Версия // Общество // Необходимость и целесообразность разрешала советским ПВО сбивать нарушителей над нейтральными водами

Необходимость и целесообразность разрешала советским ПВО сбивать нарушителей над нейтральными водами

20586

Будни советской противовоздушной обороны. Часть 1

Миг-15
В разделе

После окончания Второй мировой войны количество нарушений границы в воздухе резко возросло. Это объясняется тем, что в 40-60-х годах, до появления спутников-шпионов, единственным способом оперативно получить информацию о военных объектах СССР был рейд разведывательного самолета. ПВО СССР реагировало жёстко, иногда нарушая даже советские законы. О международных законах тогда не говорили.

Сюжет: Армия

Рассказывая о наиболее ярких эпизодах, обратимся к истории советской противовоздушной обороны в послевоенный период.

50-е и 60-е годы

Первые послевоенные годы были тревожные. После Фултонской речи Черчилля, бывшие союзники стали противниками. А о противнике нужно знать как можно больше.

В 40-х – начале 50-х гг. западные страны очень интересовал район Лиепаи, где после войны была создана база подводных лодок. Англичане, шведы, американцы не оставляли этот район без своего внимания. Первый раз нарушение воздушного пространства СССР получило международный резонанс 8 апреля 1950 года. Разведывательный самолет PB4Y-2 «Приватер», сделанный на базе бомбардировщика B-24 «Либерейтор», входящий в состав 26-й патрульной эскадрильи ВМС США, вылетел с авиабазы под городом Висбаден в ФРГ. По некоторым данным, вылет этого самолета был зафиксирован советской разведкой. Так что «Привайтера» ждали. PB4Y-2 был перехвачен четверкой истребителей Ла-11. Советские летчики утверждали, что американский разведчик вел по ним огонь из бортового вооружения. Самолет был сбит в Балтийском море в территориальных водах СССР. Все 10 человек экипажа погибли. Через некоторое время американцы заявили, что это был научный самолет. Потом поправились, что это был разведчик погоды, а закончили заявлением, что Советы сбили безоружный частный самолет(!). В море нашли всего лишь несколько обломков. Но поскольку прямых доказательств у американцев не было, дело ограничилось пропагандисткой шумихой и дипломатическими нотами. Однако, по некоторым данным, эти ноты редактировали лично Иосиф Сталин и Гарри Трумэн.

Закончилось дело тем, что советские тральщики в советских территориальных водах нашли сбитый самолет. Он был поднят вместе с телами летчиков. Чудом сохранилась отснятая фотопленка с бортовой фотокамеры самолета. Троих представителей ВВС США привезли в Балтийск, где и предъявили им сохранившуюся носовую часть самолеты, тела летчиков и проявленную фотопленку. Только после этого инцидент был исчерпан.

После этого случая американцы поняли, что на Балтике им нужен помощник. Политическая конфигурация на Балтийском море в то время была совсем другая, и особого выбора у США тогда не было. Дания и ФРГ находились далеко от границ СССР, и посылать свои разведывательные самолеты им было явно не с руки, Финляндия активно претворяла в жизнь свою программу мирного сосуществования с Советским Союзом. Оставалась Швеция. Американцам удалось установить с министерством обороны Швеции особые отношения. Шведские военные согласились посылать свои разведчики к берегам СССР и делиться потом полученной информацией с США.

Совместная работа закипела. Были приобретены два самолета Дуглас ДС-3, на них американцы установили самую современную на тот период разведывательную аппаратуру. Частично об этом рассказано в статье «Шведский комсомолец». Самолеты были названы «Хугин» и «Мугин» – «Мысль» и «Память» – по имени двух воронов скандинавского бога Одина, сообщавших хозяину обо всем происходящем на земле.

Они совершали ежедневные (!) полеты вдоль морских границ СССР. Шведы действовали очень аккуратно. Их, а фактически американцев, по- прежнему очень интересовала советская Прибалтика. В частности, военно-морские базы Лиепая и Вентспилс. И базирующиеся там подводные лодки. Поэтому каждый день «вороны» выписывали аккуратные восьмерки над нейтральными водами недалеко от советского побережья. В тот период терпение советских генералов было совсем другое, чем сейчас у российских. И на самом высоком военном уровне был отдан приказ – «Сбить!». Единственным высокопоставленным военным, выступающим категорически против, был Главком ВМФ Николай Кузнецов. Но он остался в гордом одиночестве.

13 июня 1952 года «Хугин» был сбит над нейтральными водами истребителем МиГ-15. Экипаж «ворона» погиб. Шведы начали поисковую операцию, выслав для этой цели гидросамолет «Каталина». Советское военное командование приняло решение идти до конца, и 16 июня «Каталина» была сбита МиГами в нейтральных водах. Экипажу повезло, они сумели посадить свой гидросамолет на воду, и шведов подобрало немецкое грузовое судно «Münsterland». Несколько обескураженный от информации, полученной от летчиков, немецкий капитан на полной скорости повел свой сухогруз со спасенными шведами в Хельсинки. Возник грандиозный скандал - над нейтральными водами советские самолеты сбили два самолета ВВС Швеции. Однако этот скандал неожиданно быстро сошел на нет. Дело ограничилось всего несколькими дипломатическими нотами. Выяснилось, что шведское правительство не знало о совместной шведско-американской разведывательной операции. Это незнание в правительстве о том, что делает высшее военное руководство страны, сыграет злую шутку со шведами еще не раз… Только в 2004 году со дна Балтики был поднят «Хугин» с останками экипажа. После этой истории интерес западных разведчиков к воздушной разведке над Балтикой резко спал. Конечно, разведывательные полеты продолжались, но они проводились только в интересах радиотехнической разведки и не на кромке наших территориальных вод. Да и решение советского руководства на уничтожение нарушителей над нейтральными водами Балтики больше не принималось.

Особо горячими регионами были Приморье и Чукотка. Шла корейская война, и Владивосток был одной из ключевых точек в организации поддержки Советским Союзом Северной Кореи.

В декабре 1950 года патрульный самолет P2V «Нептун» 6-й патрульной эскадрильи ВМС США во время ночного полета был перехвачен возле Владивостока звеном истребителей МиГ-15. Произошел ночной воздушный бой. Как утверждается, один из советских истребителей был сбит огнем «Нептуна».

6 ноября 1951 года патрульный самолет P2V-3W «Нептун» из все той же 6 патрульной эскадрильи, выполняя разведывательный полет с авиабазы Ацуки в Японии, был сбит двумя истребителями МиГ-15 морской авиации Тихоокеанского флота (ТОФ) над заливом Петра Великого в районе Владивостока. Весь экипаж «Нептуна» погиб. США официально заявили, что «Нептун» занимался разведкой погоды в интересах командования ООН для обеспечения боевых действий в Корее. По сообщениям же пилотов МиГ, «Нептун» вел по ним огонь из бортового оружия.

13 июня 1952 года разведывательный самолет RB-29 «Суперфортресс» из 91 стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США был сбит парой МиГ-15 над Японским морем. Нарушил ли «американец» наше воздушное пространство, однозначно не подтвердила ни наша, ни американская сторона. Пилоты МиГов утверждали, что экипаж «Боинга» вел по ним огонь.

7 октября 1952 года разведывательный самолет RB-29 «Суперфортресс» из той же 91 стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США был сбит теперь над южными островами Курильской гряды.

RB-29 Superfortress
RB-29 Superfortress

22 июня 1955 года американский патрульный самолет P2V «Нептун» был атакован советскими истребителями МиГ-15 над нейтральными водами Берингова пролива и разбился при попытке сесть на принадлежащем США острове Святого Лаврентия. Члены экипажа отделались травмами. Данный случай примечателен тем, что является единственным примером в истории, когда СССР признал свою ошибку и выплатил компенсацию 725 тысяч долларов. Впрочем, это была половина суммы, которую требовали США.

Вся ПВО страны была то, что называется «на нервах». Иногда происходили трагические ошибки. Так, 3 декабря 1954 года, ночью, над акваторией залива Петра Великого два дежурных истребителя МиГ-15 морской авиации ТОФ по ошибке сбили отставший от группы торпедоносец морской авиации ТОФ Ту-14, принятый ими за разведывательный самолет «Канберра». Экипаж торпедоносца погиб.

Этот тихоокеанский список можно продолжать. За два десятилетия были зафиксированы десятки эпизодов, закончившихся воздушными боями и уничтожением иностранных разведчиков.

На севере страны напряженность была несколько меньше, но всё равно воздушные нарушения границ СССР случались регулярно.

8 мая 1954 года три американских разведывательных самолета RB-47 «Стратоджет», вылетевшие с авиабазы Фэрдорд в Великобритании, пролетев над Норвегией, вошли в воздушное пространство СССР над Кольским полуостровом. На их перехват были посланы истребители ПВО МиГ-17. Двум RB-47 удалось уклониться от встречи. Они повернули обратно и ушли через Норвегию, а третий RB-47 решил прорываться через Финляндию и вступил в бой с МиГами над территорией Финляндии! Он получил большие повреждения, но благодаря мастерству летчика дотянул до базы в Англии. Изумленные финны даже не опубликовали протеста о произошедшем бое в своем воздушном пространстве.

1 июля 1960 года разведывательный самолет ERB-47H «Стратоджет» 38-й стратегической разведывательной эскадрильи ВВС США вылетел с авиабазы в Великобритании и вторгнулся в воздушное пространство СССР над Кольским полуостровом. Наверное, это один из немногих случаев, когда достоверно стала известна цель разведывательного полета. В СССР на воздушном параде были впервые продемонстрированы новые стратегические межконтинентальные бомбардировщики Мясищева М-4. Полет должен был ответить на вопрос: М-4 строятся уже серийно или в небе над Москвой был показан опытный образец? Американцы знали, что одним из аэродромов базирования стратегических бомбардировщиков в то время являлся один из аэродромов на Кольском полуострове. Необходимо было понять, сколько М-4 находились на аэродроме. Кроме того, попутно ставилась задача вскрыть систему ПВО Кольского полуострова в целом и баз Северного флота в частности. ERB-47H был сбит советским истребителем МиГ-19 над Баренцевым морем к северу от Кольского полуострова. 4 члена экипажа погибли, двоих спасли советские рыбаки. Этот эпизод характерен тем, что двое спасшихся летчиков семь месяцев находились в СИЗО КГБ в Москве. Обычно экипаж разведчика погибал или пропадал без вести и сразу же появлялись слухи, что экипаж видели в одном из лагерей в Сибири. Два летчика были освобождены сразу после инаугурации Джона Кеннеди на посту Президента США в качестве жеста доброй воли.

Мясищев М-4
Мясищев М-4

Определенная напряженность была на турецко-советской и ирано-советской границе. На этом участке были нарушения границы, сбитые самолеты, но в основном эти случаи связаны с навигационными ошибками.

27 июня 1958 года транспортный самолет С-118 ВВС США – американцы сообщили, что это был личный самолет директора ЦРУ Аллена Даллеса – во время перелета из Висбадена (ФРГ) в Карачи (Пакистан) непреднамеренно вторгнулся в воздушное пространство СССР в Армении, и тут же был сбит истребителями Миг-17. Самолет совершил вынужденную посадку на территории СССР. Все 7 членов экипажа выжили и были освобождены.

Douglas C-118A
Douglas C-118A

2 сентября 1958 года разведчик, переделанный из транспортного самолета С-130А-II «Геркулес» из 7406-й эскадрильи боевой поддержки ВВС США, вылетевший с аэродрома Адана, Турция был сбит четырьмя МиГами над Арменией. Все 17 членов экипажа погибли.

4 августа 1961 года гражданский самолет ДС-4 авиакомпании «Иран Эйр», выполнявший рейс Бейрут – Тегеран, умудрился вторгнуться в воздушное пространство СССР, был атакован советскими истребителями, получил повреждения. Жертв не было.

Самое известное нарушение воздушного пространства СССР

U-2 и американский пилот Фрэнсис Гэри Пауэрс, впоследствии обмененный на советского шпиона Рудольфа Абеля
U-2 и американский пилот Фрэнсис Гэри Пауэрс, впоследствии обмененный на советского шпиона Рудольфа Абеля

Начиная с 1960 года ЦРУ развернуло программу высотных разведывательных полетов. Для этой цели был создан высотный самолет-разведчик U-2. Рабочая высота полета была 20-22 км. МиГ-19 на такую высоту не поднимались, ствольная артиллерия достать самолет-нарушитель на такой высоте тем более не могла. 9 апреля 1960 года U-2С, пилотируемый Фрэнсисом Гэри Пауэрсом впервые нарушил границу СССР, произведя разведку в районе советского ядерного полигона около города Семипалатинск. РЛС сил ПВО засекли самолет, но сделать с ним ничего не могли, т.к. высотность советских истребителей не позволяла им атаковать U-2С, а дивизионов зенитных ракет под Семипалатинском тогда не было.

1 мая 1960 года состоялся очередной полет. На этот раз задача была глобальней. Полет начался с авиабазы Пешавар в Пакистане. Войдя в воздушное пространство СССР, он должен был пересечь СССР с юга на север, закончив полет в Норвегии. Подробности и последствия этой истории хорошо известны, и еще раз описывать их, смысла нет. Нужно только сказать, что 1 мая 1960 года впервые было применено управляемое зенитное оружие для защиты воздушного пространства страны. Самолет Пауэрса был сбит советским зенито-ракетным комплексом С-75. В 1962 году Фрэнсиса Гэри Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля.

В середине 70-х годов интенсивность разведывательных полетов несколько уменьшилась. Это было связано с тем, что появились разведывательные спутники, которые могли решать многие задачи разведывательных самолетов. По крайней мере, сбор визуальной разведывательной информации лег целиком на них. Самолетам осталось ведение радиоэлектронной разведки, но об этом мы расскажем во второй части.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.06.2019 15:56
Комментарии 1
Наверх