Версия // Власть // После изгнания инородцев Москва потеряет четверть общественного транспорта, половину строек и зарастёт мусором

После изгнания инородцев Москва потеряет четверть общественного транспорта, половину строек и зарастёт мусором

2078

Свой чужой

Во время беспорядков на Манежной площади под «раздачу» попали не только приезжие, но и коренные москвичи Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

15 декабря страна с тревогой наблюдала за событиями в Москве: в этот день националисты обещали организовать в столице массовые беспорядки. Но большой резни, к счастью, не случилось – желающих поучаствовать в акции оказалось гораздо меньше, чем сотрудников милиции и солдат внутренних войск, которых стянули в центр столицы. Между тем, несмотря на столь благополучный финал, общественная дискуссия о том, что дальше делать с приезжими, разгорелась с небывалым доселе накалом. Горячие головы предложили ввести визовый режим со странами СНГ и ужесточить правила пребывания в столице даже для граждан России из других регионов. Что случится, если Москва вдруг в одночасье останется без приезжих, попробовал понять корреспондент «Нашей Версии».

Напомним, что беспорядки на межнациональной почве вспыхнули в Москве и ряде других городов России после убийства 6 декабря в драке с выходцами с Кавказа футбольного болельщика Егора Свиридова. Уже на следующий день несколько тысяч болельщиков собрались возле здания Головинской прокуратуры на Кронштадском бульваре столицы с требованием провести объективное расследование преступления. После чего, скандируя лозунги «Русские, вперёд!» и «Москва для москвичей!», болельщики с зажжёнными фаерами выдвинулись в сторону Ленинградского проспекта, движение на котором в результате было перекрыто. 11 декабря эти же лозунги уже звучали у стен Кремля. На Манежной площади столицы собрались, по различным оценкам, от 5 до 7 тыс. футбольных болельщиков. Причём в отличие от вполне мирного шествия по Ленинградке на этот раз дело дошло до открытого противостояния с милицией. По словам представителей правоохранительных органов, в толпе протестующих присутствовали не только футбольные фанаты, но и некие «провокаторы из радикальных националистических организаций».

Гости столицы не заставили себя ждать с ответом. В Интернете появились призывы (в основном они были адресованы кавказцам) отомстить москвичам. Местом и временем «разборок» была назначена площадь Киевского вокзала. Стычки между приезжими с юга были также зафиксированы и в других районах столицы. Но, как мы уже говорили, обошлось без серьёзного противостояния. В драках никто серьёзно не пострадал, а милиция сообщила более чем о 1300 задержанных националистах. Между тем говорить, что на этом национальная вражда в Москве и в России закончилась, оснований нет. Так, одна из радиостанций провела опрос, по которому более 91% москвичей выразили свою поддержку участникам митинга на Манежной площади.

Мотивов не любить приезжих у москвичей много. Так, по данным ГУВД по городу Москве, в 2009 году более половины всех преступлений было совершено иногородними. Причём это наиболее «видимые» для общественности правонарушения: грабежи, разбои, кражи, которые попадают в сводки криминальных новостей. Можно говорить о том, что в Москве даже сформировалось некоторое разделение криминального труда между представителями национальных диаспор. Так, на «рынке» квартирных краж преобладают грузинские этнические группировки, среди барсеточников – дагестанцы и ингуши, на мелких грабежах и кражах чаще всего попадаются приезжие из Средней Азии.

Ситуация усугубляется тем, что для милиции расследование преступлений, совершённых приезжими, представляет особую сложность. После совершения преступления злодеи зачастую уезжают на историческую родину, где их достать практически невозможно. Показательным стало дело об убийстве двух сотрудников ОВД «Северное Чертаново» в апреле 2006 года. Руководство столичного ГУВД заявило тогда, что для правоохранительных органов поимка преступников – это дело чести. Однако упрятать их за решётку не удалось. Оперативники установили личности убийц, ими оказались участники грузинской преступной группировки. Бандиты на следующий день после преступления уехали в Грузию, с которой у России нет договорённостей о выдаче преступников.

Другой точкой межнационального кипения стали столичные дороги, на которых регулярно вспыхивают конфликты между автовладельцами и приехавшими с юга нелегальными таксистами. Они не то что не знают города, но порой имеют очень приблизительное представление и о правилах дорожного движения. Самая распространённая причина аварий, когда водитель такого «шахид-такси», увидев голосующего на обочине человека, резко перестраивается через несколько рядов, подрезая остальных участников движения. При этом взыскать ущерб с виновного в аварии по понятным причинам порой невозможно.

Негодование населения вызывает и желание приезжих соблюдать свои национальные традиции на виду у всего города, будь то ритуальные жертвоприношения на детских площадках или стрельба в воздух у загса. Как видно, причин поддерживать борцов с засильем приезжих в Москве у горожан достаточно. Но многие эксперты считают, что все эти издержки не идут ни в какое сравнение с тем, какую пользу приезжие приносят городу.

По данным Федеральной миграционной службы, сегодня в Москве официально зарегистрированы 1,8 млн временно проживающих приезжих. Около 1,2 млн из них прибыли в столицу на заработки.

«Мигранты работают, как правило, в тех нишах рынка труда, куда коренные жители не стремятся. Там, где опасно, грязно, вредно, – рассказывает «Нашей Версии» директор программ Международного альянса «Трудовая миграция» Сергей Болдырев. – Это в первую очередь строительство, жилищно-коммунальная сфера, общественный транспорт».

Только в сфере столичного ЖКХ, по данным последних исследований, на легальных и нелегальных основаниях сегодня трудятся более 230 тыс. мигрантов. Причём 90% из них работают на «низовых» должностях – обычными дворниками. Основными поставщиками дворников в Москву являются Киргизия, Узбекистан и Таджикистан – до 70% всего персонала. Дворники получают, пожалуй, самые низкие зарплаты среди всех трудовых мигрантов в столице, это максимум 15 тыс. рублей. Хотя, как говорят, зачастую недобросовестные начальники ДЭЗов присваивают себе часть официального заработка гастарбайтеров. С другой стороны, приезжие с мётлами имеют множество побочных заработков. Например, они активно «халтурят» на погрузке мебели, строительных материалов и так далее. Причём цены на их услуги иногда значительно превышают рыночные.

Но всё равно, даже если со всеми нелегальными заработками мигранты-дворники получают даже 30 тыс. рублей в месяц, найти им замену среди москвичей вряд ли удастся. То же касается и столичной сферы строительства.

«Если вдруг мы останемся без мигрантов, то быстро и сразу найти им замену не получится, – рассказывает «Нашей Версии» генеральный директор кадровой компании «Стеди Бридж», занимающейся подбором кадров для строительной отрасли, Алла Дмитриева. – Сегодня строительные компании предлагают зарплату для линейного персонала на уровне 25–30 тыс. рублей в месяц. Москвичи и жители других регионов России готовы работать на стройках за зарплату не менее чем 45 тыс. рублей».

Всего же, по последним оценкам, в сфере строительства работают до 40% всех мигрантов в Москве. Правда, точное количество иностранных разнорабочих, сварщиков и каменщиков в Москве не известно никому. По официальным данным, это около 400 тыс. человек. В то же время, по данным правительства Москвы, в городе работают более 2 млн нелегалов. Так что в рабочий актив строительных компаний можно смело записывать ещё несколько сотен тысяч иностранных рабочих. Мотив пользоваться легальными и нелегальными мигрантами для строительных компаний очевиден: они экономят на зарплате, правда, эксперты сомневаются в том, что привлечение иностранных рабочих позволяет существенно сокращать издержки.

«Есть мнение, что мигранты на самом деле обходятся строительным компаниям ненамного дешевле, чем граждане РФ, – говорит Алла Дмитриева, – ведь мигранты – это и дополнительные расходы: те же штрафы, урегулирование вопросов с правоохранительными органами и так далее».

Кроме того, ни для кого не секрет, что гастарбайтеры на стройках зачастую не имеют не то что профильного образования, но и опыта работы. Так, А, как известно, экономия на неквалифицированном персонале может стоить слишком дорого.

Другой отраслью столичной экономики, где количество гастарбайтеров совершенно невозможно подсчитать, является розничная торговля. По различным оценкам, доля мигрантов в торговле составляет от 30 до 40%. Причём это касается не только палаток с шаурмой, овощами и пивом, но и крупных торговых сетей. Так, автор этой заметки, являющийся постоянным покупателем в одном известном сетевом супермаркете, уже давно не видел на кассах сотрудниц славянской внешности. Судя по именам и фамилиям на фирменных бейджах, все они приехали из стран с более тёплым климатом. Что, надо заметить, на качестве обслуживания совершенно не отражается. Показательно, что точное количество работающих мигрантов не могут назвать даже торговые сети. Мы направили запрос в крупнейшую в России компанию по объёмам продаж Х5 Retail group (супермаркеты «Перекрёсток», «Пятёрочка», «Карусель»), на что официальный представитель компании Елена Провоторова ответила, что компания не занимается подсчётом работающих в магазинах мигрантов. При этом нас заверили, что все они работают на совершенно законных основаниях.

В целом в Москве зарплата кассира-продавца сегодня колеблется на уровне 25–30 тыс. рублей. Судя по тому, что в магазинах работает всё больше приезжих, такой уровень дохода совершенно не привлекает аборигенов.

К разряду наиболее мигрантозависимых отраслей эксперты также относят общественный транспорт. Правда, доля иностранной рабочей силы, крутящей баранки автобусов и маршруток, не так уж высока, как может показаться на первый взгляд.

«Не так давно мы проводили анкетирование транспортных компаний, доля иностранцев у частных перевозчиков составляет около 22%, муниципальных – 25%, – рассказывает «Нашей Версии» руководитель Московского транспортного союза Юрий Свешников. – Хотя есть небольшие перевозчики, где работают исключительно водители-иностранцы».

Кстати, по словам Юрия Свешникова, в Москве уже предпринимаются попытки частичной зачистки общественного транспорта от мигрантов. С 1 января 2010 года городской Департамент транспорта и связи приостановил выдачу квот на привлечение иностранной рабочей силы для частных перевозчиков. Видимо, такое решение было принято на фоне участившихся ДТП с участием маршрутных такси с мигрантами за рулём. Перевозчики сегодня оспаривают это решение в Федеральной антимонопольной службе, ведь фактически их поставили в неравные условия с муниципальными транспортными компаниями, которым по-прежнему разрешено расширять свой персонал за счёт иностранцев. «Решение спорное, но никакого транспортного коллапса, как мы видим, не произошло, – говорит наш собеседник. – Вообще, я думаю, что власти не пойдут на то, чтобы оставить транспорт без иностранной рабочей силы. Ведь даже в советские времена в Москве существовал дефицит водителей и его восполняли за счёт лимитчиков, в том числе и из других республик СССР. Сегодня водитель на маршрутном такси или автобусе в Москве зарабатывает в среднем 30–45 тыс. рублей. А это с учётом нынешнего дорожного трафика очень тяжёлый труд, поэтому москвичи и жители других регионов РФ работать в общественный транспорт идут неохотно».

Так насколько же зависит сегодня экономика Москвы и других крупных городов от иностранной рабочей силы? Несмотря на то что теоретически ресурсы для замены иностранцев российскими специалистами в том же строительстве и транспорте у города есть, воплощение лозунга «Москва для москвичей» в жизнь может обернуться если не катастрофическими, то очень серьёзными последствиями.

«Все давно пришли к пониманию, что экономике без трудовых мигрантов будет очень плохо, – говорит Сергей Болдырев, – особенно на фоне того, что у нас происходит снижение количества трудоспособного населения. Выдворение мигрантов приведёт к тому, что у работодателей не будет достаточного количества рабочей силы, чтобы развивать бизнес, придётся его сокращать или вообще сворачивать. Всё это непременно отразится на темпах экономического роста и уровне жизни населения».

Трудно представить и то, как чисто технически можно будет закрыть страну для всех мигрантов. С теми же странами Средней Азии у России протяжённость границ составляет более 6 тыс. километров. На их обустройство, думается, придётся затратить не один годовой ВВП. К примеру, куда более богатые США не могут до сих пор поставить надёжный заслон потоку нелегальных мигрантов из Мексики.

«Экономисты подсчитали, что сегодня с каждого заработанного рубля мигрант своим трудом приносит 5–6 рублей в ВВП, – говорит Сергей Болдырев. – Отказываться от иностранной рабочей силы неразумно, а издержки, связанные с мигрантами, можно минимизировать. Почему многие приезжие совершают преступления? В том числе потому, что они зачастую едут в Россию спонтанно и ищут работу уже здесь. Многие её не находят и начинают промышлять криминалом. Можно, например, сделать так, чтобы трудовой мигрант приезжал в Россию, только если он имеет предварительную договорённость с работодателем».

Только вот согласятся ли работодатели на дополнительную головную боль с поиском персонала – большой вопрос.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.12.2010 11:23
Комментарии 0
Наверх