Что делать с телом Ленина, которое покоится в Мавзолее на Красной площади? Оставить там, где оно сейчас находится, или все же предать земле? Даже сейчас, в 2017 году, споры по этому поводу не утихают. Столетний юбилей Великой Октябрьской революции ознаменовался новым всплеском дискуссий вокруг дальнейшей судьбы тела вождя мирового пролетариата.
Мавзолей Ленина – сооружение, без которого сегодня невозможно представить Красную площадь. И даже тем, кто не претендует на звание знатока истории, известно, что в нем покоится Владимир Ильич Ленин – основатель советского государства, ключевая фигура Великой Октябрьской революции, которая грянула 100 лет назад, в 1917 году.
Мертвое тело на главной площади страны – вопрос довольно спорный как с логической, так и с этической точки зрения, однако, его не предают земле без малого век – даже сейчас, когда в поддержку этого шага звучит все больше голосов. Государство, созданное Лениным, ушло в небытие, почему бы ему не отправиться следом? Однако, защитники советского прошлого и коммунистических идеалов активно требуют оставить все как есть, «убрав руки» от символа эпохи.
Религия пролетариата
В том, что Ленин был символом трагического и непростого для России, впоследствии – СССР, десятилетия, никаких сомнений нет. Борьба с прогнившим царским режимом, затем - две революции, гражданская война, голод, эпидемии, становление молодого советского государства – все испытания, выпавшие на долю народа, действительно заставили людей увидеть в Ленине надежду на светлое будущее. Именно поэтому смерть вождя вызвала среди народа настоящую истерию. Страна погрузилась в траур, в народе царили крайне подавленные настроения, проститься с Лениным пришли сотни тысяч людей. Сначала гроб с телом стоял в Доме Союзов, затем – в деревянном мавзолее.
Вопрос о бальзамировании был поднят еще при жизни Ленина. Изначально партийные деятели – в частности, Троцкий и Каменев – назвали его «безумием» и «попыткой возвеличить прах». Тем не менее, после смерти вождя возражений не последовало.
Как полагают историки, идея взяла свое начало из желания некоторых большевиков создать пролетарскую религию, и Ленину – уже в виде хорошо законсервированной мумии - предстояло стать одним из главных ее символов, своеобразным «святым» советской эпохи, которому на протяжении десятилетий будут поклоняться советские граждане.
Дело о самоубийстве лидера группы «Nirvana» Курта Кобейна расследовал частный детектив Том Грант, который опубликовал отчёт о вскрытии музыканта, найденного мёртвым 30 лет назад.
Когда выносить святых?
Кстати, на некоторое время компанию Ленину в Мавзолее составил сам «отец народов» - Иосиф Виссарионович Сталин. В эпоху апогея сталинизма едва ли кому-то могло прийти в голову, что он недостоин покоиться в самом сердце страны вместе со своим предшественником. После развенчания культа личности, в 1961 году, тело решили вынести из усыпальницы. Это было сделано под покровом ночи, чтобы избежать народного возмущения. Тело Сталина перезахоронили у кремлевской стены. В итоге общественность восприняла это известие достаточно спокойно.
Конечно, тогда никто и подумать не мог о том, чтобы захоронить и Ленина. Первые подобные идеи начали высказываться только в 80-е, во время перестройки, затем – после распада СССР, а также – при каждом «революционном» юбилее. «Святой» советской эпохи стал ее символом, материальным напоминанием о ней, для кого-то ностальгическим, а для кого-то – не самым приятным. С одной стороны, Ленина называют убийцей и преступником, из-за которого на Россию обрушились беды и испытания, с другой – его тело сравнивают с мощами православных святых, упирая на то, что тревожить их – грех. При этом у приверженцев последней точки зрения не возникает вопросов о том, «по-христиански» ли не предавать земле тело человека, умершего в первой четверти прошлого века.
Окололенинский хайп
Сегодня по поводу захоронения Ленина не высказался только ленивый. Новоиспеченный политик Ксения Собчак возмущается по поводу «трупа человека», который лежит посреди Красной площади, ей вторит депутат Госдумы Наталья Поклонская – у нее созерцание мертвого тела «в качестве экспоната для всеобщего обозрения» не вызывает «радости и удовольствия». Обсуждение не оставил без своего внимания и глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, заявивший, что захоронение тела вождя – это «разумно и человечно». Главным защитником противоположной позиции является лидер партии КПРФ Геннадий Зюганов – Собчак он обвинил в хамстве, а слова Кадырова назвал болтовней.
Учитывая, насколько это благодатная тема для обсуждений, и какой раскол она в реальности способна вызвать в обществе, болтовни будет еще много.
В Кремле держат относительно нейтральную позицию, дипломатично отмечая, что вопрос о захоронении не стоит на повестке дня.
Если принять во внимание реакцию общественности, вызванную этой темой, можно смело предположить, что предания тела Ильича земле ждать пока не приходится. Возможно, более актуальным обсуждение погребения главного коммунистического «святого» станет в столетнюю годовщину смерти Ленина.