Версия // Общество // Действия командира крейсера «Сидней» привели к гибели судна с экипажем 645 человек

Действия командира крейсера «Сидней» привели к гибели судна с экипажем 645 человек

24580

Роковая ошибка

В разделе

В этой статье мы расскажем об ошибке командира австралийского легкого крейсера «Сидней» Джозефа Барнета. Ошибке, которая повлекла за собой гибель нового корабля со всем экипажем в 1941 году у западного побережья Австралии.

Ошибка командира корабля в бою всегда приводит к плачевным последствиям. Какими бы причинами эта ошибка не объяснялась. Так, командир английского ракетного эсминца «Шеффилд» HMS «Sheffield» D-80 (тип 42) во время англо-аргентинского военного конфликта из-за Фолклендских (Мальвинских) островов в 1982 году, был вызван на сеанс спутниковой связи с Адмиралтейством в Лондоне. Чтобы работающие радиолокационные станции корабля не мешали качеству связи, командир отдал приказ на несколько минут отключить их. Именно в это время аргентинские «Супер-Этандеры» с ракетами «Экзосет» класса «воздух – корабль» на точках подвеса вышли для нанесения удара по кораблям ВМС Великобритании. Сигнальщики засекли ракету уже визуально, через несколько секунд она попала в середину корабля в район машинного отделения. Гордость английского флота, «привилегированный» корабль, участник королевских церемоний того времени, эсминец УРО «Шеффилд» после пожара затонул. Погибли английские моряки. В этой статье мы расскажем об ошибке другого командира – командира австралийского легкого крейсера «Сидней». Ошибке, которая повлекла за собой гибель нового корабля со всем экипажем.

Рейдеры

Слово рейдер в ХХ веке имело иное значение, чем сейчас. Этим словом обозначался корабль, уходящий в одиночку в океан топить торговые суда противника. Рейдерами могли быть военные корабли, как правило, крейсера различных подклассов, или специально переделанные торговые суда. Торговые суда были даже предпочтительнее. Во-первых: они имели огромную дальность плавания. 10 000 – 20 000 морских миль, что для теплохода с экономичным дизельным двигателем было обычным показателем. Соответственно, встречи с танкером-заправщиком нужны были значительно реже. Во-вторых, их легче было замаскировать. Задолго до выхода в рейдерство, по справочникам, определяли похожие по силуэту торговые суда разных стран. Для каждого варианта маскировки составлялась своя легенда и план мероприятий, необходимых для того, чтобы внешне рейдер был похож на конкретное торговое судно другой страны. Пример таких легенд можно посмотреть в статье «Свастика над Арктикой». В-третьих, вооружение рейдеров соответствовало легкому крейсеру – современные морские крупнокалиберные орудия, зенитная артиллерия, торпедные аппараты, мины, даже самолеты. Конечно, скорость у него была значительно меньше, чем у военных кораблей и при «личной» встрече с военным кораблем класса эсминец-крейсер у рейдера шансов не было. Но ведь его надо было ещё поймать… Немецкое военно-морское руководство во время Первой и Второй мировых войн с большим воодушевлением относились к идее рейдерства в Мировом океане. Такой энтузиазм был объясним – Великобритания, США и их союзники имели подавляющее превосходство на море, а рейдеры вполне эффективно нарушали морские коммуникации на океанских театрах, отвлекая вражеский флот от немецких берегов. Немецкие фантазии по маскировке рейдеров границ не знали. Так, например, в море выходили – считай, прорывались через английские заслоны – большие парусники, которые на самом деле были опасными рейдерами. На начальном этапе Второй мировой войны морские рейдеры использовались Кригсмарине достаточно широко. Одним из таких рейдеров стал вспомогательный крейсер «Корморан» HSK-8 “Kormoran”. В мирное время судно называлось «Штейермарк» (“Steiermark”) и принадлежало компании ГАПАГ (GAPAG). Это был совсем новый дизель-электроход водоизмещением 9 500 тонн, обладающий максимальной скоростью в 18 узлов. Дальность плавания у него была огромна – он мог пройти 70 000(!) морских миль 10-ти узловым ходом. Это 7 месяцев плавания без дозаправки!! Топлива хватило бы, чтобы четыре раза обойти земной шар по экватору.

Крейсер «Корморан» (SK-8 «Kormoran»)
Крейсер «Корморан» (SK-8 «Kormoran»)

После своего превращения во вспомогательный крейсер, «Корморан» был вооружен шестью 150-мм орудиями, одним 75-мм орудием, четырьмя 40-мм, двумя 37-мм и пятью 20-мм зенитными автоматами. Рейдер нес шесть торпедных аппаратов. В трюмах находилось 280 якорных и 40 донных мин и два гидросамолета-разведчика “Arado” Ar-196. Экипаж насчитывал 18 офицеров и 391 старшин и матросов. Командиром корабля был корветтен-капитан Теодор Антон Детмерс. 3 декабря 1940 года «Корморан» вышел из Киля на прорыв в Атлантический океан для борьбы с торговым флотом противника в центральной части Атлантического океана и в южной части Индийского океана.

«Сидней» на связь не вышел

Осенью 1941 в Индийском океане было неспокойно - нацистские подводные лодки и рейдеры, замаскированные под обычных "купцов", топили или захватывали английские, австралийские и американские суда. Торговый флот был вынужден постоянно использовать охрану из боевых кораблей. За 1941 год «Корморан» захватил и уничтожил, или отправил с призовой командой во Францию 11 грузовых судов, общий тоннаж которых составил 70 000 брутто-тонн. Среди них были 6 английских судов, 3 греческих, 1 канадское и 1 югославское торговое судно. Последним прикрытием «Корморана» стало голландское торговое судно «Страт Малакка». Оно было выбрано не случайно – «Корморан» действительно был похож на «голландца», а искусная маскировка усилила это сходство. Новое имя и порт приписки было написано на носу и корме. Корпус покрасили в тёмно-серый цвет, а надстройки в коричневый. Черная труба и желтые мачты дополнили маскировку. На открытых платформах поставили макеты противолодочных пушек, копии тех, что полагались океанскому «купцу», плавающему в одиночку. К берегам Австралии Детмерс привел «Корморан» для того, чтобы заминировать подходы к портам Западной Австралии. 19 ноября в 16-00 сигнальщики «Корморана» увидели на горизонте дым приближающегося судна. Вскоре стало ясно: навстречу идет военный корабль. Рейдер развернулся и стал уходить полным ходом прямо на закатное солнце. В дальнейшем, это сыграет важную роль.

«Корморан» встретился с австралийским лёгким крейсером «Сидней» - одним из лёгких крейсеров класса «улучшенный Линдер» Королевского австралийского флота (RAN). Построенный для ВМФ Великобритании, крейсер был куплен Австралией для замены устаревшего легкого крейсера «Брисбен». В сентябре 1935 года он вступил в строй австралийского флота. Водоизмещение крейсера было 9 000 тонн. Вооружение состояло из восьми 152-мм пушек в четырех башнях, четырех 102-мм зенитных орудий, девяти зенитных пулеметов и восьми торпедных аппаратов. На борту находился гидросамолет “Supermarine Walrus”, запускавшийся с катапульты. В мае 1941 года командование крейсером принял Джозеф Барнет.

Крейсер «Сидней»
Крейсер «Сидней»

11 ноября «Сидней» отбыл из Фримантла в Сингапур вместе с транспортом SS «Zealandia». Корабли прошли в Зондский пролив, где «Сидней» 17 ноября 1941 передал транспорт английскому лёгкому крейсеру «Дурбан». Затем «Сидней» повернул к берегам Австралии, он должен был прибыть во Фримантл после 20 ноября. На «Сиднее» тоже увидели «Корморан». Крейсер шел на юг, во Фримантд. Однако, шла война, и все встречные суда должны были быть осмотрены. «Сидней» повернул на «Корморан» и увеличил скорость до 25 узлов. Командир крейсера запросил прожектором «купца», требуя показать свой опознавательный. На «Корморане» подняли голландский флаг, но продолжали уходить полным ходом. К сожалению капитана Детмерса, ход был несколько меньше максимального, так как одна из машин рейдера находилась в ремонте. «Сидней» повторил запрос. Детмерс повиновался и приказал поднять флажной сигнал RKQI, что было правильным для «Страт Малакка». Для того, чтобы потянуть время, ответ был поднят на фалах между трубой и фок-мачтой. С подходящего с кормы крейсера, на фоне заходящего солнца сигнал был практически не виден. «Сидней» требует повторить опознавательный. В 16-20 расстояние между кораблями было уже три километра. Детмерс тянул время, это была его единственная возможность уравнять шансы на победу. Несмотря на похожее вооружение, крейсер имеет значительно большую скорость, более совершенную систему управления артиллерийским огнем и, наконец, он частично бронирован. Единственная возможность победить крейсер – заставить его подойти совсем близко к рейдеру, чтобы залп пушек и торпедных аппаратов «Корморана» был смертелен для «Сиднея». Детмерс понимал, что терпение командира крейсера закончится. А пока надо тянуть время сколько можно. Ещё чуть-чуть… Детмерс дает команду в машину – стоп. Крейсер проскакивает и оказывается на расстоянии 800 метров от рейдера. С замаскированного дальномера постоянно передают данные по «Сиднею» - расстояние и пеленг до крейсера. Детмерс лихорадочно думает о том, куда должен быть направлен залп «Корморана» - на две носовые башни крейсера - они наведены на «Корморан», или на две кормовые башни – они находятся в походном положении, или, возможно, в район боевой рубки и дальномеров крейсера? Решение принято, четыре 150-мм пушки дают залп по боевой рубке и дальномерам, чтобы лишить противника боевого управления.

«Сидней» подошёл настолько близко к «Корморану», что австралийский крейсер утратил три своих ключевых технических преимущества: более мощную броню, более дальнобойную артиллерию и большую скорость.

Голландский флаг был спущен и на мачте взвился военно-морской флаг фашисткой Германии, взвыли ревуны и через шесть секунд раздался залп пушек рейдера. Промахнуться с такой дистанции практически невозможно. А последствия попаданий шестидюймовок рейдера для «Сиднея» были катастрофичны. «Корморан» пускает торпеды и открывает огонь из зенитных пушек по палубе крейсера. Одновременно со вторым залпом рейдера одна из башен «Сиднея» сделала залп. Но солнце слепит наводчиков крейсера – перелет. Снаряды рейдера снова достигли цели – уничтожены две из четырех башен главного калибра. Все дальномеры крейсера уничтожены, и оставшиеся орудия ведут самостоятельный автономный огонь. Торпеда с рейдера попала в носовую часть крейсера. Еще один снаряд попал в гидросамолет на катапульте крейсера. Мощный взрыв сбросил гидросамолет и уничтожил всех, кто находился в центральной части крейсера. Но кормовые башни успели сделать несколько залпов и три шестидюймовых снаряда попали в рейдер. На «Корморане» начался пожар, поэтому ни о каком преследовании уползающего из-под огня искалеченного крейсера не могло быть и речи. Вскоре горящий «Сидней» исчез из вида.

Через несколько дней после боя в штабе начальника морского района «Западная Австралия» царила паника. Береговые посты сообщали: - в Акульей бухте высаживаются немцы! Не 20-30 человек с потопленной субмарины, а сотни немцев. Немецкий десант в Австралии? Однако, немцы организованно сдались в плен. Это был экипаж «Корморана». Вот от них австралийцы и узнали о судьбе своего пропавшего крейсера.

Теодор Антон Детмерс (слева) и Джозеф Барнет (справа)
Теодор Антон Детмерс (слева) и Джозеф Барнет (справа)

Почему Джозеф Барнет приблизился к подозрительному торговому судну? Доподлинно неизвестно. Гибель крейсера потрясла и деморализовала Австралию. Работали две правительственные комиссии. Результаты их работы были рассекречены в 1999 и 2008 годах соответственно. Версий было много. Явно неправдоподобная версия рассматривала вариант того, что «Корморан» работал в паре с японской подводной лодкой, которая и потопила крейсер. При этом надо понимать, что на момент боя Япония еще не участвовала во Второй мировой войне. Более вероятной представляется другая версия. В марте 1941 года тяжелый крейсер австралийского флота «Канберра» (8 орудий калибра 203-мм) встретил танкер, снабжавший похожий на рейдер корабль. После приказа остановиться, подозрительные суда стали уходить. Крейсер стал преследовать и обстреливать их на максимальной дистанции. Было выпущено 215 снарядов главного калибра. Бортовой гидросамолет сбрасывал на подозрительные суда бомбы, но не было ни одного попадания. Немцы затопили оба судна. Ими оказались судно снабжения рейдеров «Кобург» и захваченный норвежский танкер «Ketty Brovig». Командование флота подвергло командира крейсера критике за то, что он безрезультатно обстреливал суда на максимальной дистанции. Проведенные после боя анализы показали, что если бы «Канберра» подошла ближе, она бы захватила оба немецких судна. Такое решение, безусловно, повлияло на действия командира «Сиднея».

Точно так же, только... наоборот

Спустя всего три дня после боя «Сиднея» и «Корморана» в Атлантическом океане произошёл похожий бой. В южной Атлантике, в 300 милях от острова Вознесения, немецкий рейдер «Атлантис», «загримированный» под голландское судно «Полифемэс», снабжал топливом немецкую подводную лодку U-126. За этим занятием их застал английский тяжелый крейсер «Девоншир», однотипный с австралийской «Канберрой». U-126 спешно погрузилась, но при этом был порван топливный шланг. По поверхности моря разлилось пятно соляра. Командир «Девоншира» поднял в воздух гидросамолет, который доложил о пятне соляра и о том, что по силуэту подозрительный теплоход похож на рейдер «Атлантис». Командир крейсера приказал рейдеру поднять свои позывные. Немцы попытались сыграть в ту же игру, что и командир «Корморана». Но англичане не повелись. Не приближаясь к «Атлантику» «Девоншир» расстрелял его на большой дистанции. «Атлантис» затонул. Вот пример грамотных действий командира военного корабля ведущего борьбу с рейдерами.

Немецкий рейдер «Атлантис»
Немецкий рейдер «Атлантис»

Потеря «Сиднея» стала самой трагичной в истории Королевского австралийского флота. «Сидней» оказался самым большим кораблём Союзников, потерянным со всем экипажем в годы Второй мировой войны Место затопления двух кораблей было найдено только в 2008 году. Так неосмотрительное решение командира боевого корабля стоило жизни всему экипажу – 645 человек.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.06.2019 16:56
Комментарии 0
Наверх