Версия // Бизнес // Как выживает петербургский бизнес, и почему Апрашка опять живее всех живых

Как выживает петербургский бизнес, и почему Апрашка опять живее всех живых

7378

Минтай да каша

Рынок «Апраксин двор» в Петербурге
В разделе

Изрядно надломленный различными ограничениями в эпоху ковида бизнес ныне по понятным причинам попал еще в более сложную ситуацию. Разберем основные позиции, от продуктового ретейла до автопродаж. Скорее всего, картина сейчас схожая по всей стране, но есть чисто питерские нюансы.

Отели

Санкт-Петербург наравне с Москвой – самый посещаемый город внутренними туристами (про внешних пока забудем), соответственно, развит отельный бизнес в разных его формах. Был развит. Сначала подкосил ковид, пандемия, различные властные ограничения, а теперь люди банально экономят деньги, не до жиру. Сейчас, в марте, заполняемость петербургских гостиниц снизилась на четверть. И это только разгон для падения, говорят отельеры. Бронирование идет крайне вяло. Вот тут как раз питерский нюанс – в туристической индустрии, в том числе отельной, задействованы не менее трех сотен тысяч горожан, это ранее были стабильные рабочие места, неплохо оплачиваемые, туда даже был кадровый отбор, а не набор.

К тому же отметим еще один фактор – последние годы власти Санкт-Петербурга активно боролись с хостелами в жилых домах, и этот рынок просел. В итоге цены на приличные гостиницы многим гостям города оказались не по карману. Не случайно ныне просел дорогой и средний сегмент рынка. «Загрузка рухнула,  - говорит владелец пятизвездочного отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы. - Мы вернулись в период пандемии 2020 года. На мартовские праздники загрузка отеля обычно составляла 95%. Но в этом году - 58%».

Тут надо отметить, что загрузка питерских отелей, а точнее, нынешняя разгрузка, обусловлена не только купированием туристического ручья, но и общим снижением деловой активности. Ведь командировочных обычно много. Сейчас с гулькин нос. Тем удивительней новость, что традиционный Петербургский экономический форум всё-таки состоится в июне. Тут лакшери-отельеры могут немного поправить своё благополучие.

Общепит

Мы говорим в этой статье про бизнес, про его проблемы, но и потребителей не забудем, ведь сосуды-то сообщающиеся. В сфере общественного питания в Санкт-Петербурге задействовано, как рассказали корреспонденту «Нашей версии» в комитете по развитию предпринимательства и потребительскому рынку администрации города, около полумиллиона горожан и мигрантов. Последний нюанс важен. Как рассказал источник в комитете, статистику вести трудно, но тенденции обозначить можно:

«Статистику по национальным кухням в последние годы не вели, но «на глазок» из семисот тысяч точек общепита превалируют так называемые «узбекские», хотя ИП формально может быть гражданин РФ. Это, прежде всего, многочисленные шавермочные, в том числе 24/7, и в центре и в спальных районах. Есть ли в последнее время уменьшение? Это началось еще с пандемии. Где-то пока на пятую часть. Многие мигранты просто вернулись на родину. Но всё-таки потребительский спрос на фаст-фуд довольно стабилен, а теперь, после ухода «Макдональдса», такие заведения «на коленке» может ожидать как минимум стабильность. А вот нестабильность, конечно, была в фудкортах, потому что торгово-развлекательные центры вынуждены были ввести куар-код, а до этого просто закрывали общепит на несколько месяцев. Сейчас работают, и дело потихоньку идет. Другое дело кафе и рестораны. У них жесточайший кризис – аренда помещений уже не окупается где-то год как. Закрытий полно, кто-то (обычно собственник помещения) пытается переждать тяжелые времена за счет личных накоплений. Но покупательская способность клиентов общепита значительно снизилась, что тут говорить. Этот бизнес под большой угрозой».

По теме

Известно, что импортные товары для закупок в общепит подорожали на 50-70%, а алкоголь теперь отпускается поставщиками только через полную предоплату. Однако при этом «еда на вынос», то бишь доставка, по словам участников рынка, по-прежнему актуальна. Этот бизнес пока не просел, или совсем немного. Но опасения имеются, опять-таки из-за платежеспособности населения.

Продукты

На днях Смольный анонсировал «комплекс мер по поддержке предпринимательства». Создан некий кризисный комитет из чиновников, депутатов и общественников, представляющих интересы бизнеса, который должен «замерять уровень запасов лекарств, продуктов и других товаров первой необходимости». Что касается лекарств, то дефицит уже наблюдается по многим позициям. Рассказывает инвалид второй группы Алексей С.: «У меня сосудистое заболевание, тромбоз – регулярно требуется препарат ксарелто для разжижения крови. В моей льготной аптеке на улице Испытателей, где как инвалиду мне выдавали лекарство бесплатно, его уже два месяца нет. А в обычной аптеке оно стоит 3 тысячи рублей. При моей пенсии в 14 тысяч – это разорительно, ведь еще и другие лекарства нужны, не говоря уж про еду».

Да, еда, конечно, главный маркер любого кризиса. В Петербурге многие сети ввели лимит на крупы и сахар, почему-то именно эти продукты люди сейчас закупают килограммами. По данным портала «Фонтанка.ру», в последние недели цены в продуктовых магазинах растут «на 2-3% в три дня». Но это, конечно, средняя температура по больнице. Так, в период с 6 по 15 марта сахар подорожал на 13%, помидоры на 12%, бананы на 11%». И это только официальные данные Росстата. Честно говоря, когда получаешь итоговый чек в магазине, кажется, что цены выросли значительно шустрее. И из очных наблюдений нашего корреспондента в продуктовых ретейлерах: непривычные очереди на десятки метров; скупка еды, как будто нужно пополнить Росрезерв – самое популярное – сахар, крупы, консервы, ну и водка, как без нее; разговоры между людьми о том, что непременно тот или иной продукт «скоро рванет». Как в песне Владимира Высоцкого про слухи.

Одежда, хозтовары, машины

На счет штанов и другой одежды. Из России ушли многие бренды - H&M, Puma, Mango, Women’secret, Zara, Mango, Bershka и другие. Торговые центры сейчас выглядят зловеще – закрытые на решетки секции напоминают американские тюрьмы в фильмах. Зато активно работают вещевые рынки, та же знаменитая Апрашка, которая Смольным как бы закрыта давным давно. Автор побывал там 14 марта – торговля идет вовсю, народу много, а ценник на одежду весьма гуманный. По данным издания «Деловой Петербург», сейчас на Апраксином рынке около трех тысяч торговых точек, и минимум треть из них торгует нелегальным товаром. Зато торгуют дешево. Сразу вспоминаются 90-е: тогда чуть ли не весь Петербург закупался на Апрашке, мерил штаны на морозе и на картонке за занавесочной, которую держала продавщица. А в 1992 году на рынок можно было попасть только... за деньги. На воротах стояли бандиты и взимали с каждого желающего пройти некую сумму. И платили. Всё равно так дешевле выйдет, чем в магазине. И вот Апрашка, одиозная, но почти культовая в Питере, вновь обрела актуальность и востребованность.

Еще про шмотки. Сейчас модно заказывать одежду по интернету из Китая. Действительно, несмотря на определенный процент казусов с размерами, это дешево и удобно. Но и китайские товарищи отреагировали на падение рубля относительно доллара – сейчас одежда по продажам онлайн подорожала минимум на треть. И тут точно регресс еще впереди.

Что касается хозяйственных товаров, также во многом завязанных на поставках из Китая, то те, кто имел накопления, скупили и в магазинах, и в сети прежде всего сантехнику, стиральные машины, микроволновые печи. А в розницу в хозмагах, по словам продавцов, в ходу обычные «лампочки Ильича». Ими запасаются впрок. Рекорд, наверное, - один покупатель приобрел 500 штук. Да будет свет.

Наконец, автомобили. Как сообщили в петербургском ГИБДД, на 1 марта 2022 года за гражданами Санкт-Петербурга зарегистрировано 1 миллион 709 тысяч 703 автомобиля – цифра весомая. И автовладельцы уже столкнулись с тем, что иномарки стало дороже обслуживать даже при мелком ремонте – зарубежных деталей остро не хватает. Что касается покупки новой машины, то тут не позавидуешь тому, кто мечтал и долго копил – цены на бюджетное авто иностранной марки выросли в 1,5-2 раза, и за считанные дни буквально. Удивительно, что продажи падают, а цены растут. Какой-то антизакон рынка. К тому же приостановили свою работу автомобильные заводы иностранных компаний, что в Петербурге, что в Ленобласти.

И последнее. Многих владельцев домашних животных сейчас тревожит прогноз, что корма для их любимцев исчезнут из продажи, а они почти все западного производства. Что тут сказать – раз импортозамещение, то оно должно быть во всем – раньше кошки прекрасно ели минтай, разбавленный кашей.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.03.2022 16:30
Комментарии 0
Наверх