// // Почему Россия потеряла мировое лидерство в классическом танце

Почему Россия потеряла мировое лидерство в классическом танце

444

И даже в области балета

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В мае в Москве состоялось вручение премии «Бенуа де ла данс» – балетного «Оскара». В этом году лучшими танцорами мира стали немцы – Элен Буше и её партнёр Тьяго Бордин из Гамбургского балета. А вот статуэтку в номинации «Лучший хореограф» не получил никто: жюри так и не пришло к единому мнению. Почему наши представители не смогли превзойти иностранцев и какие проблемы сейчас у российского балета, выяснял корреспондент «Нашей Версии».

В советское время балет был одним из самых важных искусств в нашей стране. Рудольфа Нуреева, Майю Плисецкую, Галину Уланову, Михаила Барышникова, Екатерину Максимову и Владимира Васильева знали во всём мире. Балет посещали первые лица государства, на него водили всех туристов, приезжавших в страну, спектакли регулярно показывали по телевидению, а зарубежные гастроли неизменно проходили с триумфом. Нынче телеканалы практически не знакомят зрителей с этим видом искусства, а самые громкие победы артистов становятся событием лишь для немногих истинных ценителей. После распада Советского Союза в российской культуре было много проблем: в музыке и кино, в театре и литературе. Разрушительные тенденции не обошли стороной и балет.

Одна из главных сложностей в нынешнее время – острая нехватка кадров. Выпускников балетных училищ с каждым годом становится всё меньше, а профессия хореографа и вовсе может вскоре исчезнуть. «Балетная жизнь не блещет интересными событиями, – рассказывает хореограф, руководитель и балетмейстер Санкт-Петербургского театра балета Борис Эйфман. – Нет новых хореографов. В Питере три кафедры хореографии, но за последние лет 20 я не заметил появления хотя бы одного нового талантливого хореографа. Часто ко мне приходят выпускники нашей академии, которые ненавидят балет. Мама или бабушка в своё время заставили их заниматься, они отмучились восемь лет, и теперь у них нет ни желания отдаваться профессии, ни достаточного уровня общего образования. Большая же часть выпускников вообще не идут в балет, одни уходят в другие профессии, другие – в варьете или спорт. Из-за этого нет новых идей для развития самого балетного искусства, что ведёт к снижению уровня профессионализма российского балета в целом».

Ещё одна проблема носит глобальный характер и касается балета во всём мире. В специализированные школы поступает всё меньше мальчиков. «Это не престижно – идти в балет, – пояснил генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов. – У нас считается, что мужчина должен зарабатывать деньги, должен заниматься бизнесом и быть мужественным. А быть танцором не мужское дело. Боюсь, мы потеряем целое балетное поколение. Чтобы решить эту проблему, мы вынуждены обновлять труппу не только за счёт Московской академии хореографии. Ищем артистов в других театрах и в ближнем зарубежье».

В нашей стране негативную роль сыграл и принятый два года назад закон об отмене отсрочки от армии артистам. Это вызвало не только сокращение притока студентов в балетные училища. Многие выпускники стали сразу заключать контракты с западными театрами и уезжать из страны. Ведь век танцовщиков на сцене недолог, а служба в армии уменьшает его ещё на несколько лет.

По теме

В последние годы в России вновь появился огромный интерес к спорту: строятся новые стадионы, открываются спортивные кружки и секции. А вот про балет вспоминают всё реже и, как правило, в связи с каким-нибудь скандалом или сменой руководства. Эксперты считают, что если в ближайшее время ничего не изменится, то постепенно лидером в танцевальном искусстве Россия быть перестанет. «Пока всё в балете держится на старой советской школе, на тех педагогах, которые готовы были всю душу отдать искусству и учить нас за копейки, – поделилась прима-балерина и депутат Светлана Захарова. – У нас очень сильные конкуренты – азиатские страны: Корея, Китай и Япония. Сейчас они активно развиваются в культуре, переманивают наших педагогов, предлагая им огромную зарплату. Поэтому лет через 10 может образоваться провал – новых танцоров просто некому будет учить».

Не секрет, что зарплаты и пенсии у артистов балета маленькие, это явно не способствует притоку новых талантов. Например, премьер Большого театра Николай Цискаридзе не скрывает, что его пенсия составляет 9,5 тыс. рублей. «Разве на такие деньги можно прожить в Москве? – удивляется он. – Артисты уходят из театров, которых в советское время было множество. Зарплата маленькая, а жить хочется. Раньше в каждом городе были сильные балетные труппы. Люди, работающие в театре, получали хорошую зарплату, социальное обеспечение после окончания карьеры. Сейчас артисты даже в столице живут очень неважно. Приходится подрабатывать, сниматься в сериалах, рекламе, потому что жить на что-то надо».

В рекламных роликах артисты балета действительно периодически мелькают. В основном рекламируют нечто возвышенное. Хотя исключения из правил тоже существуют. Как раз недавно балерина Анастасия Волочкова поразила всех участием в рекламе шоколадных батончиков «Сникерс». В ролике скандально известная танцовщица играет в баскетбол прямо в профессиональном облачении и произносит шокирующую зрителей фразу

Впрочем, многие эксперты считают, что балетный кризис затронул не только Россию. Стремясь привлечь к своему творчеству побольше внимания, зарубежные танцовщики заводят миклоблоги на популярном сейчас интернет-сайте Twitter. Там они рассказывают о своей повседневной жизни. Конечно, посетителей у них не так много, как у мужа Деми Мур – актёра Эштона Катчера или скандальной Бритни Спирс, но всё же число почитателей балета благодаря Twitter постепенно растёт. И это понятно, ведь на сайте артисты балета предстают перед поклонниками не порхающими неземными существами, а обычными людьми, имеющими вполне обычные проблемы.

Россия уже давно не может похвастаться большими достижениями. «Настало смутное время, – уверен Борис Эйфман. – И если в других сферах в нашей стране постепенно что-то налаживается или хотя бы начинает прослеживаться ясность позиций по поводу того, что нужно делать, чтобы идти вперёд, то в области балета этого не происходит. Мы находимся в творческой пустоте. Думаю, что скорее всего такое положение дел связано с недостатком понимания значения балетного искусства для России. Ведь балет в России всегда был элитным искусством. Я, конечно, надеюсь, что мы выберемся из этого кризиса, но думаю, что усилия должны быть совместные – и государства, и деятелей хореографии. Только преодолев проблему все вместе, мы сохраним балет. Потому что балет – часть культурной жизни россиян. Если мы потеряем это искусство как искусство, то мы потеряем и одну из возможностей духовного общения с миром».

Сегодня все театры в мире стали похожи друг на друга. В стремлении не отстать, быть не хуже других они теряют своё индивидуальное творческое лицо. «Средние американские труппы все одинаковые – такие «балетные близнецы», – считает арт-директор премии «Бенуа де ла Данс» Нина Кудрявцева-Лури. – Превалирует техника. В своё время Галина Сергеевна Уланова мне сказала: «Утеряно чувство стиля». Когда утрачивается стиль и когда всё танцуется совершенно одинаково, скажу вам честно, это очень грустно. Все потеряли свою уникальность, и в первую очередь Россия. А ведь русский балет именно этим и славился. Вместо того чтобы как можно чаще ставить что-то своё, проще пригласить хореографа с готовым спектаклем. И лишь для того, чтобы показать, что и у нас тоже есть подобные современные постановки. Общеизвестно, что от русского балета ждут прежде всего классику или неоклассику – то, где сильна русская школа и где неподражаемы русские исполнители. И надо показывать то, в чём мы являемся непревзойдёнными авторитетами и законодателями в мире».

Опубликовано:
Отредактировано: 31.05.2010 10:50
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх