Версия // Общество // Метро в России строят с вопиющими нарушениями

Метро в России строят с вопиющими нарушениями

2200

Под землёй не видно

Авария в столичной подземке заставила внимательнее присмотреться к работе других российских метрополитенов
В разделе

Причиной аварии на Арбатско-Покровской ветке стала халатность персонала, приведшая к нарушению технологических процессов – такое заявление сделал глава столичной подземки Дмитрий Пегов. Вопросам технической безопасности руководство метрополитена отныне обещает уделять самое пристальное внимание. Однако помимо Москвы метро действует ещё в шести городах России. И там, как выясняется, также хватает проблем, о которых пассажиры даже не подозревают.

Крупнейшая за всю историю существования Московского метрополитена техногенная катастрофа произошла утром 15 июля. В результате неё 24 человека погибли, около 150 человек получили ранения. ЧП на перегоне «Парк Победы» – «Славянский бульвар» шокировало не только количеством жертв. Метро, ежедневно перевозящее миллионы пассажиров, заслуженно считается самым безопасным видом транспорта – шансов стать жертвой аварии в подземке на два порядка меньше, чем пользуясь услугами автобуса или такси.

Правда, то же самое говорили в своё время и после гибели «Булгарии», унёсшей жизни 122 пассажиров. И только проведённая надзорными органами масштабная проверка речного транспорта показала, что в реальности это далеко не так: перевозчики грузят людей на старые корыта, меры безопасности нарушаются самым грубым образом, а некоторые суда вообще давно следовало бы запретить к эксплуатации. Похоже, такая же история и с метро.

Станции и линии строились без надзора

На прошлой неделе в Санкт-Петербурге разразился скандал. Достоянием гласности стали материалы акта Контрольно-счётной палаты, проводившей аудиторскую проверку деятельности городского комитета, в ведении которого находится и метрополитен Северной столицы.

Как сообщает «Коммерсантъ», изучив подноготную работы питерского метрополитена, аудиторы пришли к выводу: в ходе строительства и реконструкции его объектов систематически якобы нарушались требования законодательных актов и специальных строительных норм и правил. Согласно Градостроительному кодексу РФ метро относится к особо опасным и технически сложным объектам, отчего контроль за его строительством ведётся более чем пристально, а любое действие сопровождается кипами разрешений и согласований. Однако в данном случае – в качестве примера «Коммерсантъ» называет строительство электродепо «Южное».

Имели ли место технические нарушения, неизвестно, – на этот вопрос может ответить только специальная экспертиза. Однако настораживает сам факт того, что строительство такого объекта может вестись фактически бесконтрольно. К слову, из-за болотистой невской почвы питерское метро является самым глубоким в мире. По этой же причине при его создании приходится применять особые сложные технологии, чтобы избежать затопления. Надо сказать, что подобные случаи уже происходили. Самым известным примером является прорыв, случившийся в 1995 году на перегоне «Лесная» – «Площадь мужества», из-за чего движение на участке пришлось закрыть на девять лет. А три года назад подземные воды проникли в тоннель между станциями «Гражданский проспект» и «Девяткино». Интересно, там строительство тоже шло без разрешительных документов?

«Обнаружены трещины в бетонных конструкциях»

А вот к ходу строительства Казанского метрополитена вопросы возникали уже у профильных специалистов. Весной прошлого года Приволжское управление Ростехнадзора провело проверку трёх новых станций подземки татарской столицы – «Авиастроительная», «Северный возал» и «Яшьлек» («Юность»). В течение месяца шло комплексное обследование вестибюлей, платформ, лестничных сходов, служебных и прочих помещений. Увы, в итоге эксперты вынесли неутешительный вердикт По их мнению, удалось выявить целый ряд отступлений от проектной документации, которые могут повлиять на надёжность объекта. В частности, якобы обнаружились трещины в бетонных конструкциях, а также участки с недостаточным добором прочности бетона.

По теме

Что означает плохая прочность конструкции, объяснять не надо. Даже если речь идёт о дощатом деревенском сортире, и то задумаешься, стоит ли в него заходить.

А тут целая подземная станция. «Это будет влиять на долговечность конструкций и безопасность. Пока все эти нарушения не будут устранены, Ростехнадзор не даст заключение о соответствии объектов для сдачи в эксплуатацию», – пояснял тогда госинспектор Приволжского управления Ростехнадзора Рамис Бадертдинов. Причём, по его словам, недостаточная прочность бетона могло являться следствием нарушения технологий и обычным головотяпством. «Иной раз торопятся же, температурный режим и нужную влажность не соблюдают. Класть ведь зимой бетон надо с прогревом», – объяснял он.

Впрочем, представители Казанского метрополитена в ответ заявили, что эксперты Ростехнадзора просто неправильно делали расчёты, а замеченные ими волосяные трещины на несущую способность конструкций не влияют.

По назначению ушёл лишь каждый 10-й рубль

К счастью, чаще всего нарушения, выявляемые в работе метрополитенов, носят всё же не технический, а финансовый характер. Оно и понятно: подземка – объект сложный. А чем больше смета, тем шире возможности, так сказать, «оптимизировать» расходы. Вот и в Казани уже в мае нынешнего года республиканская Счётная палата обнаружила такие проделки с бюджетом – общая сумма выявленных нарушений составила ни много ни мало 411,8 млн рублей. Претензий у ревизоров нашлось немало: тут и отсутствие результативного использования казённых средств, и искажение отчётности, а самое «вкусное» – то, что некоторые уже сданные по документам объекты, как выяснилось, ещё только строились.

«Проведены обмеры объёмов выполненных строительно-монтажных работ на станции «Северный вокзал». Установлены факты завышения стоимости строительно-монтажных работ на сумму 1315,8 тыс. рублей. Материалы по данному факту направлены в Следственный комитет Российской Федерации по Республике Татарстан», – грозно резюмировала в своём докладе Счётная палата.

Похожая ситуация произошла и в Новосибирске, где местные ревизоры также выявили поразительные нарушения при проверке трат на строительство метрополитена. По оценке специалистов Контрольно-счётной палаты, на возведение новых объектов – в основном на новые вестибюли на станциях «Берёзовая роща» и «Золотая нива» – реально был потрачен только каждый 10-й рубль.

Но впереди всех оказались всё же питерские метростроители. По сведениям «Коммерсанта», из выделенных на метро за три года 26,9 млрд рублей «неправомерная оплата работ (фактически невыполненных или по завышенной сметной стоимости) и неэффективные расходы» составили 3,8 миллиарда. Кроме того, в бюджет не были взысканы неустойки не менее чем на 1,4 млрд рублей!

Как это могло случиться? Издание отмечает: средства в метро осваивали аффилированные взаимозависимые юридические лица. В результате торги проводились чисто формально. Так что нечего удивляться после этого такому фортелю: к примеру, за работы, проведённые на участке «Фрунзенский радиус-2», было заплачено 3 млрд рублей. При этом 580 метров тоннеля, согласно документам, удалось пройти за две с половиной недели. Всё бы ничего, только вот за это время пройти под землёй можно было не больше 142 метров. Зато у метростроевцев появился оздоровительный комплекс с бассейном.

Окончательный вариант отчёта аудиторы пообещали представить в начале сентября. Не исключено, что им заинтересуются и правоохранители. Ведь что технические нарушения, что финансовые – по сути, разницы нет. Если при строительстве таких опасных объектов, как метро, куда-то пропадают деньги, безопаснее от этого они не становятся точно.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.08.2014 15:44
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх