Версия // Общество // Отечественным изготовителям лекарств могут разрешить брать чужие разработки, если речь идет о препаратах из списка ЖНВЛП

Отечественным изготовителям лекарств могут разрешить брать чужие разработки, если речь идет о препаратах из списка ЖНВЛП

2247

Без патента

В разделе

На фоне активной борьбы за авторские права в других сферах российские эксперты в сфере антимонопольного законодательства пришли к мысли о том, что в некоторых жизненно важных вопросах через копирайт можно и переступить. Речь идет о лекарственных и медицинских препаратах, без которых многим гражданам РФ и впрямь не выжить.

Оригинальный ход

Действующий на сегодня Закон «О защите конкуренции» могут изменить. Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС), как сообщили «Ведомости», готовится вынести на обсуждение поправки в законодательство, согласно которым отечественные производители лекарств смогут использовать чужие разработки и изобретения без согласия обладателя патента.

Случаи, когда производители, злоупотребляя своим доминирующим положением, отказываются производить и поставлять препараты в Россию, не так редки, поясняет ФАС. Почему отказываются? Ну, например, из элементарного желания заработать побольше. Максимальные цены на жизненно важные препараты в России устанавливает государство – в рублях. Иностранным производителям это не выгодно.

Вторая причина – перед тем, как попасть на прилавки российских аптек, лекарства должны пройти клинические исследования в РФ. Правообладатели (по разным резонам, чаще опять-таки финансовым) не всегда готовы на это пойти.

Для тех, кто ждет заграничного лекарства как чуда и панацеи (а отечественных аналогов просто нет!), эти сухие рассуждения звучат жестоко и цинично. Тут-то, по мнению представителей ФАС, как раз и имеет место угроза личности и правам граждан на охрану здоровья и медпомощь.

Должна ли российская правовая система защищать интересы западных фармацевтических компаний в ущерб своим гражданам? Лекарства необходимы, а значит…

Надо брать?

«Ура» такому нововведению прокричат, в первую очередь, сторонники копилефта – то бишь, свободного пользования продуктами интеллектуального труда. Информация должна быть свободной! В том числе – и рецептура, конечно же.

Аргумент номер два – «а они же у нас забрали!» Забрали, в данном случае, мозги и ресурсы. Начавшаяся сразу перестройки выкачка мозгов продолжается третье десятилетие – и специалистов в области фармацевтики, химии, медицины это тоже касается. Логика у сторонников этого аргумента проста: вы нами попользовались, наши люди вам все это изобрели – и мы имеем право! Хотя и недоказуемое.

Аргумент номер три – авось не убьют! Не мы первые, не мы последние. В пример тут можно привести Китай – там с правообладателями интеллектуальных продуктов никто… Ну хорошо, мало кто считается. Особенно если речь идет о внутреннем рынке. Или – в данном случае это будет даже показательнее – Индию. Индийские фармкомпании с большим успехом производят лекарственные препараты – дженерики, зарабатывая себе на чапати с маслом и приумножая бюджет страны. И что? Крупнейший медицинский производитель в мире. С отличной репутацией. Откройте аптечку. Но-шпа есть? Made in где?

«Счастье для всех. Даром. И пусть никто не уйдет обиженным».

Братья Стругацкие

А если серьезно

В таком случае можно вспомнить статью 1360 Гражданского кодекса РФ, «Использование изобретения, полезной модели или промышленного образца в интересах национальной безопасности» – вероятно, именно она ляжет в основу будущих поправок.

По теме

«Правительство Российской Федерации имеет право в интересах обороны и безопасности разрешить использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации», – сказано в документе. К «обороне и безопасности» предлагают добавить «угрозу личности и право на охрану здоровья и медпомощь». А какую компенсацию счесть «соразмерной» – вопрос второй.

Свои рассуждения разработчики поправок подкрепляют ссылками на международные правовые акты («согласно статье 31 Соглашения ТРИПС использование объекта патента без разрешения правообладателя возможно, если национальное законодательство члена ВТО разрешает такое использование», – говорится в обосновании).

В числе поправок необходимо будет установить порядок выдачи разрешений российским компаниям на копирование лекарств, отсутствующих на рынке РФ, выстроить четкую процедуру регистрации отечественного препарата, который будет создан на основании подобного разрешения, просчитать и предусмотреть возможности злоупотреблений.

На сегодня импортные лекарства занимают примерно 50% российского фармацевтического рынка. Около 30% препаратов иностранные компании производят на территории РФ. И только 20% лекарств представляют собой отечественные дженерики либо инновационные препараты. В свежеутвержденном перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, который вступил в силу 1 марта 2016 года, – 646 лекарственных препаратов и «расклад» производителей примерно тот же.

Если отобрать и поделить лицензии у производителей-«буржуев», и госбюджету, и российским компаниям станет полегче.

Так они и согласились!

И все же риск есть. Это риск нарваться на санкции от влиятельного и достаточно уверенного в себе фармацевтического лобби, которое просто может сделать ответный ход и перестать регистрировать в России свои новые разработки (и тоже, надо признать, будет в своем праве). В таком случае «копипастить» отечественным фармацевтам будет просто нечего, а наказанными останутся российские пациенты – которым новых разработок уж точно не видать. Ни от своих, ни от чужих.

Ну что ж. Обсуждение – в рамках пятого пакета поправок в законодательство о конкуренции – продлится до 14 марта. Заинтересованным лицам предлагается, в частности, ответить на следующие (шаблонные, конечно) вопросы:

• на решение какой проблемы, на ваш взгляд, направлен разрабатываемый проект нормативного правового акта? Актуальна ли данная проблема?

• насколько цель предлагаемого регулирования соотносится с проблемой, на решение которой оно направлено? В какой степени, на ваш взгляд, принятие нормативного правового акта позволит достигнуть поставленной цели?

• является ли предлагаемое регулирование оптимальным способом решения проблемы? Существуют ли иные способы? Если да, укажите те из них, которые, по вашему мнению, были бы менее затратны для участников общественных отношений и (или) более эффективны?

• оставьте свое мнение или файл с предложениями.

Сделать это можно здесь, выбрав пункт «Ваши предложения».

Планируемый срок вступления поправок в силу – январь будущего года.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.03.2016 18:34
Комментарии 0
Наверх