Версия // Общество // Опасный маневр капитана лайнера стоил владельцам 1,5 миллиарда евро

Опасный маневр капитана лайнера стоил владельцам 1,5 миллиарда евро

2801

Цена желания

Опасный маневр капитана лайнера стоил владельцам 1,5 миллиарда евро
В разделе

В этой статье мы расскажем о желании капитана итальянского круизного лайнера «Коста Конкордия» поприветствовать своего коллегу, который находился на берегу. Опасный маневр закончился гибелью самого большого лайнера круизной компании, смертью 32 пассажиров и огромными финансовыми и имиджевыми потерями.

Круизная компания «Коста Круизес»

«Costa Cruises» входит в число десяти крупнейших круизных компаний, которые контролируют почти весь профильный бизнес на планете. Официальное название «Costa Crociere S.p.A». Компания основана в 1854 году, тогда, правда, занималась продажей и перевозкой оливкового масла. Круизным бизнесом в «Косте» начали заниматься с 40-х годов ХХ века, когда этот вид морского бизнеса переживал самый настоящий бум. Современное название «Costa Cruises» компания носит с 1986 года. Надо сказать, что в этой отрасли есть «спрут-монополист», американская компания «Carnival Corporation & PLC», которая скупила практически все крупные судоходные круизные компании мира. Правда, при покупке, компании сохраняются под прежним названием, что создает иллюзию многообразия выбора для клиентов. Многообразие действительно есть, но выбора нет, так как все они принадлежат «Carnival Corporation». «Коста» была продана за океан в 1997 году. Надо сказать, что американские хозяева активно вкладываются в замену флота, и для европейского рынка в течение 16 лет было выделено около 16 миллиардов долларов для постройки нового круизного флота. Часть этой суммы получила и «Коста Круизес» для постройки круизников нового поколения. Все лайнеры этой компании имеют жёлтые трубы с большой голубой буквой С на них.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Все морские круизы делятся на несколько направлений, значительно отличающихся друг от друга, в том числе и круизными лайнерами. Экспедиционные круизы проводятся на небольших лайнерах, они достаточно дорогие. На них нет развлечений, обязательных для обычных круизов. Максимум – в салоне по вечерам играет живая музыка. Но зато в состав команды обязательно входят серьезные ученые, рассказывающие пассажирам о природе, которую они видят во время плавания. На борту присутствуют надувные лодки-«Зодиаки», на которых путешественники высаживаются в самых труднодоступных местах. Маршруты экспедиционных круизов – Арктика, Антарктика, небольшие острова в океане, труднодоступное африканское побережье, река Амазонка и так далее. Есть самые элитные круизы – кругосветные путешествия. Их продолжительность до трех месяцев, это самые дорогие круизы. Не все представители среднего класса «золотого миллиарда» могут пойти в такое путешествие, поэтому часто кругосветные круизы продают по частям. Проходят они на круизных лайнерах водоизмещением 70 000 – 80 000 тонн. В принципе, кругосветный круиз отличается от обычного только маршрутом и, соответственно, длительностью. На борту имеются стандартный набор развлечений – кафе, рестораны, тренажерные залы, библиотека, магазины, театр. Самыми массовыми являются круизы для широкой публики продолжительностью около 7 дней. Их стоимость относительно невелика – несколько сотен долларов. Для их проведения в XXI веке строятся мегалайнеры водоизмещением до 200 000 тонн. Такие круизники берут на борт до 5 000 пассажиров и 1 000 человек экипажа. На этих лайнерах есть все – десятки ресторанов, кафе, баров, театры, ледовые катки, водяные горки и скалодромы. Иногда, при посещении портов на маршруте круиза, возникает парадоксальная ситуация, когда пассажиры не хотят сходить с борта для осмотра нового города, а остаются на борту – ведь на лайнере столько интересного! Компания «Коста Круисес» работает именно в этом сегменте массовых круизов.

«Коста Конкордия»

По теме

Замена флота компании «Коста Круизес» включала в себя, в том числе и постройку серии лайнеров типа «Конкордия». Всего было построено шесть судов: «Costa Concordia», «Carnival Splendor» (единственное, которое формально вошло в состав флота «Carnival Cruise Line») , «Costa Pacifica», «Costa Favolosa», «Costa Fascinosa» и «Costa Serena». В 2006 году «Коста Конкордия» был самым большим круизным лайнером в компании «Коста» и занимал 10-е место среди самых больших круизников в мире. Его ввели в эксплуатацию 15 июля 2006 года. Лайнер обошелся компании в 450 миллионов евро. Он имел водоизмещение 114 150 тонн, длину 290 метров, ширину 35 метров, скорость хода 19,6 узла – около 36 км/ч. Общая вместимость коллективных спасательных средств – шлюпки и спасательные плоты – составляла 6135 человек. Кроме стандартного перечня развлечений на борту был двухпалубный фитнес-центр и симулятор трассы «Формула-1». «Коста Конкордия» могла взять на борт 3 700 пассажиров. Команда состояла из 1 100 человек. При спуске на воду традиционная бутылка шампанского не разбилась. По морскому поверью, это было не к добру.

С самого начала судно преследовали неудачи. 22 ноября 2008 года во время маневров при швартовке в итальянском порту Палермо, «Коста Конкордия» навалилась носовой частью на плавучий док. Во время ремонта лайнер прошел первую реконструкцию.

Круиз «Семь ночей средиземноморской зимы»

Все морские путешествия в Средиземном море делятся на круизы в Западном и Восточном Средиземноморье. Условной границей является Аппенинский полуостров. Круизы в Западном Средиземноморье включают заходы в порты Италии, Франции, Испании и Гибралтар. В Восточном Средиземноморье порты захода находятся в Италии, странах Адриатики, Турции, Египта. Круиз «Семь ночей средиземноморской зимы» был в Западном Средиземноморье и включал в себя заходы в Савону, Тулон, Барселону, Пальма-де-Мальорку, Кальяри, Палермо и Чивитавеккью.

13 января 2012 года лайнер проходил недалеко от острова Джильо (регион Тоскана), который находится в Тирренском море. Лайнер шел из порта Чивитавеккьи в Савону. Джильо – небольшой остров, который живет туризмом. При проходе на траверсе поселка Джильо-Порто – как выяснило потом следствие – капитан лайнера Франческо Скеттино дал команду изменить курс и подойти максимально близко к берегу.

Крушение

По теме

Таким образом, он хотел поприветствовать своего хорошего знакомого, коллегу, отдыхавшего на острове капитана Марио Паломбо. Как выяснилось позднее, он проделывал такой маневр уже три раза. Есть еще одна версия. У компании «Costa Cruises» якобы была неофициальная традиция приветствовать жителей и гостей острова Джильо гудками, подаваемыми с близкого расстояния. Эта традиция была ничем не регламентирована, и капитаны лайнеров на свой страх и риск приближались к острову. Капитан отключил авторулевой, который вёл лайнер по безопасному маршруту и систему инерциальной навигации. По рекомендованному курсу лайнер должен был пройти остров на удалении 6 морских миль – около 11 км. Скеттино ошибся в маневре. Он подвёл лайнер так близко к берегу, что тот сел на прибрежные камни в 350-ти метрах от берега. Капитан запросил у порта Джильо, на каком безопасном расстоянии лайнер с его 8-ми метровой осадкой может пройти вдоль берега. На запрос был получен ответ – 550-700 метров. Капитан приказал установить на радаре дистанцию в 920 метров, чтобы ориентироваться при ручном управлении судном. Поскольку такое приближение к острову было не предусмотрено программой круиза, то подробных навигационных карт этого места на «Коста Конкордии» не было. После катастрофы все эксперты находились в недоумении. Лайнер проходил этим маршрутом 52 раза в год. Маршрут был заложен в бортовой компьютер. Ради чего капитан Скеттино изменил курс на 4 мили – около 7,5 км? Первоначально предполагали, что к катастрофе привел технический сбой, и, возможно, человеческий фактор.

Несколько слов о капитане «Косты Конкордии» Франческо Скеттино. С одной стороны, это был опытный капитан компании «Коста» – иначе бы ему не доверили мостик самого большого на тот момент лайнера компании. С другой стороны, им постоянно владели желания, которые не должны появляться у капитана пассажирского судна, перевозящего несколько тысяч пассажиров. Он подвел лайнер на опасное расстояние к острову. На мостике во время сближения с островом, по его разрешению, находилась 6 человек, в том числе его знакомая Домника Чемортан, которые не имели право там находится. Более того, они отвлекала вахту от сложного маневра. Был еще один фактор, который Скеттино обязан был учитывать при приближении к берегу. Вахтенным рулевым был индонезийский матрос Якоб Русли. Рабочим языком для ходовой вахты на мостике был английский. Индонезийский моряк владел им не самым лучшим образом, реагировал на команды не сразу и постоянно переспрашивал их. В результате он перепутал направление поворота. В 22-44 по среднеевропейскому времени прямо по курсу показались скалы. Нос лайнера удалось отвернуть, а корма села на рифы, проделав к корпусе 53-метровую пробоину. Это было фатальное повреждение, так как машинное отделение затопило сразу и лайнер обесточился.

По теме

С пробоиной лайнер дрейфовал больше часа, пока течения не прибили его прямо к берегу. На борту была объявлена аварийная тревога, началась эвакуация пассажиров. Она осложнялась креном судна. К полуночи он достиг 35 градусов. Спуск спасательных шлюпок стал невозможным. Не успевшие покинуть лайнер около 500 человек были сняты спасательными вертолетами и катерами с воды. Через 5 часов после столкновения с рифами «Коста Конкордия» легла на правый борт. Эвакуация продолжалась всю ночь до самого утра. Как выяснилось позднее, погибло 32 (по некоторым данным 33) человека. Дополняя психологический портрет капитана, скажем, что он покинул лайнер еще тогда, когда можно было спустить шлюпки, а прямой приказ руководителя спасательной операции вернуться на борт – игнорировал.

Подъём лайнера и его разборка

На следующее утро жители Джильо-Порто проснулись в новой реальности. Прямо у берега, на борту лежал огромный круизный лайнер, а городок был переполнен спасшимися пассажирами «Коста Конкордии». Водолазы осмотрели корпус. Стало понятно, что лайнер надо поднимать, и что восстанавливать его нецелесообразно. Спасательные компании подсчитали, что подъем такого исполина займет от 7 до 9 месяцев, и будет стоить порядка 600 000 000 евро, что больше стоимости нового лайнера. Но перед подъемом необходимо было выкачать топливо, которое находилось в танках круизника. Никто не хотел экологической катастрофы в Средиземном море. После откачки топлива, лайнер перевели в вертикальное положение. Во время судоподъёмных работ нашли тела еще двух человек. При подводных работах погиб один водолаз. 23 июля 2014 года, через два с половиной года после катастрофы, лайнер на понтонах был отбуксирован в итальянский порт Генуя. Всё это время «Коста Конкордия» была печальной достопримечательностью острова, посмотреть на которую приезжали со всей Италии. В Генуе происходила его разборка и утилизация, которая закончилась только 7 июля 2017 года.

Как положено, было проведено следствие и состоялся суд. Франческо Скеттино признавал свою вину лишь частично. Его приговорили к 16 годам заключения. Обвинения были выдвинуты еще пятерым членам экипажа. Их приговорили к заключению сроком от года да 2,5 лет.

Заключение

«Коста Конкордии» стала самым большим пассажирским судном, потерпевшим крушение, за всю историю. Суммарный ущерб компании «Costa Crociere S.p.A». а фактически американского холдинга «Carnival Corporation & PLC», составил 1,5 миллиарда евро. Такова оказалась цена желания капитана изменить маршрут круиза.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.09.2023 09:00
Комментарии 0
Наверх