Версия // Культура // «Крушение мира» и «Семь вуалей» – обзор новинок кино недели

«Крушение мира» и «Семь вуалей» – обзор новинок кино недели

3846

Не зарекайся от сумы

«Крушение мира» и «Семь вуалей» – обзор новинок кино недели
В разделе

На этот раз мы обошлись без громких премьер – в киномире царит затишье перед летним сезоном блокбастеров. Однако кое-что интересное все же нашлось: фантастический триллер от режиссера «Платформы» «Крушение мира» и фестивальная драма Атома Эгояна «Семь вуалей».

Крушение мира

(18+)

Реж. – Гальдер Гастелу-Уррутия

В ролях – Мэри Элизабет Уинстэд, Рейф Сполл, Лоррейн Бракко, Дикси Эгерикс, Сезар Домбой, Тимоти Сполл, Джона Хауэр-Кинг, Рихард Заммель

Производство – Испания, Чили, США

Фантастический триллер от Гальдера Гастелу-Уррутии, известного по дилогии философских триллеров «Платформа». Оригинальное название фильма можно перевести как «Болезнь богатых», что гораздо точнее соответствует его содержанию.

Альтернативная реальность, наши дни. Люди победили большинство болезней, но из-за перенаселения на Земле начался массовый голод. На этом фоне внезапно по необъяснимым причинам начинают умирать самые богатые и влиятельные люди планеты. В центре истории оказывается кинопродюсер Лаура (Мэри Элизабет Уинстэд), которой предлагают новую должность управляющего филиалом одной мегакорпорации, обещая очень неплохую зарплату и долю акций. В то же время Лаура переживает тяжелый бракоразводный процесс с мужем (Рейф Сполл) и не может найти общий язык с шестнадцатилетней дочерью Анной (Дикси Эгерикс).

Фильмы Гальдера Гастелу-Уррутии – это скорее притчи, чем кино. Баскский режиссер получил широкую известность после выхода философского триллера «Платформа». В этой картине он под интересным углом взглянул на извечные проблемы социального расслоения, материального неравенства, распределения ресурсов и т.п. Его работа пропагандировала здравые социалистические парадигмы, при этом демонстрируя их слабые стороны. «Платформа» добилась успеха в узких кругах, и производство сиквела не заставило себя ждать.

За время работы над продолжением Гальдер Гастелу-Уррутия, видимо, несколько разочаровался в самой природе человека. Поэтому сиквел перечеркивает многие идеи оригинала. Он получился более пессимистичным. На этот раз Гастелу-Уррутия безжалостно критикует социализм, когда тот приобретает радикальные окраски. Автор видит спасение человечества только в будущем, создании «нового человека», который поведет за собой остальных и построит мир прекрасного будущего. Однако посыл режиссера остался непонятым большинством, и фильм получил ворох разгромных рецензий и низкий зрительский рейтинг. Но это не остановило Гастелу-Уррутию, который выпустил еще один фильм со схожим посылом.

«Крушение мира» не обещает зрителям масштабных визуальных эффектов, драматических поворотов и глубокого эмоционального подтекста. Оболочка апокалипсиса здесь нужна не для того, чтобы развлечь зрителя, а для продвижения идей. Фильм вновь выступает в роли притчи – жестокой, бичующей человеческую природу. Поэтому все любители фильмов-катастроф, эпических разрушений, блокбастеров о конце света и подобного будут разочарованы. Это абсолютно не развлекательное кино, да и к высокому фестивальному его тоже отнести нельзя.

В художественном плане фильм делится на три части. В первой нам показывают мир, где сливки общества купаются в роскоши, славе и богатстве. Эпидемия еще незаметна, но уже косит богачей. Вторая часть – наиболее динамичная – повествует о судорожных попытках спасения от пандемии, когда богачи пытаются избавиться от своих денег, чтобы избежать неминуемой кары. Третья часть показывает путь к спасению. Однако лучшим элементом всей ленты остается эпилог, в котором Гастелу-Уррутия вновь подчеркивает алчность и слабость человеческой природы.

Эпикриз: «Крушение мира» нельзя назвать зрелищным и эмоционально насыщенным фильмом. Он явно не найдет большого отклика у массового зрителя. Некоторые будут критиковать его за пессимизм и отсутствие вариантов решения поставленной проблемы. И всё же он заставляет задуматься о будущем нашей планеты и роли человека в её судьбе.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Крушение мира» (2025), реж. – Гальдер Гастелу-Уррутия.

Семь вуалей

(18+)

Реж. – Атом Эгоян

В ролях – Аманда Сайфред, Дуглас Смит, Ребекка Лиддьярд, Марк О’Брайен, Винесса Антуан, Майа Джей Бастидас, Ланетт Уэр, Райан Макдональд, Линн Гриффин

Производство – Канада, Финляндия, США

Фестивальная драма от артхаусного режиссера Атома Эгояна («Календарь», «Арарат», «Где скрывается правда», «Пленница», «Помнить» и др.). В мировом прокате лента вышла еще два года назад, но в России появилась лишь на этой неделе.

Джанин (Аманда Сайфред) – театральный режиссер, которой доверяют постановку оперы «Саломея». Эта опера была ярчайшей работой ее прославленного отца и наставника. Теперь Джанин должна возродить постановку. Работа над ней заставляет ее вспомнить неприятные подробности своего детства и юности и по-новому взглянуть на отца.

Атом Эгоян – режиссер, известный своими глубокими, но в то же время простыми историями, вновь обращается к темам памяти, идентичности и человеческих взаимоотношений. Картина, как и некоторые другие работы режиссера, не балансирует на грани между реальностью и иллюзией – она раскрывает внутренний мир главной героини через ее работу над постановкой. Как и положено опытному режиссеру, Эгоян ничего не проговаривает в лоб, благодаря чему весь фильм до самого финала сохраняет оттенок недосказанности, загадочности и многозначности. Отсюда, как можно догадаться, и происходит его название.

Параллельно главной сюжетной линии развиваются несколько второстепенных, одна из которых поднимает проблему харассмента и культуры отмены. Сейчас эти темы уже успели надоесть массовому зрителю, и страсти поутихли. Тем не менее, фильм решительно высказывается и на этот счет, поскольку данная проблема является отражением истории самой главной героини. Ни для кого не секрет, что домогательства особенно процветали в творческой среде, пока об этом не заговорили открыто.

Визуально фильм выглядит уверенно: камера ловит мельчайшие детали, создавая атмосферу напряженности и загадочности. Особого внимания заслуживает работа оператора, который подчеркивает эмоциональное состояние героев через свет, тени и композицию кадра. Перекличка с театральной эстетикой добавляет картине особый шарм.

Аманда Сайфред, как можно заметить, в последние годы пытается вырваться из амплуа героини ромкомов и мелодрам. Все чаще она участвует в независимых проектах, таких как фэнтези-драма «Увиденное и услышанное» или психологическая драма «Глоток воздуха». За роль в «Манке» Дэвида Финчера Сайфред даже получила свою первую и пока единственную номинацию на премию «Оскар». У Эгояна актриса уже снималась шестнадцать лет назад в детективном триллере «Хлоя». В «Семи вуалях» Сайфред вновь демонстрирует, что давно готова к серьезным ролям.

Эпикриз: для массового зрителя фестивальное кино почти всегда кажется нудным, затянутым и бессодержательным. «Семь вуалей» создан для своего зрителя. Обилие символики требует внимания и готовности к размышлениям. Тем, кто ожидает простого и прямолинейного повествования, фильм может показаться слишком затянутым или запутанным.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.03.2025 17:00
Комментарии 0
Наверх