// // За «встречку» будут лишать прав пожизненно и отбирать автомобили

За «встречку» будут лишать прав пожизненно и отбирать автомобили

317

Что в лоб, что по лбу

2
В разделе

После серии крупных аварий в России представители законодательной и исполнительной власти вновь заговорили о необходимости ужесточения правил дорожного движения. И это несмотря на то, что гайки закручивали совсем недавно, летом 2007 года. Тогда, после поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), существенно увеличили штрафы за нарушения ПДД, а на крупных автомагистралях стали устанавливать камеры. Изменения в лучшую сторону вроде бы произошли, но незначительные.

По данным ГИБДД, в 2008 году произошло снижение трёх основных показателей аварийности на дорогах – количество ДТП снизилось на 6,6%, число погибших – на 10%, раненых – на 7,3%. Однако число погибших на дорогах России всё ещё в три-пять раз превышает соответствующие показатели в развитых странах: на 100 тыс. населения уровень смертности составляет 20 человек.

Только за последние 10 лет, по данным МВД России, жертвами дорожно-транспортных происшествий в России стали более 300 тыс. человек, свыше 2 млн. получили увечья. Лишь с начала 2009 года в ДТП погибли более 11 тыс. человек, а 110 тыс. получили ранения и травмы.

«По оценкам экспертов, за последние пять лет совокупные потери экономики нашей страны от ДТП составляют 5,5 трлн. рублей. Это сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за тот же период», – сказал президент Дмитрий Медведев на совещании по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

Побороть тенденцию депутаты решили снова путём ужесточения правил. Осенью, когда Госдума выйдет с каникул, будут рассмотрены инициативы, которые исходят едва ли не от всех существующих партий и движений. Наиболее радикальные предложения – конфискация автомобилей. Едва ли не самые экстравагантные и «взяткоёмкие» – повышение штрафа для водителей, поворачивающих без включённого поворотника, со 100 до 1000 рублей.

Подтвердил свою готовность принять участие в законодательном регулировании смертности на дорогах и председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. Он заявил, что его комитет в начале осенней сессии внесёт на рассмотрение целый пакет поправок. Зелёный свет для этого дал президент Дмитрий Медведев на совещании с постоянными членами Совета безопасности 24 июля.

«Хотел бы, чтобы наш федеральный законодательный орган тоже подумал над дополнительными мерами обеспечения безопасности дорожного движения», – сказал он тогда.

Федеральный законодательный орган не заставил долго ждать и немедленно предложил ужесточить статьи КоАПа, касающиеся превышения скорости (в настоящий момент штраф от 100 до 2500 рублей или лишение прав до шести месяцев), проезда на запрещающий сигнал светофора (штраф – 700 рублей), выезда на встречную полосу (лишение прав на четыре-шесть месяцев) и вождения в нетрезвом виде (лишение прав на полтора-два года).

Кроме того, в случае неоднократного нарушения по этим статьям планируется ввести наказание в виде пожизненного лишения прав, а также конфискации транспортного средства.

Председатель Госдумы Борис Грызлов предлагает увеличить штраф за невключённый сигнал поворота при совершении манёвра. «Например, за невключённый поворотник предусматривается штраф в размере 100 рублей, а за превышение установленной скорости на 40–60 километров в час грозит штраф 1–1,5 тыс. рублей. Прямо скажем, недорогая цена за создание потенциальной угрозы для здоровья и жизни людей», – заявил Борис Грызлов.

По теме

Среди парламентариев есть и противники ужесточения. В частности, против выступает заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков.

«Ужесточение наказания – это стремление сторонников этой инициативы прикрыть провал всей дорожной политики, начиная от состояния дорог до ответственности водителей и сотрудников милиции», – заявил Гудков.

Как водитель с 35-летним стажем, он считает, что может ответственно утверждать: опытные водители уже давно не верят дорожным знакам, которые устанавливаются где попало и кем попало, поэтому нужно прежде всего провести тщательную инвентаризацию разметок на дорогах, установки на них тех или иных знаков и информации. По мнению Гудкова, .

С ним согласен и глава Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов Анатолий Кучерена.

«Как показывает практика, ужесточение наказаний за нарушение правил дорожного движения имеет кратковременный эффект, но на ситуации в сфере дорожной безопасности это сильно не отражается. Корень всех проблем – в головах наших людей, их психологии», – уверен Кучерена. По его мнению, для улучшения ситуации на дорогах необходима система воспитательных и обучающих программ.

Начать общенациональную кампанию за соблюдение правил дорожного движения призвал председатель Совета Федерации Сергей Миронов. По его мнению, качество дорог и коррумпированность сотрудников ГИБДД – это очень существенные, но далеко не единственные причины ежедневной смертельной статистики. Другое зло – это недисциплинированность, лихачество, пьянство за рулём. Он подчеркнул, что нужна общенациональная кампания за соблюдение правил дорожного движения, «чтобы каждый водитель думал не только о том, как бы быстрее доехать, но и о том, что он в буквальном смысле слова держит в своих руках собственную жизнь и жизни других людей».

Однако законодатели пока собираются решить только часть проблемы. Между тем значительная доля аварий происходит с участием общественного транспорта. Здесь виноваты неопытные водители, а также значительная изношенность автопарка. Вопрос с безопасностью транспорта в комплексе решался на прошлой неделе на совещании по вопросам повышения безопасности дорожного движения, которое провёл Дмитрий Медведев. Как говорится в материалах к совещанию, три четверти аварий общественного транспорта в России происходит по вине водителей микроавтобусов. В материалах отмечается, что «высокий уровень тяжести таких ДТП связан и с низкой конструктивной безопасностью микроавтобусов марки «ГАЗ», преобладающих в этом автопарке».

По данным Минтранса России, в настоящее время лицензию на право предоставления услуг по перевозке пассажиров имеют 78 тыс. хозяйствующих субъектов (!), около 66 тыс. из них – это индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности не более пяти автобусов, а в подавляющем большинстве – одно-два транспортных средства. «Эта категория предприятий не имеет своей производственно-технической базы и зачастую обладает изношенным парком автобусов», – говорится в материалах.

Не всё гладко и с автобусами. 40% эксплуатируемого транспорта подлежит безотлагательной выбраковке по критериям безопасности дорожного движения. Трамваев, которые имеют срок службы свыше 15 лет, в России 74%, а троллейбусов, прослуживших свыше 10 лет, – 60%.

Для решения этой проблемы предложения есть у Минтранса. Министерство, в частности, предлагает создать ни много ни мало специальную службу безопасности движения в организациях пассажирского наземного транспорта и разработать «Правила обеспечения безопасности перевозки пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом».

Минздравсоцразвития, в свою очередь, предлагает обязать профессиональных водителей помимо паспорта технического средства (ПТС), талона техосмотра и страховки ОСАГО иметь при себе справку о состоянии здоровья. По словам министра Татьяны Голиковой, это будет новая учётная форма, рабочее название которой – «заключение по результатам предварительного первичного медицинского осмотра». Также Минздравсоцразвития предлагает Минтрансу начать оснащать федеральные трассы специальными баннерами с указанием направления движения и расстоянием до учреждения здравоохранения, где оказывается медицинская помощь.

Глава МЧС России Сергей Шойгу предложил создать на ключевых федеральных трассах вертолётные площадки с дежурными вертолётами с персоналом. «Считаем крайне необходимым включение предложений, во всяком случае, на первом этапе по трём трассам – это трасса «Дон», трасса на Санкт-Петербург и трасса на Казань», – заявил Шойгу на совещании с президентом. По его словам, в дальнейшем в эту программу должны быть включены также трассы на Минск и Киев.

Подобное предложение Шойгу на совещании одобрил Дмитрий Медведев. «Надо только взвесить, чтобы это была работающая норма, чтобы мы

декларацию не зафиксировали, что должны прибывать за 15 минут, а будут

прибывать иначе», – добавил президент. Однако пока всё это лишь предложения.

В общем, недостатка в предложениях нет. Однако, как показывает многолетняя практика, вероятность положительного эффекта от них стремится к нулю. Как видно из приведённой ниже таблицы, наши люди с одинаковым усердием бились до смерти что при самых либеральных, что при наиболее жёстких правилах. Впрочем, нет. Один из годов либерализма был отмечен аномально низкой смертностью. Но это исключение, которое лишь подтверждает общее правило.

Опубликовано:
Отредактировано: 17.08.2009 10:58
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх