Версия // Общество // Почему гражданскую часть севастопольского аэропорта «Бельбек» вычеркнули из ФЦП

Почему гражданскую часть севастопольского аэропорта «Бельбек» вычеркнули из ФЦП

3634

Небо для VIРов

В разделе

Аэродром Бельбек в Севастополе впредь будут использовать только военные и VIРы. Остальным авиапассажирам предложено добираться в город-герой из Симферополя. Там аэропорт и вокзал соединят новой веткой железной дороги, она обойдется впятеро дороже, чем аэровокзал и перрон.

Ближе к голым телам

Военный аэродром при впадении в Черное море реки Бельбек появился в 1938 году. От Бельбека до южного берега Крыма, где расположены пляжи, правительственные дачи и санатории силовых ведомств, ближе, чем из международного аэропорта Симферополь. Поэтому сразу после известных событий 2014 года пошел разговор о том, что аэродром, оказавшийся теперь в черте Севастополя, будет принимать и обслуживать и гражданские самолеты. Тем более тогда же возник проекта создания на ЮБК игорной зоны.

Проект реконструкции гражданской части воздушного узла включили в программу социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2020 года (ФЦП). На развитие Бельбека было обещано 1,5 млрд рублей из федерального бюджета. Собирались строить перрон, топливно-заправочный комплекс, закупить аэронавигационное оборудование. Предполагалось, что участие в организации гражданской части аэропорта (реконструкция взлетно-посадочной полосы и возведение аэровокзального комплекса) примет и частный капитал: общую стоимость проекта оценивали в 1,762 млрд руб.

Планировалась, что в 2019 году начнётся реализация плана по строительству гражданской части аэропорта, которая завершится до 2020 года.

Куда прилетели инвесторы

Но все пошло мимо плана. Власти менялись, правительство Севастополя – на него возложили общую координацию – инвестора найти не смогло.

Пассажирская часть Бельбека стала филиалом международного аэропорта «Симферополь», где тем временем шли свои перемены. Рядом (в прямом и переносном смысле) с АО «Международный аэропорт Симферополь», принадлежащим Министерству имущественных и земельных отношений Крыма, возникло одноименное ООО. Владельцами последнего является акционерный банк «Россия». О том, кто из них настоящий хозяин в оживленном аэропорту, можно судить по количеству сотрудников (38 крымских и 1672 «российских») и суммам оборотов в доковидном 2019 году (180 млн против 6,5 млрд руб соответственно). К концу 2016 года аэропорт Симферополя официально перешел в управление ООО «Международный аэропорт Симферополь».

Новый аэровокзальный комплекс, который наряду с Крымским мостом и трассой «Таврида» обязательно называется при упоминании крупнейших инфраструктурных проектов, осуществленных на полуострове после «крымской весны», является частным, построенным на средства банков. Общий объем инвестиций в его строительство составил 32 млрд рублей. Кредит, предоставленный банками РНКБ и «Россия», обеспечен земельным участком в Симферопольском районе площадью 6 га и правами аренды на земельный участок площадью 43,5 га.

Кстати сказать, участок, на котором расположился аэродром Бельбек, на публичной кадастровой карте РФ значится землей поселений (земли населенных пунктов) для ведения личного крестьянского хозяйства и занимает  14,7 га.

По теме

Концепция поменялась

После введения в эксплуатацию в 2018 году нового комплекса в Симферополе, концепция превращения Бельбека в гражданский аэродром изменилась. Никто не захотел вкладываться в аэродром, на котором базируются военные самолеты, тем более всего в 70 км от современного аэропорта. Губернатор Севастополя Михаил Развожаев в октябре 2019 года объявил, что железнодорожный аэроэкспресс до международного аэропорта Симферополь может стать альтернативой развитию гражданского сектора аэропорта Бельбек.

А в июле прошлого года необходимость прокладки железной дороги до аэропорта Симферополь упомянул и новый экономический куратор Крыма вице-премьер правительства России Марат Хуснуллин.

Аэропорт Бельбек исключили из ФЦП (теперь она продлена до 2025 года), хотя он принимал-отправлял и продолжает обслуживать чартеры и рейсы бизнес-класса. То есть VIP-пассажиры пользуются его услугами. Но им не нужен перрон и вокзал – трансфер к пляжам им обеспечат не жадные местные таксисты. А в ту часть ФЦП, что касается Республики Крым, включили мероприятия по защите аэропортового комплекса Симферополя от актов незаконного вмешательства в его деятельность. За 932 млн руб за эту работу взялось ООО «Технологии безопасности» из Нижнего Новгорода. Работу профинасировал аэропорт Симферополя – из собственных средств, поступивших в виде бюджетных инвестиций.

На мирные рельсы

На днях стало ясно, что на Бельбеке как гражданском объекте поставлен окончательный крест. На сайте госзакупок появилась информация о проведении конкурса по проектированию объекта капитального строительства «Строительство однопутного электрофицированного участка от международного аэропорта Симферополь до существующей инфраструктуры ФГУП «КЖД» с организацией пригородного сообщения». Объявленная первоначальная стоимость проектных работ – более 286 млн руб.

Из конкурсной документации следует, что источник финансирования проекта – средства федерального бюджета, хотя заказчиком является Крымская железная дорога. Длина будущей железнодорожной ветки от аэропорта до полупустого ныне железнодорожного вокзала – 12 км. Предполагаемая (предельная) стоимость строительства объекта составит 7 млрд руб – впятеро дороже предполагаемой достройки Бельбека.

При проектировании подрядчику необходимо обезопасить путь от возможно находящихся там снарядов времен войны и провести археологическое обследование для выявления объектов культурного наследия. На станции у аэропорта соорудят пассажирскую платформу длиной не менее 250 метров с навесами и табло.

Ориентироваться проектировщикам следует на такие показатели: ежесуточное прохождение 33 пар электропоездов, которые могут двигаться с интервалом 20 минут, предусмотреть скорость движения поездов на всем протяжении проектируемого участка 140 км/час. Утвердил техническое задание и.о. главного инженера ФГУП «КЖД» Игорь Тришков.

Предполагается, что проект дороги для крымского аэроэкспресса разработают через год, сама железнодорожная ветка должна быть построена до 31 декабря 2025 года.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.04.2021 13:00
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх