Изрядно надломленный различными ограничениями в эпоху ковида бизнес ныне по понятным причинам попал еще в более сложную ситуацию. Разберем основные позиции, от продуктового ретейла до автопродаж. Скорее всего, картина сейчас схожая по всей стране, но есть чисто питерские нюансы.
Отели
Санкт-Петербург наравне с Москвой – самый посещаемый город внутренними туристами (про внешних пока забудем), соответственно, развит отельный бизнес в разных его формах. Был развит. Сначала подкосил ковид, пандемия, различные властные ограничения, а теперь люди банально экономят деньги, не до жиру. Сейчас, в марте, заполняемость петербургских гостиниц снизилась на четверть. И это только разгон для падения, говорят отельеры. Бронирование идет крайне вяло. Вот тут как раз питерский нюанс – в туристической индустрии, в том числе отельной, задействованы не менее трех сотен тысяч горожан, это ранее были стабильные рабочие места, неплохо оплачиваемые, туда даже был кадровый отбор, а не набор.
К тому же отметим еще один фактор – последние годы власти Санкт-Петербурга активно боролись с хостелами в жилых домах, и этот рынок просел. В итоге цены на приличные гостиницы многим гостям города оказались не по карману. Не случайно ныне просел дорогой и средний сегмент рынка. «Загрузка рухнула, - говорит владелец пятизвездочного отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы. - Мы вернулись в период пандемии 2020 года. На мартовские праздники загрузка отеля обычно составляла 95%. Но в этом году - 58%».
Тут надо отметить, что загрузка питерских отелей, а точнее, нынешняя разгрузка, обусловлена не только купированием туристического ручья, но и общим снижением деловой активности. Ведь командировочных обычно много. Сейчас с гулькин нос. Тем удивительней новость, что традиционный Петербургский экономический форум всё-таки состоится в июне. Тут лакшери-отельеры могут немного поправить своё благополучие.
Общепит
Мы говорим в этой статье про бизнес, про его проблемы, но и потребителей не забудем, ведь сосуды-то сообщающиеся. В сфере общественного питания в Санкт-Петербурге задействовано, как рассказали корреспонденту «Нашей версии» в комитете по развитию предпринимательства и потребительскому рынку администрации города, около полумиллиона горожан и мигрантов. Последний нюанс важен. Как рассказал источник в комитете, статистику вести трудно, но тенденции обозначить можно:
«Статистику по национальным кухням в последние годы не вели, но «на глазок» из семисот тысяч точек общепита превалируют так называемые «узбекские», хотя ИП формально может быть гражданин РФ. Это, прежде всего, многочисленные шавермочные, в том числе 24/7, и в центре и в спальных районах. Есть ли в последнее время уменьшение? Это началось еще с пандемии. Где-то пока на пятую часть. Многие мигранты просто вернулись на родину. Но всё-таки потребительский спрос на фаст-фуд довольно стабилен, а теперь, после ухода «Макдональдса», такие заведения «на коленке» может ожидать как минимум стабильность. А вот нестабильность, конечно, была в фудкортах, потому что торгово-развлекательные центры вынуждены были ввести куар-код, а до этого просто закрывали общепит на несколько месяцев. Сейчас работают, и дело потихоньку идет. Другое дело кафе и рестораны. У них жесточайший кризис – аренда помещений уже не окупается где-то год как. Закрытий полно, кто-то (обычно собственник помещения) пытается переждать тяжелые времена за счет личных накоплений. Но покупательская способность клиентов общепита значительно снизилась, что тут говорить. Этот бизнес под большой угрозой».
Дети обожают играть в прятки и догонялки, и родители могут извлечь из этого пользу. Игры и другие регулярные занятия, которые логопеды называют рутинами, могут сыграть большую роль в развитии речи у детей.
Известно, что импортные товары для закупок в общепит подорожали на 50-70%, а алкоголь теперь отпускается поставщиками только через полную предоплату. Однако при этом «еда на вынос», то бишь доставка, по словам участников рынка, по-прежнему актуальна. Этот бизнес пока не просел, или совсем немного. Но опасения имеются, опять-таки из-за платежеспособности населения.
Продукты
На днях Смольный анонсировал «комплекс мер по поддержке предпринимательства». Создан некий кризисный комитет из чиновников, депутатов и общественников, представляющих интересы бизнеса, который должен «замерять уровень запасов лекарств, продуктов и других товаров первой необходимости». Что касается лекарств, то дефицит уже наблюдается по многим позициям. Рассказывает инвалид второй группы Алексей С.: «У меня сосудистое заболевание, тромбоз – регулярно требуется препарат ксарелто для разжижения крови. В моей льготной аптеке на улице Испытателей, где как инвалиду мне выдавали лекарство бесплатно, его уже два месяца нет. А в обычной аптеке оно стоит 3 тысячи рублей. При моей пенсии в 14 тысяч – это разорительно, ведь еще и другие лекарства нужны, не говоря уж про еду».
Да, еда, конечно, главный маркер любого кризиса. В Петербурге многие сети ввели лимит на крупы и сахар, почему-то именно эти продукты люди сейчас закупают килограммами. По данным портала «Фонтанка.ру», в последние недели цены в продуктовых магазинах растут «на 2-3% в три дня». Но это, конечно, средняя температура по больнице. Так, в период с 6 по 15 марта сахар подорожал на 13%, помидоры на 12%, бананы на 11%». И это только официальные данные Росстата. Честно говоря, когда получаешь итоговый чек в магазине, кажется, что цены выросли значительно шустрее. И из очных наблюдений нашего корреспондента в продуктовых ретейлерах: непривычные очереди на десятки метров; скупка еды, как будто нужно пополнить Росрезерв – самое популярное – сахар, крупы, консервы, ну и водка, как без нее; разговоры между людьми о том, что непременно тот или иной продукт «скоро рванет». Как в песне Владимира Высоцкого про слухи.
Одежда, хозтовары, машины
На счет штанов и другой одежды. Из России ушли многие бренды - H&M, Puma, Mango, Women’secret, Zara, Mango, Bershka и другие. Торговые центры сейчас выглядят зловеще – закрытые на решетки секции напоминают американские тюрьмы в фильмах. Зато активно работают вещевые рынки, та же знаменитая Апрашка, которая Смольным как бы закрыта давным давно. Автор побывал там 14 марта – торговля идет вовсю, народу много, а ценник на одежду весьма гуманный. По данным издания «Деловой Петербург», сейчас на Апраксином рынке около трех тысяч торговых точек, и минимум треть из них торгует нелегальным товаром. Зато торгуют дешево. Сразу вспоминаются 90-е: тогда чуть ли не весь Петербург закупался на Апрашке, мерил штаны на морозе и на картонке за занавесочной, которую держала продавщица. А в 1992 году на рынок можно было попасть только... за деньги. На воротах стояли бандиты и взимали с каждого желающего пройти некую сумму. И платили. Всё равно так дешевле выйдет, чем в магазине. И вот Апрашка, одиозная, но почти культовая в Питере, вновь обрела актуальность и востребованность.
Еще про шмотки. Сейчас модно заказывать одежду по интернету из Китая. Действительно, несмотря на определенный процент казусов с размерами, это дешево и удобно. Но и китайские товарищи отреагировали на падение рубля относительно доллара – сейчас одежда по продажам онлайн подорожала минимум на треть. И тут точно регресс еще впереди.
Что касается хозяйственных товаров, также во многом завязанных на поставках из Китая, то те, кто имел накопления, скупили и в магазинах, и в сети прежде всего сантехнику, стиральные машины, микроволновые печи. А в розницу в хозмагах, по словам продавцов, в ходу обычные «лампочки Ильича». Ими запасаются впрок. Рекорд, наверное, - один покупатель приобрел 500 штук. Да будет свет.
Наконец, автомобили. Как сообщили в петербургском ГИБДД, на 1 марта 2022 года за гражданами Санкт-Петербурга зарегистрировано 1 миллион 709 тысяч 703 автомобиля – цифра весомая. И автовладельцы уже столкнулись с тем, что иномарки стало дороже обслуживать даже при мелком ремонте – зарубежных деталей остро не хватает. Что касается покупки новой машины, то тут не позавидуешь тому, кто мечтал и долго копил – цены на бюджетное авто иностранной марки выросли в 1,5-2 раза, и за считанные дни буквально. Удивительно, что продажи падают, а цены растут. Какой-то антизакон рынка. К тому же приостановили свою работу автомобильные заводы иностранных компаний, что в Петербурге, что в Ленобласти.
И последнее. Многих владельцев домашних животных сейчас тревожит прогноз, что корма для их любимцев исчезнут из продажи, а они почти все западного производства. Что тут сказать – раз импортозамещение, то оно должно быть во всем – раньше кошки прекрасно ели минтай, разбавленный кашей.