Версия // Бизнес // Олигархи-угольщики зарабатывают на железнодорожных субсидиях

Олигархи-угольщики зарабатывают на железнодорожных субсидиях

7790

Шахтёрская доля

Олигархи-угольщики зарабатывают на железнодорожных субсидиях (фото: Денис Вышинский/Коммерсантъ)
В разделе

Российскую угольную промышленность в ближайшее время ждёт глубокий кризис, утверждает международная консалтинговая компания PwC. Причиной тому – сокращение спроса на мировых рынках, при том, что на экспортные поставки приходится более 50% всего добываемого в стране угля.

По прогнозам до 2040 года, потребление этого вида топлива будет снижаться в Германии, Южной Корее, Японии и Китае. Именно на эти страны приходится до 45% всего российского экспорта.

Что интересно, Минэнерго в последнее время давало прогнозы о росте добычи и экспорта. К 2025 году предполагался рост на 2%, к 2030 – на 7,5%. Однако уже в этом году спад экспорта очевиден. В первом квартале он, по приблизительным оценкам, составил 7-10%. В министерстве этот факт связывают с пандемией и долгосрочных прогнозов пока не меняют. И неудивительно, ведь они легли в основу программы развития угольной промышленности до 2035 года, которую правительство утвердило в июне.

Между тем на практике угольщики всё чаще сталкиваются с проблемами при экспортных поставках. В Европе цены падают год от года, позволяя только немногим поставщикам балансировать на уровне рентабельности. При поставках в Азию сказывается удалённость российских угледобывающих районов от моря. Три четверти от перевозимых по Западно-Сибирской железной дороге грузов составляет уголь, и более 90% его идёт на экспорт. РЖД под давлением Минэнерго перевозит топливо на экспорт по льготным тарифам. Годовые убытки железной дороги от перевозки угля превышают 50 млрд рублей. Эти деньги компенсируются за счёт других грузоотправителей, которые платят РЖД полный тариф. Так что конкурировать на азиатских рынках по цене российский углепром может только за чужой счёт. О субсидиях со стороны государства речь пока не идёт, да и падение доходов бюджета вследствие «коронакризиса» к этому не располагает. Международная конкуренция меж тем усиливается. Единственным быстрорастущим рынком сейчас остаётся Индия. Однако его уже делят между собой Индонезия и Австралия, которые пользуются удобными морскими маршрутами.

Ситуация усугубляется ещё и тем, что в столь серьёзный кризис российские угольщики вступают абсолютно неподготовленными. Как уже сообщала «Наша Версия» (см. номер от 20.01.2020), отрасль сегодня переживает не лучшие времена: отсутствие инвестиций в развитие, банкротство и закрытие шахт, шахтёрские бунты из-за многомесячных задержек зарплат. И это при том, что среди главных игроков отечественного углепрома в основном крупные российские олигархи – Роман Абрамович, Игорь Зюзин, Алексей Мордашов, Владимир Лисин и др. Но, похоже, их стратегия заключалась в том, чтобы получать прибыль за счёт лоббистских возможностей, а не развития отрасли.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.08.2020 16:30
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх