Версия // Бизнес // Почему бюджетные правила Евросоюза не имеют смысла

Почему бюджетные правила Евросоюза не имеют смысла

2948

Краеугольный камень ЕС

В разделе

После долгих разговоров о неспособности Испании и Португалии соответствовать правилам бюджета Европы, Европейская комиссия так и не приняла решения. Она будет рассматривать чрезмерные заимствования этих стран после всеобщих выборов в Испании.

Европа нуждается в масштабной реформе своей неудачной фискальной политики, но властям не хватает политической воли и народной поддержки. До тех пор пока ситуация не изменится, пытаться продвигать инвестиции было бы более эффективным, чем просто надеяться на лучшее.

Правила еврозоны требуют, чтобы дефицит бюджета не превышал 3% от ВВП. В Испании он составляет 5,1%. Португалия также является "нарушителем" с дефицитом в размере 4,4%. Кроме того, страны должны поддерживать государственный долг на уровне не более 60% ВВП. Из 28 членов ЕС только три последовательно соблюдают оба правила. На данный момент девять стран попадают под положения так называемой процедуры чрезмерного дефицита, хотя Комиссия рекомендовала исключить из списка Кипр, Ирландию и Словению за "примерное поведение".

Теоретически после нескольких устных предупреждений правилами предусмотрены штрафы в размере до 0,2% от ВВП. На практике Европа не решается сделать этот шаг. Какой смысл наказывать экономику, например, Испании, которая и так держится из последних сил - не говоря уже о том, что в стране в настоящее время правительственный кризис? ЕС уже достаточно непопулярен среди населения.

Полное восстановление налоговой системы требует отката к основным принципам переосмысления и создания ограниченной формы финансового союза для стран, входящих в зону евро. В настоящий момент, когда избиратели искоса смотрят на все инициативы ЕС, об этом не может быть и речи. Но помочь могли бы два менее радикальных подхода.

Во-первых, требуется увеличить государственные инвестиции. Потребность очевидна: чистые государственные инвестиции во многих странах ЕС оставались на низком уровне в течение многих лет, и особенно после финансового кризиса. В Бельгии, например, они оставались на нуле в течение многих десятилетий. Дополнительные инвестиции в инфраструктуру создадут спрос в краткосрочной перспективе и стимулируют экономический рост в долгосрочной перспективе.

Два шага

Правила достаточно гибкие, чтобы разрешить это. И для этих целей в ЕС существует специальное учреждение - Европейский фонд стратегических инвестиций, деятельность которого направлена на привлечение частного капитала для реализации заслуживающих внимания проектов, требующих государственной поддержки - таких как строительство нового учебной больницы в Бирмингеме, или повышение энергоэффективности 40000 жилых домов во Франции. До сих пор ЕФСИ привлек около 9,3 млрд евро ($10,4 млрд) для финансирования инфраструктурных проектов. Это новая организация, но она должна расти быстро.

Во-вторых, необходимо обеспечить поддержку частных инвестиций за счет ускорения усилий по развитию интегрированного рынка капитала и особенно рынка акций. Это, возможно, лучший способ помочь ЕС справиться с экономическими потрясениями и способствовать росту в своих бедных странах - более эффективный, даже чем функционирующий финансовый союз. Это шаг потребует более решительной борьбы с регуляторными препятствиями на пути потоков капитала внутри ЕС, законов о несостоятельности, давно обещанного банковского союза и ряда других мер. Большая часть этих нововведений может быть претворена в жизнь без необходимости пересмотра договора ЕС.

Комиссия торжественно именует существующие правила бюджета как “краеугольный камень экономического управления ЕС”. Однако это не имеет смысла, поскольку правила нарушаются. Но пока они не могут быть исправлены, следует сместить фокус: от жесткой экономии и ограничения к инвестициям и росту. Кто знает, возможно, правильные государственные инвестиции даже могут сделать ЕС более популярным.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.08.2016 13:00
Комментарии 0
Наверх