// // Несмотря на договорённости нефтяников с правительством, оптовые цены на топливо продолжают расти

Несмотря на договорённости нефтяников с правительством, оптовые цены на топливо продолжают расти

11

Бензин не замерзает

Несмотря на договорённости нефтяников с правительством, оптовые цены на топливо продолжают расти
В разделе

Ещё в конце сентября главы шести крупнейших российских нефтяных компаний заявили, что добровольно замораживают цены на топливо. Случай сам по себе беспрецедентный — кто будет добровольно лишать себя прибыли? Заподозрившим подвох журналистам «бензиновые короли» в один голос заявили о своей «социальной ответственности». Вице-премьер Виктор Христенко, в кабинете которого и собрался «нефтяной пул», бодро отчитался перед президентом: рост цен на бензин остановлен. Однако меньше чем через месяц стало понятно, что это, мягко говоря, не совсем так. Более того, есть все основания говорить о «бензиновом сговоре», последствия которого ещё далеко не исчерпаны.

Первыми забили тревогу экономисты. Так, буквально через день после совещания в Белом доме советник президента Илларионов заявил: «Это нелепое и бессмысленное решение как для нефтяных компаний, так и для потребителей, это решение запускает маховик популистских решений...»

Несколько с другой точки зрения, но не менее резко раскритиковал итоги встречи нефтяных генералов с вице-премьером известный экономист Иван Родионов, заподозривший топливные компании в картельном сговоре: «Соглашения подобного рода — полнейшая чепуха... При таком подходе с рынка не только выдавливаются независимые игроки, но и повышается его монополизация, убивается конкуренция и создаются предпосылки для дальнейшего роста цен».

Христенко в своём рапорте не уточнил, какие именно цены заморозили нефтяники

Экономист как в воду глядел. Несмотря на победные реляции правительства, рост розничных цен остановить не удалось. Любой автомобилист, регулярно заправляющийся на одной и той же АЗС в столице, знает, что цены на бензин продолжают расти. Только этот процесс из явного стал скрытым — хозяева бензозаправок вынуждены корректировать цены задним числом, как будто они выросли ещё в сентябре.

Кроме того, следствием «замораживания» стала волна суррогата, буквально захлестнувшая Москву. Сами «бензинщики» разводят руками и кивают на поставщиков. Вот тут-то и выяснилось, что, собственно, происходит с ценами на топливо.

Дело в том, что Христенко в своём рапорте президенту не уточнил, какие именно цены заморозили нефтяники — розничные или оптовые. А олигархи, видимо, посовещавшись между собой, решили зафиксировать розничную, а не оптовую планку. Хотя логичнее было притормозить именно отпускную стоимость топлива. Но это как раз им было невыгодно. Указание президента — приостановить рост цен на бензин на потребительском рынке — формально было выполнено. А то, что через месяц-другой из-за увеличения оптовой стоимости энергоносителей бензин всё равно подорожает, не страшно. Найдём другое объяснение, а пока займёмся насущными проблемами, и прежде всего перекроим топливный рынок в стране.

В Москве за две последние недели сентября оптовые цены за тонну 92-го выросли почти на 700 рублей

В России сегодня порядка двух десятков нефтеперерабатывающих заводов. Если точнее, то 28, но имеет смысл говорить о 20 наиболее крупных, которые делают погоду на рынке. В той или иной степени они аффилированы с семью крупнейшими нефтяными компаниями, которые добывают около 80% российской нефти. Именно с руководителями этих компаний и встречался вице-премьер Христенко, после чего отрапортовал президенту о замораживании цен.

И если мы посмотрим цены на отпускаемое этими заводами топливо, то увидим, что они устойчиво растут. Картина выглядит следующим образом. На 22 сентября, через день после совещания в Белом доме, Ярославский НПЗ («Славнефть») поднял цену за тонну бензина на 200 рублей, Волгоградский (ЛУКОЙЛ) — на 350, Пермский (ЛУКОЙЛ) — на 300, Саратовский (ТНК-ВР) — на 600, «Ухтанефтепереработка» (ЛУКОЙЛ) — на 600! Везде цены указаны на самый ходовой бензин — Аи-92. В октябре цены росли не такими темпами, но в среднем по каждому НПЗ они выросли на 150—300 рублей за тонну.

По теме

Ещё более неприглядной картина выглядит, если брать динамику оптовых цен в конкретном регионе. Так, в Москве и области за две последние недели сентября оптовые цены за тонну 92-го выросли почти на 700 рублей. А за первую половину октября — уже на 600! При этом надо учитывать, что наш внутренний рынок нефти и нефтепродуктов практически не интегрирован в международный. К примеру, цены на сырую нефть внутри России существенно ниже мировых. И даже если на мировых биржах спрос на нефть стабильно опережает предложение, то внутри страны она в зависимости от сезона может падать в цене. Так в сентябре, в разгар бензинового скандала, тонна нефти внутри России стоила 9000—9300 рублей. А в октябре уже 7000—7800. Прогноз на ноябрь — 6300 рублей за тонну. Иными словами, если исходить только из этого фактора, то цена на бензин на АЗС страны должна снизиться уже сегодня. Но она продолжает расти.

Независимые продавцы бензина начинают разоряться

Иными словами, «бензиновый кризис» так и не был разрешён. Он был лишь передвинут на другой уровень. Олигархи с самого начала и не думали останавливать цены. С другой стороны, рядовой потребитель пожмёт плечами: ему-то что, если на АЗС цена не растёт? Но, во-первых, как уже говорилось, розничная цена должна снижаться из-за сезонного спада спроса. А из-за политики заводов владельцы АЗС не могут это делать. Во-вторых, существует и другая угроза. У нас в стране из 30 с лишним тысяч АЗС около 60% принадлежат независимым трейдерам, остальные так или иначе нефтяным компаниям.

В условиях, когда оптовые цены постоянно растут, а розницу необходимо фиксировать, независимые продавцы бензина начинают разоряться. Сегодня в столице зафиксировано несколько банкротств, а АЗС скупают всё те же нефтяные акулы.

При этом следует помнить, что розничная торговля бензином в нашей стране — одна из немногих отраслей, где доминирует средний и малый бизнес. То есть здесь выполняется одно из важнейших условий здоровой эффективной экономики. Наступление «нефтяных генералов» на этот сектор свидетельствует, что государство пытается поставить под контроль монополистов последние островки рыночных отношений в стране.

Почему? Потому что с монополистами легче договариваться: достаточно будет собраться в узком кругу у какого-нибудь Христенко, чтобы решить ту или иную проблему.

В целом же продолжающееся повышение цен на бензин — это ещё одно из следствий неэффективной политики правительства в нефтегазовом секторе. Фактически же в сентябре произошло следующее. Правительство, в очередной раз подняв экспортные пошлины на сырую нефть, получило дополнительную возможность для пополнения кубышки Стабилизационного фонда. Но «топливным королям» по-прежнему гораздо выгоднее продавать сырую нефть за рубеж, нежели заниматься поставками по заведомо немировым ценам на внутренний рынок. И чтобы избежать возникновения реального дефицита топлива в стране, кабинет министров вынужден закрывать глаза на скачок цен. Когда же последовал окрик с самого верха, «нефтяные генералы» договорились с правительством и немедленно воспользовались возникшей паузой для того, чтобы начать атаку на малый и средний бизнес. И последствия этого сговора мы ощутим уже довольно скоро.

Опубликовано:
Отредактировано: 13.08.2007 16:37
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх