// // Под видом истребителя пятого поколения в воздух поднимут пустую платформу

Под видом истребителя пятого поколения в воздух поднимут пустую платформу

396

Самолёт, да не тот

Состоящие на вооружении ВВС России истребители морально и физически устаревают, а перспективы новых типов самолётов туманны
Фото: Сергей Тетерин
Состоящие на вооружении ВВС России истребители морально и физически устаревают, а перспективы новых типов самолётов туманны Фото: Сергей Тетерин
В разделе

Несколько дней назад вице-премьер Сергей Иванов напугал наших вероятных врагов. На выездном совещании Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ вице-премьер заявил, что в 2009 году в небо поднимется первый российский истребитель пятого поколения. С аналогичным заявлением в канун Нового года выступил и главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин. Тогда заявление главкома вызвало, мягко говоря, недоумение в авиационных кругах и у военных экспертов – кто-то называл это заявление блефом, кто-то считал, что генерал лукавит, подразумевая под пятым поколением глубоко модернизированные машины четвёртого поколения. Корреспондент «Нашей Версии» решил разобраться в магии авиационных цифр.

В прошлом номере «Нашей Версии» мы рассказали о незавидной ситуации, в которой сегодня оказалась и без того изрядно потрёпанная российская истребительная авиация. После декабрьской катастрофы истребителя Миг-29 под Читой специальная комиссия выявила серьёзные и, как поговаривают, неустранимые дефекты на подавляющем большинстве стоящих на вооружении машин этого типа. У Миг-29 из-за расслоения металла силовых элементов планера отваливаются хвосты (кили).

Военные о проблеме предпочитают не распространяться, хотя проблема более чем серьёзная – фактически Вооружённые силы остались без основы фронтовой истребительной авиации. Как нам удалось выяснить на прошлой неделе, во всей армии к полётам сегодня допущены не более 10 истребителей Миг-29, все они дислоцированы на аэродроме Андреаполь в Тверской области. Этого, естественно, недостаточно ни для решения стоящих перед истребительной авиацией задач, ни для поддержания лётной годности внезапно оставшихся без матчасти пилотов. Впрочем, некоторые эксперты не склонны драматизировать ситуацию. Миг-29 называют вчерашним днём истребительной авиации, и в случае серьёзного вооружённого конфликта даже в полностью исправном состоянии эти самолёты вряд ли станут достойным противовесом новейшим натовским истребителям.

Несмотря на то что информация о характеристиках нового российского истребителя закрыта, эксперты уже имеют общее представление об основных отличиях новейшей машины от своих предшественников.

«По идее эта машина должна отвечать всем основным признакам пятого поколения, – рассказывает «Нашей Версии» эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макеенко. – Это малая радиолокационная и инфракрасная заметность, высокий уровень интеграции бортового оборудования, оружие, расположенное во внутренних отсеках, крейсерская сверхзвуковая скорость без применения форсажа и сверхманёвренность».

Ещё одним преимуществом истребителей пятого поколения называют низкие расходы на его эксплуатацию. Так, если стоимость одного часа эксплуатации самолёта Су-27 сегодня составляет примерно 10 тыс. долларов, то в пятом поколении эта цифра должна уменьшиться до 1,5 тысячи.

Впрочем,

Программа его разработки облегчила американский бюджет, по последним оценкам, на 61 млрд. долларов – и эта цифра не окончательная. Невольно напрашивается вопрос – на какие, собственно, средства куда менее богатая Россия смогла создать достойный ответ американскому пятому поколению, который, как обещают, взлетит уже в этом году?

При ближайшем рассмотрении оказывается: громкие официальные заявления и газетные заголовки о том, что уже в 2009 году первая российская «пятёрка» поднимется в небо, – не более чем игра слов. Если что-то и взлетит, то это будет иметь лишь очень отдалённое отношение к серийному самолёту.

«Возможно, к концу года взлетит платформа-планер с двигателями, которые ещё будут дорабатываться, – рассказывает «Нашей Версии» военный эксперт Владислав Шурыгин. – Это всё, что у нас сегодня есть. Но истребитель пятого поколения – не только платформа: нужна новая радиолокационная станция, нужны новые более серьёзные ракеты, нужна куча новой боевой электроники. Что-то ещё находится в стадии разработки, а чего-то и совсем нет».

По теме

То, что до первого серийного образца истребителя пятого поколения нам ещё очень далеко, впрочем, не скрывают и официальные власти. На 2009 год намечены только первые лётные испытания, в серию же, по самым оптимистичным прогнозам, машина поступит лишь к 2015 году.

Разработкой машины занимается «ОКБ Сухого». По различным данным, в цехах завода в Комсомольске-на-Амуре уже собраны один-два прототипа. Обозначение новой машины: ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Только вот перспективы этой машины сегодня вызывают серьёзные сомнения. Экономика, особенно в условиях кризиса, может его попросту не потянуть. Окончательная смета на разработку этого самолёта может составить более 20 млрд. долларов, а цена одной машины в два раза будет превышать стоимость своих предшественников.

«Сколько будет стоить новый истребитель, не может сказать никто, – говорит Константин Макеенко, – по крайней мере, ставится задача, чтобы он был хотя бы на 20% дешевле американских аналогов. Насколько я понимаю, главная задача, которую сегодня ставит перед собой «Сухой», – создать надёжный противовес F-35 и по цене, и по боевым возможностям».

Цена истребителя F-35, который сегодня проходит окончательную стадию испытаний, составляет около 80 млн. долларов. По крайней мере, такую цену американцы недавно выставили Израилю, пожелавшему приобрести 25 новых самолётов. То есть получается, что при самом лучшем раскладе российский суперистребитель будет стоить не менее 60 млн. долларов. И это по самым оптимистичным прогнозам.

Взять ту же эпопею с другим детищем «Сухого» – пассажирским лайнером «Сухой-Суперджет». Цена на его разработку сегодня сильно отличается от заявленных ранее цифр. Кстати, на прошлой неделе на заседании Комитета Госдумы по транспорту было принято решение попросить у правительства под этот удивительный проект ещё дополнительно 3,6 млрд. рублей. А какие, собственно, гарантии, что такая же ситуация не возникнет с ПАК ФА? На окончательную стоимость истребителя повлияет и то, в каких количествах он будет изготовлен.

«Если они сделают 5–10 самолётов, то это ничего не решит и более того – приведёт к громадным экономическим потерям, – говорит Владислав Шурыгин. – Американцы сейчас запускают в производство F-35, и у них только по двигателям закупка на 1,5 тыс. штук, а это значит, что после 500-го двигателя цена на них будет значительно ниже, чем на те, которые они покупают сейчас. Если у нас будет 10 самолётов, то, конечно, они у нас будут золотыми. Эти самолёты начнут себя окупать, а промышленность станет нормально дышать, если будут закуплены даже не десятки, а сотни таких самолётов. Пока же мы всё делаем в единичных образцах».

Впрочем, и у наших американских партнёров с истребителями пятого поколения всё не так уж и гладко. Главная беда – сумасшедшая стоимость самолётов. Поэтому Пентагону пришлось чуть ли не вдвое сократить планы по закупке тех же тяжёлых истребителей F-22 (в настоящее время стоимость одной машины превышает 300 млн. долларов). Не всё гладко складывается и с лёгким F-35. Из-за глобального экономического кризиса многие потенциальные зарубежные покупатели отказались от столь дорогостоящих «игрушек». Так нужны ли такие самолёты России?

«Самолёт будет очень дорогим, но он нам очень нужен, – считает Константин Макеенко. – В первую очередь, чтобы промышленность сохраняла компетентность в разработке современной боевой авиационной техники. Во-вторых, эти самолёты в сочетании с самолётами поколения 4+ + обеспечат нам и сохранение военных возможностей. Когда у нас F-35 начнут появлятьcя у границ, чем мы будем им противодействовать?»

Однако многие эксперты как в России, так и в США ставят под большой вопрос эффективность самолётов пятого поколения. Есть мнение, что хоть сами по себе эти самолёты передовые во всех отношениях, в случае крупномасштабных и затяжных боевых действий они окажутся невостребованными. Эти машины настолько сложны в изготовлении, что воюющие страны просто не смогут их строить. Где и пригодятся новые суперсамолёты – так разве что в локальных конфликтах.

«Сегодня ставка делается на то, что все пытаются уйти от идеи всеобщей мобилизации и развёртывания войск и пытаются прийти к мысли, что «чем начали, тем и будем воевать», – считает Владислав Шурыгин. – В локальных войнах, как, например, на Фолклендах или в Осетии, такое высокотехнологичное и дорогостоящее вооружение будет себя полностью оправдывать. Если начнётся общее обострение и встанет вопрос, например, о большом конфликте в Европе, совершенно не исключено, что будет прав Эйнштейн, который сказал, что третья мировая будет вестись дубинками».

Опубликовано:
Отредактировано: 02.02.2009 13:37
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх