Версия // Культура // «Носферату» и «Что случилось осенью» – обзор сетевых новинок кино

«Носферату» и «Что случилось осенью» – обзор сетевых новинок кино

2844

Симфония ужаса 100 лет спустя

«Носферату» и «Что случилось осенью» – обзор сетевых новинок кино
В разделе

До российского проката, а также цифрового релиза добрался один из самых значимых хорроров прошлого года – «Носферату» Роберта Эггерса. На пару с ним разберем драму Франсуа Озона «Что случилось осенью».

Носферату

(18+)

Реж. – Роберт Эггерс

В ролях – Лили-Роуз Депп, Николас Холт, Билл Скарсгард, Уиллем Дефо, Аарон Тейлор-Джонсон, Эмма Коррин, Ральф Айнесон, Саймон Макберни, Адела Хесова, Милена Константинова

Производство – США

Фильм ужасов – ремейк одноимённой картины 1922 года великого немецкого режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау. Постановкой перезапуска занялся один из столпов новой хоррор-волны Роберт Эггерс («Ведьма», «Маяк», «Варяг»).

Девушка Эллен (Лили-Роуз Депп) живет со своим мужем Томасом (Николас Холт) в германском Вюрцбурге. Томас работает риелтором и однажды принимает предложение о продаже дома загадочному графу Орлоку (Билл Скарсгард). Когда Томас отправляется в замок Орлока, Эллен начинает мучить страшное предчувствие…

«Носферату, симфония ужаса» 1922 года трудно переоценить. Помимо того, что картина является одним из показательных образцов немецкого киноэкспрессионизма, она привнесла многое именно в технологию съемки. Также именно этот фильм окончательно сформировал классический образ экранного вампира, помимо всего прочего, впервые применив способ смерти вурдалака от солнечного света. Даже в наши дни это немое кино, восстановленное из разных плёнок и едва не канувшее в лету, местами выглядит достаточно жутко.

Вы спросите, почему же оно могло исчезнуть раз и навсегда? А тут кроется любопытная история. Сценарист фильма Хенрик Галеен взял за основу роман Брэма Стокера «Дракула». Разумеется, без согласования авторских прав и т.п. формальных процедур. Когда фильм приобрел популярность и разошелся по европейским кинотеатрам, известие об этом дошло до вдовы Стокера, которая тут же подала на Мурнау в суд. Решение суда было бескомпромиссным – все плёнки с фильмом должны были быть уничтожены. Поэтому то, что до нас дошла полная версия «Носферату, симфония ужаса» можно считать счастливым случаем.

Естественно, «Носферату» пытались переснять, и не единожды. Так, фильм имеет пять официальных ремейков. А количество отсылок к культовому образу графа Орлока и пародий в разнообразных лентах сосчитать на данный момент просто невозможно. И хотя сюжет «Носферату» приблизительно копирует сюжет «Дракулы» концептуально эти вампиры совершенно разного толка.

Тяга Роберта Эггерса к немецкому киноэксперссионизму была хорошо заметна еще в «Маяке», который будто бы и был снят во времена Веймарской республики. Видно, что на эту тему режиссер сказал еще не всё, поэтому решил переснять бессмертное творение Фридриха Вильгельма Мурнау. Насколько у него получилось, сейчас посмотрим.

Эггерс очень уважительно отнёсся к «Носферату». Куда более трепетно, чем Мурнау отнёсся к стокеровскому «Дракуле». Это выражается в скрупулёзном внимании к деталям и соблюдении строгих канонов оригинального сюжета. Режиссер не стал коренным образом ничего изменять, только лишь добавил «недостающие» детали в виде расширения второстепенных сюжетных линий и более подробного раскрытия персонажей. Не стал менять он и лор. Вампиризм предстаёт перед зрителем в виде чумы, также как и в оригинальном фильме. Искажению подверглась лишь связь графа Орлока с Эллен. Здесь она возникает не на пустом месте, а имеет под собой определённую основу. Именно в этом месте режиссер скрыл мета-комментарий, который, казалось бы, для «Носферату» мог оказаться лишним. Но нет. Резюмируем: если вы знакомы с оригиналом, то в плане центрального сюжета не увидите ничего нового: не переосмыслений, ни пародий, ни издёвок. Ремейк максимально трепетно отнёсся к оригинальной истории, что не может не радовать.

С другой стороны, скрыт парадокс. Эггерс – большой поклонник немецкого экспрессионизма, но снял «Носферату» совершенно в иной форме – своём современном стиле. Визуально лента похожа на «Ведьму» и еще больше на «Варяга», но никак не на «Маяк». Это вполне себе современный хоррор с большим (по меркам жанра) бюджетом в $50 млн. Сказать, что выглядит это кино хорошо – не сказать ничего. Съемочная команда провела просто феноменальную работу с картинкой. Каждый кадр в этом фильме обладает картинной притягательностью, словно вышедший из-под кисти мастеров классицизма. Фильм получился невероятно красивым и атмосферным. С этой точки зрения это самая сильная работа режиссера, который на этот раз полностью раскрылся как талантливый визионер. Возможно, здесь зарыт еще один оммаж к оригиналу 1922 года, который для своего времени также являлся изобретательной и красивой картиной.

Хорошо показали себя актёры, которые избегали гротеска в изображении эмоций, что было отличительной чертой оригинала. Украшением труппы опытных актёров (Холт, Тейлор-Джонсон, Скарсгард, Дефо) стала молодая Лили Роуз-Депп, исполнившая роль Эллен. Раньше мы не замечали за девушкой особо впечатляющих ролей, но здесь она приятно удивила, сумев исполнить достаточно непростую роль одержимой девушки. Для актрисы эта работа должна стать неплохим трамплином к более серьезным ролям.

Саундтрек по большей части представлен эмбиентом, который только в финале переходит в симфоническую мелодию. Это разительно отличается от аккомпанемента оригинального «Носферату» где оркестр играл на протяжении всего фильма. Другое дело, что то кино было немым, а этот – вполне себе звуковое, с обилием диалогов.

Есть у фильма и недостатки. Так, главным промахом режиссера мы бы назвали новый образ самого графа Орлока. Если Носферату из оригинала стал культовым киновампиром, которого цитировали и пародировали сотни фильмов, то местный антагонист получился несуразным. Носферату Эггерса больше похож на мумифицированного злобного Тараса Бульбу – вампиров с такими густыми усами и чубом мы еще не видели. Оригинально, но совершенно не страшно. Носферату 1922 года на его фоне выглядит намного более зловещим и жутким. И дело тут не в том, что Макс Шрек талантливее и колоритнее Билла Скарсгарда – сам обновленный образ вампира растерял всю свою устрашаемость. От этого и фильм не имеет глубины той атмосферы безысходности, страха грядущего, налёта минорного сюрреализма, что были у оригинала.

Также стоит сказать, что смотреть этот фильм желательно ознакомившись с оригиналом. В этом и смысл постмодерна, что в вакууме многое в нем остается непонятным, а чтобы проникнуться им, стоит уже иметь какой-никакой зрительский бэкграунд. Эггерс не даром входит в число выдающихся хоррор-мейкеров новой волны. Он снимает кино для таких же киноманов, как он сам. Массовый зритель подобные работы чаще всего обходит стороной.

Эпикриз: несмотря на то, что «Носферату» Эггерса не пугает и страшит, мы назовём его главным хоррором ушедшего года. Это очень красивая картина, которая порадует любого киномана хотя бы своим внешним видом и качеством исполнения. Выше обозначенные минусы общего впечатления не портят. Фильм уже заработал более $150 млн, что является хорошим показателем для работ подобного жанра. За этим последовали четыре номинации на премию Оскар, где у ленты есть определённые шансы урвать заветную статуэтку. Киноманам строго рекомендуем к просмотру.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Носферату» (2024), реж. – Роберт Эггерс.

Что случилось осенью

(16+)

Реж. – Франсуа Озон

В ролях – Элен Венсан, Жозиан Баласко, Людивин Санье, Пьер Лоттен, Гарлан Эрлос, Софи Гиймен, Малик Зиди, Поль Борепер, Сидики Бакаба

Производство – Франция

Независимая французская драма, поставил и написал которую известный режиссер Франсуа Озон («8 женщин», «Время прощания», «В доме», «Франц», «Моё преступление» и др.)

Мишель (Элен Венсан) – бабушка, божий одуванчик, которая тихо живёт в загородном доме недалеко от Парижа. У неё непростые отношения со взрослой дочерью Валери (Людивин Санье), которая как раз должна привезти ей на каникулы своего сына Лукаса (Гарлан Эрлос). Из-за рассеянности во время готовки Мишель не замечает ядовитый гриб, в результате чего Валери отправляется на скорой в больницу. Это портит и без того ужасные отношения с дочерью, которая забирает сына и уезжает обратно в Париж. Тогда уладить это недоразумение отправляется взрослый сын подруги Мишель по имени Винсент (Пьер Лоттен), который недавно вышел из тюрьмы…

Франсуа Озон уже давно не гонится за фестивальными наградами или признанием массового зрителя. Он снимает кино для своего зрителя, такое, как он сам хочет снять. Как правило, его стиль – это интересные, не слишком тяжелые по меркам артхауса фильмы, но бывают и исключения. «Что случилось осенью» исключением не стал, поэтому фильм подойдет для достаточно широкой аудитории.

Вообще, к заявленному прокатчиками жанру «драма» можно смело добавить «криминальная». Невнимательный сбор грибов милой старушкой запускает череду не самых приятных событий, что ставит перед зрителями вопросы морально-этического толка. Ответов, разумеется, Франсуа Озон сам не даёт. Как и положено творцу, он оставляет это на совести своего зрителя. Возможно, именно из-за этого фильм позиционируется как чистая драма.

Сюжет развивается неторопливо, но при этом не отпускает внимание аудитории. Действие фильма происходит в разгар осени, которая во французской глубинке сильно напоминает нашу. Картина выглядит приятной и уютной именно из-за своего приятного осеннего настроения. Это идёт вразрез с некоторыми деталями сюжета, что вызывает диссонанс формы и содержания. Эта история только на первый взгляд может показаться историей безобидной старушки и её стервозной дочери. На деле, как оно часто бывает в реальной жизни, все имеют свои скелеты в шкафу, и многое на самом деле не то, чем кажется.

Актерский ансамбль фильма не пестрит громкими имена. Наиболее известна исполнительница главной роли Элен Венсан, а также Жозиан Баласко, сыгравшая соседку и подругу главной героини. Эти постаревшие французские актрисы, некогда бывшие звездочки национального кинематографа, прекрасно олицетворяют и дополняют осеннее настроение картины.

Эпикриз: «Что случилось осенью» неплохо подойдет для разового домашнего просмотра всем поклонникам европейского независимого кино. Это лёгкое, но в то же время глубокое кино, которое снималось явно без прицела на фестивальные лавры и кассовый успех, но которое рассказывает довольно оригинальную и смысловую историю. Делает это оно к тому же нескучно.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.01.2025 00:02
Комментарии 0
Наверх