// // Попытки законодательно обуздать цены приведут к их повышению

Попытки законодательно обуздать цены приведут к их повышению

348

Продажное решение

И «несвободные» цены могут расти...
Фото: Борис Кремер
И «несвободные» цены могут расти... Фото: Борис Кремер
В разделе

Похоже, что борьба чиновников с инфляцией перешла в фазу законотворчества. В последние дни работы прошлой, 4 Госдумы, правительство внесло на её рассмотрение законопроект об основах регулирования торговой деятельности. Рассматривать его, впрочем, будут депутаты уже нового, пятого созыва. Однако если документ будет принят в его нынешней редакции, то это приведёт к тотальному государственному контролю над торговлей, и как следствие, к новому витку повышения цен.

По словам заместителя министра экономического развития и торговли Андрея Белоусова, новый закон необходим для того, чтобы покончить с «дикими формами регулирования» со стороны региональных властей.

Между тем чиновники, очевидно, по-своему истолковали необходимость регулирования взаимоотношений государства и торговли. В частности, одним из последствий принятия данного законопроекта может стать фактически полное уничтожение предприятий малого бизнеса, а также всевозможных передвижных тонаров и небольших киосков. Дело в том, что в документе прописывается новый порядок получения разрешения на их деятельность. Так, для открытия торговой точки в органе местного самоуправления муниципального образования надо будет получить свидетельство об организации торговой деятельности. Такое свидетельство, как указывается в законопроекте, должно предоставляться в течение двух дней, а для его получения необходимо подать заявление и закрытый перечень документов – сведения о торговом объекте, ИНН, учредительные документы, заключение пожарных и СЭС – всего восемь позиций. Что интересно, на официальном языке чиновников введение такого порядка называется «переходом» от разрешительной системы к «уведомительной».

В первую очередь подобный «уведомительный» порядок коснётся владельцев передвижных тонаров и киосков. Именно им открыть нестационарный торговый объект согласно законопроекту можно будет только «в соответствии со схемой размещения… утверждённой органами местного самоуправления», а разрешение на организацию торговой деятельности будет «предоставляться по итогам открытого конкурса». Зато, если павильон будет работать в торговом центре, то ни участия в конкурсе, ни разрешения не потребуется. Иными словами, В среднем затраты на строительство цивилизованных павильонов, по оценкам аналитиков рынка, составляют порядка 100тыс. долларов, которые естественным образом будут переложены на плечи будущих арендаторов, а в конечном счёте рядовых потребителей.

Законодатели «позаботились» и о крупных ритейлерах. Так, документом устанавливается 15-процентный порог, перейдя который продавец признаётся занимающим доминирующее положение, а значит, его деятельностью сможет всерьёз заинтересоваться антимонопольное ведомство. Правда, по каким критериям будет определяться эта доля, в законопроекте не прописано. Разработчики документа указали лишь на то, что 15-процентную долю рынка того или иного продавца следует определять в границах муниципального образования. «Если подходить к этой норме буквально, то, к примеру, можно будет признать какой-нибудь магазин монополистом по торговле чёрным хлебом», – говорит аналитик ИК Финам Владислав Кочетков. Кроме того, не очень понятно, какие именно торговые объекты муниципального образования будут учитываться. «Как можно высчитать, какая доля в товарообороте принадлежит рынкам? Этого ведь никто не будет считать. А торговые сети контролировать легко, потому что они сдают отчётность. Вот и получится, что весь район закупается на рынке или в гипермаркете, расположенном за пределами МКАДа, а магазин шаговой доступности при этом окажется монополистом», – возмущается один из руководителей сети супермаркетов. Но самое интересное, что разрешённый «порог доминирования» для продавца может быть увеличен, если результатом деятельности торгового объекта «является или могут являться совершенствование производства, продажа товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке».

По теме

По мнению аналитиков рынка, такая расплывчатость, с одной стороны, открывает широкий простор для коррупции, а с другой – увеличивает издержки торговых сетей, которые те не преминут переложить на плечи потребителей.

Но бесспорный «гвоздь программы» – статья, закрепляющая право Правительства РФ устанавливать правила продажи товаров по сниженным ценам. Фактически это означает, что те предприниматели, которые не пожелают присоединиться к ныне добровольным соглашениям о замораживании цен, могут лишиться лицензии на право торговли. Заметим, однако, что последствия подобных соглашений о замораживании цен видны уже сегодня: в то время как крупные торговые сети зафиксировали цены на определённые виды продуктов, стоимость товаров, не включённых в список социально значимых, выросла на 15-20%. Стоит отметить, что перечень социально значимых продуктов уже был обнародован Федеральной антимонопольной службой (ФАС). В него вошли только хлеб, молоко, кефир, яйца и масло.

Опубликовано:
Отредактировано: 03.12.2007 13:49
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх