// // Людмила Гурченко всегда умела держать удар

Людмила Гурченко всегда умела держать удар

17

Недосягаемая

Людмила Гурченко всегда умела держать удар
В разделе

Она не любит давать интервью. Встретиться с самой Гурченко — большая журналистская удача. И непростое испытание. О жёстком нраве звезды, щедрой на крепкое словцо, ходят легенды. Ещё больше слухов и небылиц окружают жизнь Людмилы Марковны, недавно отметившей своё 70-летие. Какая она, любимая женщина советского кинематографа? Пытаясь ответить на этот вопрос, мы попытались сложить воедино фрагменты её воспоминаний, рассказов о ней и наших собственных впечатлений от мимолётных встреч с примадонной...

Папина дочка. Сейчас уже трудно представить, но было время, когда любимицу публики, эталон стиля и изящества считали неисправимой провинциалкой.

«Я много натерпелась в Москве из-за своих харьковских интонаций, — расскажет потом Людмила Марковна в своей автобиографической книге. — В шутку говорили, что таким, как я, из-за дефектов речи нужно давать группу инвалидности».

Но Гурченко всегда умела держать удар. Целеустремлённая харьковская дивчина, приехавшая с аккордеоном на плече покорять Москву, никогда не забывала напутствий любимого отца: «Иди и вжарь як следует. Никого не бойся. Иди и дуй своё!» 70-летняя актриса до сих пор считает себя папиной дочкой. «Отдала бы все годы, что остались, за возможность побыть с папой хотя бы несколько месяцев. Он ушёл в 73-м, и я долго жила его силой, верой, энергией», — поведала Гурченко в одном из своих интервью.

«Карнавальная ночь». Началом её стремительного взлёта, а по сути, путёвкой в жизнь считается именно эта работа Эльдара Рязанова 1956 года. Обаятельный клубный работник Лена Крылова в блистательном исполнении выпускницы ВГИКа Люси Гурченко в пять минут стала кумиром миллионов. Под неё одевались, делали причёски, а незатейливая песенка про те самые «пять минут», которую исполнила в фильме актриса, звучала буквально из каждого окна. У самой Людмилы Марковны отношение к «Карнавальной ночи» сложное. Недавно она призналась: «Фильм так дал мне по морде, что долго потом не могла очухаться». По словам примадонны, эта, безусловно, стартовая для неё роль на долгие 15 лет выбила её из настоящей, серьёзной работы в кино, прочно приклеив к ней ярлык актрисы лёгкого жанра.

Без особой любви отзывается Гурченко и о другом популярном фильме с её участием — «Любимая женщина механика Гаврилова», вышедшем на экраны в 1982 году. Актриса считает его откровенно слабым, а свою роль в нём — блёклой и неудачной. Из нескольких десятков образов, сыгранных в кино, она жалует лишь немногие. Считает, что всегда была интереснее ролей и сценариев, которые ей предлагали. Парадокс, но чаще всего звезда советского кино блистала в эпизодах.

Эстрада. Когда не было интересной работы в кино, её спасала эстрада. Поющая ещё со студенческих лет, актриса записывала программы песен для телевидения, ездила с концертами. Для неё с удовольствием писали Александра Пахмутова, Давид Тухманов и многие другие маститые советские композиторы. Страстная, непредсказуемая на съёмочной площадке, Гурченко никогда не боялась экспериментировать и на сцене. Один знаменитый дуэт с Борисом Моисеевым чего стоит! А недавно актриса удивила Стаса Намина, записав с группой Мd & C Pavlov новую оригинальную версию старой песни «Московские окна» с использованием смеси рэпа и фанка. Говорят, видавший виды продюсер и музыкант был настолько потрясён её работой, что за свой счёт заказал режиссёру Фёдору Бондарчуку снять клип к этой песне.

Эльдар Рязанов. С этим режиссёром людская молва «повенчала» Гурченко всерьёз и надолго. И опять — мимо. Людмила Марковна никогда не считала себя «рязановской актрисой». Говорит, всегда чувствовала в глубине души, что раздражала его своей привычкой во всё лезть. Хотя и не скрывает своей к нему симпатии. Как-никак, но именно за роль официантки привокзального ресторана Риты в рязановском «Вокзале для двоих» Людмила Марковна в своё время получила приз за лучшую актёрскую работу Всесоюзного кинофестиваля.

По теме

Характер. Если нужно кого-то поставить на место, настоять на своём, это — к ней. Своей бескомпромиссностью и любовью резать правду-матку Гурченко давно снискала у режиссёров репутацию актрисы со сложным характером. Правда, такие мастера, как Евгений Гинзбург, братья Андрей Михалков-Кончаловский и Никита Михалков, а также многочисленные партнёры Гурченко по ролям в кино этого мнения не разделяют. Непростой характер? Да! Но с какой бешеной работоспособностью и отдачей!

Именно этот характер не раз помогал актрисе выйти с достоинством из таких ситуаций, где другие просто сломались бы. Яркий тому пример — несчастный случай, приключившийся с Гурченко во время съёмок детской музыкальной картины «Мама». Однажды во время очередного дубля на льду клоун Олег Попов нечаянно сломал Людмиле Марковне ногу. Осматривавшие её врачи были в шоке: с такой травмой можно было смело переходить на инвалидность. Гурченко не сдалась, стойко выдержала пять операций под наркозом. И... доиграла в том злополучном для неё фильме, ради которого, как говорят, она отказалась от съёмок в знаменитой картине Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино». Глядя на улыбающуюся актрису, никто и не догадывался, чего ей стоит каждый шаг по съёмочной площадке. Потом, спустя почти 30 лет после тех съёмок, она со смехом призналась, что «когда лежала в гипсе и думала, как жить дальше, решила: в крайнем случае пойду в театр кукол к Зяме Гердту. Если он играет на одной ноге, и я как-нибудь справлюсь».

Внешность. Коллег и зрителей удивляет не только выносливость актрисы, но и её потрясающая, не меркнущая с годами внешность. Злые языки называют её чемпионкой по пластическим операциям. Другие с пеной у рта утверждают, что вечно стройная Людмила Марковна по восемь часов в день стоит у балетного станка.

У самой актрисы подобные слухи ничего, кроме смеха, не вызывают. Пластика лица? Да, иногда она прибегала к подобным процедурам, но «вовремя» и «чуть-чуть», «уловила миг и внесла коррективы». Диеты и зарядка? Боже упаси! Вместо скучных упражнений она предпочитает часок-другой понежиться в постели. А вес? Он у неё всю жизнь один и тот же — 53—54 килограмма, как в 10-м классе. При росте 166 сантиметров. Просто конституция, говорит, у неё такая, что может есть всё, что угодно, и не поправляться. Спасибо маме с папой!

Семья. На эту тему актриса распространяться не любит, хотя вездесущие журналисты давно рассекретили её личную жизнь. Первым мужем Людмилы Гурченко был сценарист и историк Борис Андроникашвили, сын репрессированного писателя Бориса Пильняка. Студенческий брак, в котором у актрисы родилась единственная дочь Маша, быстро распался. Другой — с Иосифом Кобзоном — вызывает у неё лишь «чувство глубокой иронии».

Не смог составить достойного дуэта с примадонной советского кино и эстрады и пианист Константин Купервейс. Людмила Марковна как-то призналась: «Любовь у меня всегда была одна — большая, искренняя, чувственная, преданная. Вот только объекты менялись. Со мной можно «экспериментировать» — подводить, обманывать, крутить, вертеть. Я всё терплю, жду, надеюсь. А потом — раз! И всё! Внутри всё пусто, всё сгорело».

Своим нынешним супругом Сергеем Сениным (а по совместительству продюсером актрисы), Гурченко, судя по всему, довольна. Говорит, нашла наконец надёжное мужское плечо, на которое всегда может опереться. И единомышленника, с которым у неё «близость интересов до невозможности».

А вот с единственной дочерью Машей отношения у актрисы не сложились. В своё время разве что ленивый не написал о затянувшейся судебной тяжбе Гурченко с дочерью из-за квартиры матери Людмилы Марковны. Другим ударом судьбы стала трагическая гибель любимого внука Марка, который несколько лет назад «сгорел от наркотиков». «Актрисе нельзя быть матерью, — призналась как-то Гурченко в одном из интервью. — Всё нужно отдавать или профессии, или детям. Лично я выбрала первый путь».

Возраст. Заглядывать в паспорт она не любит. Но своих лет не скрывает. Зачем? Гораздо важнее, на сколько ты себя ощущаешь. Судя по всему, с последним у Людмилы Марковны всё в порядке. Свидетельство тому — бурная творческая жизнь актрисы, которой мог бы позавидовать любой двадцатилетний артист: съёмки, записи, концерты, спектакли, сериалы. «Не хотелось бы выглядеть смешной, гнаться за молодыми. Но и отставать ведь тоже не хочется», — говорит актриса. И поражает публику очередным шикарным нарядом. Одно слово — звезда!

Фото Бориса Кремера

Опубликовано:
Отредактировано: 19.11.2016 01:16
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх