Версия // Общество // Летающих лодок компании «Consolidated» было построено больше, чем гидросамолетов во всех странах мира

Летающих лодок компании «Consolidated» было построено больше, чем гидросамолетов во всех странах мира

8085

Легендарные самолёты. «Каталина»

4
В разделе

Самолеты-легенды имеют разную известность. Все знают штурмовик «летающий танк» Ил-2. истребитель «Мессершмитт-109», «Спитфайр», защитивший небо Великобритании. Но если спросить о летающей лодке «Каталина», то окажется, что большинство людей никогда не слышали о таком самолете.

Это несправедливо. Во-первых, «Каталина» была очень удачным самолетом, во-вторых, она была выпущена серией в 3 305 машин, что является абсолютным мировым рекордом для гидросамолетов. Во всем мире было построено гидросамолетов меньше, чем было выпущено «Каталин». В-третьих, «Каталина» была создана до начала Второй мировой войны, воевала над всеми морями и океанами, а после 1945 года долгое время служила в авиации ВМФ и в гражданской авиации многих стран. Об этом удивительном самолеты мы расскажем в статье.

Рождение легенды

История создания «Каталины», как и у любого великого самолета, сложна и извилиста. Всё началось в 1927 году. Руководитель «Консолидейтед» Рубен Флит принял решение об участии компании в конкурсе по созданию бомбардировщика для армии США. Под этот проект он привлёк к сотрудничеству Айзека Лэддона, который до этого работал с известным авиаконструктором Игорем Сикорским. В качестве прототипа был выбран самолет S-37, который Игорь Сикорский построил для беспосадочного перелета через Атлантический океан. Самолет Флита конкурс не выиграл, но в компании «Консолидейтед» остались наработки по самолету с большой дальности полета.

В 1932 году ВМФ США объявил конкурс на создание патрульного самолета с большой дальностью полета. Наработки компании отвечали требованиям военных моряков. Дальность полета будущего самолета должна была быть не менее 4 800 километров, скорость – 160 км/ч, вес самолета не должен был быть больше 11 тонн 340 кг. Так как вес проигравшего конкурс бомбардировщика был вдвое меньше, чем требовал флот США, компания «Консолидейтед» приняла решение участвовать в этом конкурсе, рассчитывая на победу. Так и произошло. В 1933 году Лэддон подписал контракт на постройку прототипа XP3Y-1. Эта летающая лодка имела отличную аэродинамику. О продуманности конструкции говорит, например, тот факт, что вспомогательные поплавки на концах крыльев в полете убирались и становились законцовками крыла. Ни один из гидросамолетов мира в то время не имел ничего подобного. Корпус летающей лодки был разделен на пять отсеков. Плавучесть самолета обеспечивалась при затоплении двух из них. Экипаж патрульного самолета состоял из восьми человек – двух пилотов, штурмана, радиста, бортинженера, стрелка-бомбардира и двух стрелков. Так как самолет должен был находиться в воздухе длительное время, и нести дежурство в отдаленных бухтах в ожидании приказа на вылет, для экипажа были предусмотрены роскошные – по меркам того времени – условия: камбуз для приготовления горячей пищи и койки для отдыха. Самолет нес оборонительное вооружение – три 7,62-мм пулемета и мог принимать на внешнюю подвеску до 1 842 кг бомб.

«Каталина» в голландском музее
«Каталина» в голландском музее

21 марта 1935 года состоялся первый полет, и началась программа летных испытаний. Как водится, были выявлены ряд недостатков, но их оперативно устраняли.

По теме

После окончания испытаний, 29 июня 1935 года, компания «Консолидейтед» подписала контракт на постройку 60-ти патрульных летающих лодок, получивших обозначение PВY-1. В следующем 1936 году, не дожидаясь начала постройки этих самолетов, флот заказал ещё 50 летающих лодок. 5 октября 1936 года первый серийный PВY-1 был передан морской авиации ВМС США. Первыми этот самолет получали патрульные эскадрильи, базировавшиеся на Норт-Айленд.

Получение имени

В некоторых случаях военные, которые заказывают вооружения для армии и флота, бывают крайне непоследовательны. В 1936 году они считали PВY-1 лучшим патрульным самолетом, а уже через 4 года потребовали его замены. Был подготовлен новый конкурс, в котором должны были принять участие три гидросамолета.

Выручила Великобритания. Там отслеживали американские разработки и оценили потенциал машины. В 1939 году Великобритания, Австралия, Канада и Нидерланды сделали единый заказ на 106 самолетов. Посмотрев на это, американский флот в очередной раз изменил свое мнение, отменил конкурс и в декабре 1939 года заказал 200 самолетов. Шла Вторая мировая война, и патрульный самолет с большой дальностью полета стал необходим на всех морских и океанских театрах военных действий.

Англичане, получив первые летающие лодки в строевые части, дали самолету наименование. Дело в том, что в вооруженных силах Великобритании и США военная техника имела цифро-буквенное обозначение и имя собственное. В Великобритании самолет назвали «Каталина» – в честь острова-курорта Санта-Каталина у побережья Калифорнии. Американцам название понравилось, и в октябре 1941 года летающая лодка стала так же называться и в морской авиации США. Так самолет обрел своё имя. Оно использовалось во всех странах, эксплуатировавших эти летающие лодки.

В Советском Союзе

В СССР «Каталина» появилась по воле случая. В 1937 году в Арктике пропал полярный лётчик Сигизмунд Леваневский. Срочно потребовались самолеты с большой дальностью полета, способные летать над морем и льдами. Известный исследователь Новой Гвинеи Ричард Эрчболд предоставил свою PВY-1 GUBA, выполненную в гражданском варианте. Пилотировал самолет не менее известный полярный лётчик и исследователь сэр Хьюберт Уилкинс.

После окончания поисков GUBA была продана СССР. Посмотрев на машину, советские полярные летчики выступили с инициативой о покупке самолета. Сначала Хьюберт Уилкинс был категорически против продажи. «Консолидейтед» в рекламных целях уговорила сэра Хьюберта, пообещав ему продать новый PВY-1 со скидкой в 20 000 долларов. Но не все было просто. После арктических полетов лодка вернулась на завод «Консолидейтед», а уже оттуда по морю на торговом судне прибыла в Ленинград в Гребной порт. Самолет прибыл без документации, поэтому его собирали целый месяц. После этого он перелетел в Москву, на Химкинское водохранилище, в Захарково, где тогда располагались главный аэродром и гидроаэродром Полярной авиации СССР. В Советском Союзе лодка вошла в московский отряд Полярной авиации и получила номер Полярной авиации Н-243. Начиная с лета 1939 года, она проводила ледовую разведку на трассе Северного морского пути, перевозила грузы и людей.

Советские полярные летчики хорошо отзывались о машине, поэтому в 1937 году было принято решение купить у «Консолидейтед» три летающие лодки в гражданской модификации («модель 28-2») и лицензию на производство PВY-1. Под PВY-1 был построен новый самолетостроительный завод в Таганроге.

Выпускаемый по лицензии самолет получил название ГСТ – гидросамолет транспортный. От американского оригинала он отличался конструкцией носовой пулеметной установки. Всего с января 1939 по октябрь 1941 года в Таганроге было построено 27 летающих лодок.

По программе ленд-лиза в СССР были поставлены 137 PBN-1 (так называлась одна из модификаций «Каталины») , 20 PBY-5А и 48 PBY-6А. Война вносила свои коррективы в эксплуатацию «Каталин». Из-за дефицита американских моторов часть летающих лодок переделали под отечественные двигатели АШ-82.

По теме

В СССР «Каталины» служили на Северном, Тихоокеанском и Черноморском флоте и в Полярной авиации. Последняя партия летающих лодок – 28 машин – приземлилась в Москве с 23 июня по 21 августа 1945 года. Несколько «Каталин» поступили на Балтику.

В советском флота – как и в других странах – «Каталины» использовались как патрульные, разведывательные и спасательные самолеты. Наиболее известной спасательной операцией стало спасение пассажиров и членной экипажа транспорта «Марина Раскова» и тральщиков Т-114 и Т-118 в Карском море. Тогда были спасены 73 человека. Спасательные операции и ледовая разведка проводилась «Каталинами» Северного флота и Полярной авиацией в течение всей войны. Они подбирали моряков с потопленных транспортов, которые шли в полярных конвоях. Услышав характерный звук двигателей «Каталин» люди понимали, что они останутся жить. Надо сказать, что «Каталины» пришлись очень кстати. Дело в том, что основой морской авиации СССР в те годы был МБР-2 (морской ближний разведчик) конструкции Георгия Бериева. Во-первых, МБР-2 к началу войны был устаревшей машиной, а во-вторых – и это самое главное, он имел небольшую дальность полета, так как был ближним разведчиком. Первоначально он создавался для Балтийского и Черного морей. На Севере и Дальнем Востоке его дальности полета было явно не достаточно. В СССР в морской авиации были и дальние разведчики и патрульные самолеты, но этой темой в стране стали заниматься слишком поздно, и таких самолетов было мало. Часто они были только в опытных экземплярах. Свыше 200 «Каталин» очень помогли советскому флоту. Характеристики самолета и его оборудование, включая самолетную радиолокационную станцию, делали «Каталины» самым современным самолетом в отечественной морской авиации.

Американская Catalina
Американская Catalina

Над всеми океанами

Морская авиация США и Великобритании имела в своем составе достаточное количество базовых противолодочных самолетов (включая и летающие лодки), позволяющих вести эффективную борьбу с немецкими субмаринами. «Каталинам», в основном, доставалась роль патрульных и спасательных самолетов. Самолеты постоянно модернизировались. Последней версией стала PBY-6А. На ней было смонтирована противооблединительная система, броневая защита экипажа и установлен бортовой радар.

Первое боевое крещение «Каталины» приняли в Великобритании. Именно они в 1941 году обнаружили немецкий линкор «Бисмарк» во время его прорыва в Атлантический океан. После нападения на Пёрл-Харбор, японские адмиралы внесли «Каталины» в список приоритетных целей. Их уничтожали при первом удобном случае.

Не часто, но «Каталины» использовались и в ударном варианте – как бомбардировщики и торпедоносцы. На Тихом океане «Каталины» часто применялись как ночные разведчики. Такие самолеты были выкрашены в чёрный цвет. Американские летчики называли такие «Каталины» «черными кошками».

Но основную известность «Каталины» приобрели как спасательные самолеты. Все операции по поиску и спасению летчиков и моряков в океане получили у американцев название «Дамбо», в честь летающего слоненка из мультфильма Диснея. Позднее так стали называть и лётчиков, летавших на спасательных «Каталинах». «Дамбо» работали очень эффективно. Так, группа из трех спасательных «Каталин», базируясь на острове Тулаги в Тихом океане, с 1 января по 15 августа 1943 гола спасли 161 сбитых лётчиков. В Америке широко известны слова одного морского лётчика: «Когда я вижу в небе «Каталину», я всегда встаю и отдаю честь».

После 1945 года

После окончания Второй мировой войны очень многие самолеты были списаны. Но это правило не коснулось «Каталин». В СССР они служили в авиации ВМФ и в Полярной авиации до конца 50-х годов. В стране появились Бе-6. превосходящие «Каталины» по характеристикам. Во всем мире также продолжалась эксплуатация этих машин. Так, в Дании эскадрилья из 8 «Каталин» служила в Гренландии до середины 70-х годов. Канадцы использовали «Каталины» как пожарные самолеты. В Бразилии военные «Каталины» стояли на вооружении до 1982 года! Гражданские самолеты обеспечили надежную связь в дельте Амазонки.

Заключение

До сих пор несколько десятков «Каталин» находятся «на крыле». Это не музейные самолеты, совершающие короткие полеты во время авиационных салонов, а обычные самолеты гражданской авиации. В мире существует очень немного самолетов, которые могут похвастаться таким долголетием.

Фото: Википедия.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.10.2020 16:20
Комментарии 0
Наверх