобилей и бензина, обслуживание средств связи и так далее. О каких либо привлекательных и удобных тарифах и акциях пользователям каршеринга придётся забыть, штрафы резко возрастут. Флирт с клиентами закончится, придётся платить по-полной.

Не в ответе за тех, кого приручили

По данным правительства Москвы, если в 2018 году в мегаполисе совершено 23 миллионов краткосрочных поездок, то уже только в начале 2019 года зафиксировано 2,7 миллиона случаев аренды автомобилей. Это говорит не только о всё большей оценке способа передвижения, но и том, что потенциальные клиенты каршеринга отказываются от покупок личных автомобилей из-за роста налоговых ставок в 2019 году. Стоимость авто уже выросла на пять процентов, и этот показатель ещё будет расти из-за повышения цен на комплектующие детали и повышения курса доллара по отношению к рублю. И всё же, по мнению аналитиков, основным фактором выбора в пользу передвижения на арендованной машине является его доступность в городской среде, отсутствие нужды по обслуживанию личного автомобиля, оплаты парковки и другие сопутствующие неудобства. За несколько лет люди психологически привыкли к сервису, но вероятно, окажутся в статусе обманутых пользователей, что приведёт к серьёзному оттоку клиентуры и, соответственно, к значительному сворачиванию компаниями своей деятельность. Рекламное направление останется, но её информационное составляющее не будет соответствовать действительности. Клиент, когда ему понадобится автомобиль, не сможет по приложению найти машину рядом с собой, а добираться до ближайшего авто придётся долго. Зарегистрировавшись у другого перевозчика, человек на практике увидит такую же картину, ведь проблемы будут одинаковы у всех компаний каршеринга, так как их останется единицы и работать они будут практически по одинаковым схемам.

Далее можно предугадать следующий ход событий. Не секрет, что финансовая составляющая игроков рынка каршеринга представляет собой набор банковских займов, долгов перед поставщиками и партнёрами по лизинговым операциям. Это колоссальные деньги – десятки миллиардов рублей - бюджет небольшой республики. Без сомнения, что цепь долгов и обязательств прервётся, и компании будут банкротиться и поглощаться более крупными «акулами бизнеса», а тех, в свою очередь ждёт такая же незавидная судьба. Как это произошло в Китае, но только в сегменте аренды велосипедов – велошеринга.

Китайский мыльный пузырь

Правительство Поднебесной видит в велосипедах единственный способ справиться с перегруженным трафиком в многомиллионных городах и снижение негативного давления на экологическую среду городов. За расширение велошеринга в стране взялись сразу 70 стартапов и за короткий срок создали новый рынок из 77 компаний - велоарендаторов, а число двухколёсных транспортных средств в стране перевалило за 20 миллионов. Однако сражаясь за клиентуру с двумя крупными компаниями и снижая арендные платежи, малые стартапы обанкротились и даже не смогли вернуть клиентам депозитные деньги.

Далее фиаско потерпели компании конкурентов, финансовая составляющая которых представляла «мыльный пузырь» из займов и долгов за поставки. В результате одну из двух компаний поглотил холдинг, другая, изначально владея 3000 велосипедами, осталась только с десятком байков и 13 миллионами разгневанных клиентами, каждому из которых компания задолжала по 14 долларов. Из космоса видны кладбища двухколесных транспортных средств в пригороде Шанхая или Пекина. Это невероятное зрелище – ремонтировать велосипеды оказалось дороже чем просто вывозить в поля. Туда же увезли те, что блокировали выезды, а также двухколесные средства обанкротившихся компаний.

Китайский прецедент вполне может повториться в России, превратив стартап в стартстоп, и рынок каршеринга просто «умрёт», похоронив идею краткосрочной аренды автомобилей в России. Руководство компаний каршеринга, которые пришли на российский рынок с целым багажом амбиций, будет разводить руками перед банками и партнёрами. В последующем судебные дела, побеги за границу, громкие скандалы, Интерпол, посадки… И «финансовый мыльный пузырь» лопнет, причём лопнет с шумом в средствах массовой информации разбрызгав всю репутацию как компаний каршеринга, так и их партнёров. Более того, пропадут сотни миллионов инвестиционных рублей, которые планируют субсидировать правительственные структуры на развитие каршеринга.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.03.2019 23:59
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх