Версия // Общество // Кому еще не нужна бывшая ведущая военная судоверфь Советского Союза «Море»

Кому еще не нужна бывшая ведущая военная судоверфь Советского Союза «Море»

8746

«Морская» болезнь военпрома


https://www.korabel.ru/shipbuilding/shipyard/sudostroitelnyy_zavod_more.html
В разделе

Судостроительную компанию «Море» в Феодосии «штормит» с постсоветских времен. Уникальная верфь не понадобилась Украине, чья власть разворовала и обанкротила ее. В российской «гавани» крымским корабелам тоже не нашлось применения. Здесь ей назначают уже третьего хозяина.

Время славы

Судостроительный завод «Море» существует в Приморском (пригород Феодосии) с 1938 года. Восстановленный после войны, завод стал выпускать скоростные военные катера. Его лучшие годы пришлись на 1970-1990, когда завод «Море» стал основным поставщиком катеров на подводных крыльях – как для ВМФ СССР, так и на экспорт. Здесь же строились гражданские пассажирские суда на подводных крыльях. В первые годы после распада Советского Союза завод «Море» продолжал стабильно работать, используя старые советские разработки. Оставшуюся с тех времен техническую документацию здесь считали своей.

Продать и поделить

Заштормило на «Море» при президенте Викторе Ющенко. К 2007 году завод находился в стадии банкротства, оборудование разграблено, заказов не было, долги по зарплате росли, специалисты уезжали. Борис Дейч, тогдашний спикер крымского парламента, ставший позже депутатом Верховной Рады от Партии Регионов, настаивал на том, что большое госпредприятие необходимо «порезать» на мелкие стоянки для яхт.

В 2008 году правительство Юлии Тимошенко решило выставить на продажу 96,26% акций завода. Приватизацию и распил главной военной верфи Украины отменили в последний момент.

Автора

Следующий казус случился в 2009 году, когда Минпромполитики Украины и государственная компания «Укрспецэкспорт» – куратор феодосийского завода –

заключили контракт с Китаем на постройку четырех малых десантных кораблей на воздушной подушке «Зубр». Корабль способен перевозить три основных танка весом до 150 тонн или 10 бронетранспортеров и 140 человек десанта.

Согласно условиям договорам, два корабля должны были быть построены в Феодосии, а еще два – в Китае. Для чего китайцам обещали передать техническую документацию. Против этого выступил узнавший о сделке «Рособоронэкспорт», поскольку разработчиком корабля было Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» из Санкт-Петербурга. Передавая Китаю документы, украинская сторона пошла на вопиющее нарушение интеллектуальных прав разработчика (России) и определенные положения межправительственных соглашений.

Скандал вышел большой, ситуацию усугубила трагедия: при достройке второго корабля 27 мая 2011 года погибли двое рабочих. На недостроенный корабль на воздушной подушке из-за критического износа оборудования и нарушения техники безопасности рухнул мостовой кран, у предназначенного китайцам «Зубра» пробило две палубы. Тем не менее, его все же достроили. И заказ в страшной спешке морем отправили в Китай – через два дня после появления в Крыму «вежливых людей».

В хорошие руки

В июне 2014 года Госсовет Крыма национализировал судостроительную компанию «Море», установив, что собственностью Республики Крым являются все ее движимое и недвижимое имущество. Российская власть имела намерение возобновить работу предприятия. Всем хотелось, чтобы на разоренном заводе скорее начали снова строить боевые корабли и гражданские суда. В 2016 году премьер правительства РФ Дмитрий Медведев разрешил «предоставить ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» на срок до 31 декабря 2020 года в аренду без проведения торгов недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности и переданное на праве хозяйственного ведения ФГУП «Судостроительный завод «Море».https://www.vpk-news.ru/news/33684

По теме

Завод «Море» стал филиалом весьма успешной частной кораблестроительной верфи Роберта Цатурова. Предполагалось, что «Пелла» вложит в переоснащение «Моря» около 1 млрд рублей. В 2014- 2016 годах здесь отремонтировали пять кораблей, в следующем не сдали заказчикам ни одного судна.

Не сработались

«Пелла», действительно, поделилась с феодосийцами деньгами, заказами, технологиями и рабочими. В торжественной обстановке началось строительство трех малых ракетных кораблей. Но питерцы с крымчанами не сработались. https://bmpd.livejournal.com/3504573.html Представители «Пеллы» утверждают, что вложили в обновление «Моря» 850 млн руб. Но в 2019 году «Море» через суд потребовало с питерского куратора 150 млн рублей недополученной прибыли – за совместную постройку кораблей.

До окончания срока договора аренды этот альянс не дотянул. В мае 2018 года «Море» преобразовали из государственного унитарного предприятия в акционерное общество. В качестве АО оно вошло в состав государственной корпорации «Ростех». В официальных заявлениях о будущем «Моря» верфь «Пелла» больше не фигурирует. Заложенные под телекамеры ракетные корабли не достроены, теперь сдать их обещают в 2022 году.

«Ростех» оценил ситуацию так: завод недозагружен и требует серьезной модернизации. В 2020 году в Счетной палате отмечали, что из-за санкций так и не было завершено строительство катера для устранения разливов нефти, поскольку не удалось закупить детали двигателя. Все последующие новости, в которых упоминался некогда славный судостроительный завод, произносились в будущем времени: предполагается, что завод войдет в состав концерна «Калашников», ведутся переговоры с властями Кубы о будущем строительстве прогулочных скоростных теплоходов «Комета» и рыболовецких траулеров. К 2025 году построят десять траулеров для промысла в Азово-Черноморском бассейне, акции завода переоценят – объявлен конкурс на эту услуг...

Не сработались-2

И вот новость последних дней: в рамках исполнения поручения президента РФ завод «Море» передадут в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

Оказалось, «Ростех» считал завод «Море» непрофильным для себя активом, поэтому не возражает против его передачи. Теперь уже ОСК обещает загружать завод военными заказами, которые подходят для этой площадки. Упомянули о перспективах развития и композитного судостроения, особенно с учетом того, что в Феодосии есть конструкторско-технологическое бюро «Судокомпозит»…

Бюро «Судокомпозит», надо понимать, каким-то образом последует за «Морем» в ОСК. Для справки: бывшее ГУП Республики Крым КТБ «Судокомпозит» акционировано (то есть подготовлено к приватизации) летом прошлого года и теперь принадлежит Министерству имущества Крыма.

Кстати сказать, по данным украинской базы юрлиц OpenDataUA, на 07.04.21 на Украине действует ООО Судостроительная компания «Море» с соответствующим адресом в Приморском (Феодосия). Ее владельцами являются Инобер холдинг ЛТД с Британских Вергинских островов (уставный взнос 1 млн грн - 99,99%) и Александр Ершов с 0,01%. Ершов имеет и право подписи.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.04.2021 14:15
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх