Версия // Власть // О евреях или хорошо – или ничего?

О евреях или хорошо – или ничего?

8458

Еврейский антисемитизм

О евреях или хорошо – или ничего? Темур Козаев
В разделе

В Израиле очень заботятся об имидже страны и с антисемитизмом борются на государственном уровне. Создано специальное подразделение в одном из министерств. Десятки центров разбросаны по миру. Есть немало лоббистских и общественных организаций. Активно сражаются с человеконенавистнической заразой и рядовые израильтяне. Но иной раз наиболее пламенные борцы оказываются опаснее антисемитов. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись.

Есть анекдоты про евреев и от евреев. Этот точно из второй категории, потому что предисловие к сборнику, из которого он взят, написал Виктор Шендерович. Еврей потерял свой багаж. Сосед по купе покормил его, выдал пижаму, полотенце. Облагодетельствованный требует зубную щётку. Сосед мнётся, мол, интимная. «И этот антисемит», – вздыхает еврей… Увы, как минимум столетней давности анекдот актуальности не утратил.

Ложные цели

Зачисление в антисемиты идёт так же произвольно, как в годы революций – во враги народа. Постигла печальная участь и великих русских писателей. Гоголя, Достоевского и даже Чехова с Лесковым. В разговорах с русскими израильтянами это общее место, не подлежащее обсуждению. Да и немало исследований есть на эту тему. Герои негативно высказываются о евреях, употребляют слово «жид». Ну так взяты эти герои из жизни, и надо бы благодарить за показ антисемитизма в империи. Если уж кому и попенять – так советским писателям, которые ничего не сказали о его проявлениях в постимперский период. Или тут принцип: о евреях или ничего, или хорошо.

Но Чехов называет украинца хохлом. Евреи у него, да и у Достоевского, не сплошь отрицательные, об иных они пишут с симпатией и сочувствием. А вот симпатичных поляков ни у того, ни у другого не обнаружил. Сплошь негатив, что выходцу из шляхетского дворянства Фёдору Михайловичу должно быть непростительно. А уж что классики о русских понаписывали... Впору посмертно возбуждать уголовные дела.

И такие списки кропотливо и часто весьма произвольно составляются по странам и континентам по известным людям. Прекрасное под­спорье для антисемитов. «А что, Гоголь или Чехов дураками были?» – их привычный аргумент. И кто им их вооружил?

Хворост в костёр

Есть и более ощутимые проявления небратской помощи. Борцы с антисемитизмом, случается, сами, войдя в раж, опускаются до презренного национализма. Любимый термин израильского блогера Льва Худого, например, «арабо-славянская мразь». И он не встречает осуждения в Сети. При таких борцах антисемиты не нужны.

Что характерно, с большим тщанием борцы прослеживают публикации в СМИ и сайты и по поводу одного антисемитского словечка могут разразиться серией статей. В еврейских общинах и представительствах агентства «Сохнут» пачками собирают фотографии надписей на стенах. Тоже нужное дело. Но главное ли? Пещерный, примитивный антисемитизм исповедуют люди, не формирующие общественного мнения. Более того, они вызывают брезгливость и негодование нормальных людей. Да и бороться с ними легко.

Одна моя бывшая коллега, всю жизнь писавшая о культуре, стала вдруг постить материалы антисемитов. То о спецназе израильского МВД, который с крыши американского посольства стрелял в 1993 году по защитникам Белого дома в Москве. То об омерзительной книге Тора, которую надо бы запретить. После того как я заметил, что в МВД Израиля нет спецназа, а с Торой придётся запретить и Ветхий Завет как производ­ное от неё – перепосты закончились.

По теме

Другое дело антисемиты элитные – учёные и маститые публицисты, которые не опускаются до брани и облыжных обвинений. Юдофобское послание изысканно изложено и упаковано в научные термины. Тут худые блогеры не справятся.

И проявления бывают очень тонкие, не подкопаешься. Участок Байкового кладбища в Киеве, где захоронены поляки, назван польским. А где евреи – интернациональным. В центре Вильнюса таблички на достопримечательностях на английском. А там, где были расправы над евреями в гетто – на литовском и иврите, что лишает большинство туристов информации.

Как дело ваше отзовётся?

В одном из сибирских городов прошли протесты против выделения земли под объекты еврейской общины. Не обошлось без соответствующих лозунгов. Об этом активно писали в Израиле, и очень жаль, что не так активно в России. Но нельзя не сказать и о другом. Порой такие объекты в разы превышают потребности уменьшающихся общин и вызывают раздражение. Несправедливое, неоправданное. Но реальное. Может, стоит подумать о первоочередных нуждах конкретных евреев – уход за стариками, образование для молодых?

По сообщениям СМИ Израиля, Роман Абрамович потратил на благотворительность в этой стране 0,5 млрд долларов. Что, как и любую благотворительность, можно только приветствовать. Но очевидно, что граждане России, из недр которой в основном и поступили эти средства, не так однозначно к этому отнесутся.

Прискорбно, что анг­лийские пиарщики Романа Аркадьевича не приняли это обстоятельство в расчёт.

Анонимность только красит благотворительность. А в еврейской традиции благодетель должен быть признателен облагодетельствованному, а не наоборот. И нет никакой беды, если бы благодеяния были обнародованы после того как благотворитель отправится в тот мир, где они, согласно авторитетным источникам, засчитываются и обеспечивают комфорт.

В прошлом евреи не ограничивали благотворительность рамками своей общины. Сахарозаводчик Бродский выделил городской думе Киева средства на постройку знаменитого Бессарабского рынка, с прибыли которого должны были финансироваться благотворительные программы. Гениальный проект работает на киевлян до сих пор.

Есть чему поучиться у предков

И с антисемитами наши предки боролись, не опускаясь до их уровня. Несли правдивую информацию о себе. По их просьбе зачисляемый ныне в антисемиты Лесков написал серию очерков о быте и нравах евреев. Они не зацикливались на собственной беде, солидаризировались с другими гонимыми. Поэтому не оставались в одиночестве при гонениях на них. Не от нежелания ли или неумения встроиться сегодня в общий фронт борьбы с ксенофобией на политкорректном Западе в отношении евреев всё ещё возможно то, что давно невозможно в отношении цветных и прочих меньшинств?

В традиции и благодарность к тем, кто спасал жизни евреев, хранил память о них. В кубанском городке Усть-Лабинске есть памятник и школьный музей еврейского мальчика Муси Пинкензона. В 90-е некоторые музеи юных героев, включая музей Зои Космодемьянской, были разорены. Этот сохранился. И вахта памяти у монумента героя, не побоявшегося бросить смертельный вызов фашистам, не прекращалась. Простые кубанцы откликнулись на призыв редакции газеты, в которой я работал, и нашли неизвестные места массовых расстрелов евреев. Не направить ли часть того внимания, которое тратится на мерзавцев, поганящих стены домов и сайты, и лишь стимулирует их, на общение с нормальными людьми?

Хронический, но не смертельный

Антисемитизм сопровождает еврейский народ всю его историю. И исчезни все евреи с лица земли – он своё существование продолжит. Такую болезнь надо лечить постоянно, разнообразно и без эмоций. Или по крайней мере не с теми из них, которые, как злоба и обида, блокируют ум, а с теми, которые его обостряют. Как несравненная еврейская ирония, позволяющая побеждать не силой, а насмешкой самых страшных врагов.

– Хаим, почему ты всё время читаешь антисемитские газеты?

– Приятно. В еврейских мы представлены мелко, а в этих – как властелины мира…

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.08.2018 12:59
Комментарии 0
Наверх