Дети обожают играть в прятки и догонялки, и родители могут извлечь из этого пользу. Игры и другие регулярные занятия, которые логопеды называют рутинами, могут сыграть большую роль в развитии речи у детей.
Рутины и их ключевые свойства
Вероника Малькова, логопед с 15-летним стажем и авторкой блога «Я говорю», рассказала, что из себя представляют рутины и почему повторяющиеся активности так важны для развития коммуникативных навыков. Рутины — это регулярно повторяющиеся активности, в которых вы участвуете совместно с ребенком. Прием пищи, прогулка, смена подгузников, купание в ванне — все это примеры типичных рутин. С точки зрения логопеда, именно эти активности играют большую роль в установлении контакта с ребенком и включения его в диалог.
Все рутины имеют несколько общих свойств:
• Это процессы, которые всегда состоят из серии шагов. К примеру, подготовка ребенка к ночному сну зачастую включает себя надевание пижамы, чистку зубов, чтение сказки и выключение света.
• Все эти шаги чаще всего следуют друг за другом в одной и той же последовательности, а слова, звуки и жесты, являющиеся частью каждого шага, используются в определенное время. Это делает рутины предсказуемыми, что позволяет ребенку быстро выучить их распорядок.
• Рутины повторяются множество раз, так что ребенок запоминает все шаги, слова, звуки и жесты, которыми сопровождается процесс. В какой-то момент он настолько хорошо овладевает ими, что начинает намного меньше полагаться на ваше руководство в процессе.
• Каждая рутина подразумевает отыгрыш разных ролей. Сперва ребенок знакомится только с одной из них, но со временем он начинает изучать и вашу роль. Когда он подрастет, он станет достаточно опытным, чтоб попробовать другую роль, а затем и вовсе сможет сам запускать процесс рутины.
На сайте «Я говорю» занятия с лучшим логопедом онлайн могут также быть повторяющейся деятельностью, которая вызывает интерес у ребенка и помогает ему научиться коммуницировать с окружающими. Отдельным плюсом занятий будет наличие опытного специалиста, который хорошо понимает все нюансы детской психики и знает, как наладить контакт с ребенком.
Эмоционально насыщенные игры как эффективные виды рутин
Хотя взрослые могут использовать любые рутины для того, чтобы научить детей основам коммуникации, эмоционально насыщенные игры показали себя особенно эффективными для достижения этой цели.
Как легко догадаться, речь идет о рутинных играх, в которых вы участвуете совместно с ребенком, и которые доставляют ему большое удовольствие. Такие игры чаще всего очень просты для понимания и содержат пиковый эмоционально положительный момент, которые запоминается ребенку лучше всего.
К примеру, когда вы играете с ребенком в догонялки и наконец ловите его, он испытывает приятное облегчение после процесса побега — и в то же время это приятное чувство мотивирует его сыграть снова. Такого рода эмоциональные пики могут быть настолько мощными, что дети выучивают свои первые слова именно во время игр.
Прятки
Дети находят неожиданности и сюрпризы крайне увлекательными, и потому прятки им очень интересны. Каждый раз, когда вы решаете сыграть с ребенком в эту игру, старайтесь использовать одни и те же слова, чтобы ребенок научился соотносить их с ситуацией и контекстом. Например, вы можете прятать свою голову под одеялом и спрашивать: «Где мама?», или говорить «Нашла!», когда обнаруживаете, где ребенок спрятался.
Нейронспецифическая энолаза (NSE, от англ. Neuron-Specific Enolase) – это изофермент энолазы, который принимает участие в метаболизме нейронов и нейроэндокринных клеток.
Хорошей идеей будет объявлять о начале игры в таком духе: «Сейчас мы будем играть в прятки». Не забывайте приговаривать «Где же [имя ребенка]?» и «Тут его/ее нет» во время поиска, чтобы закрепить ключевые слова.
Важно помнить, что прятки интересны ребенку только тогда, когда процесс поиска интенсивен. Ваша задача — создать волнительное напряжение. Если найти ребенка слишком быстро, он не успеет почувствовать азарт игры, но если искать его чересчур долго, то игра успеет надоесть.
Догонялки
Догонялки и прятки имеют схожую динамику и эмоциональные пики, потому процесс игры выглядит похожим образом. Старайтесь объявлять о своих действиях: фразы в духе «Я иду!», «Я поймаю тебя!» и «Поймала!» очень легко и быстро становятся привычными речевыми конструкциями и хорошо усваиваются благодаря эмоциональной напряженности игры.
Песни и потешки
Детские песни помогают ребенку легко вступить во взаимодействие с вами, и потому могут быть очень полезны для обучения. Некоторые песни могут также сопровождаться образными действиями — например, «Сорока-ворона» поется вместе с выполнением движения пальчиком по раскрытой ладошке и последующим сжиманием кулачка. Песенки и потешки не только веселят детей, но и позволяют им научиться опережать жесты, слова и звуки, которые они слышали много раз и потому хорошо запомнили.
Создание собственных рутин
Прелесть рутин в том, что любой родитель может создавать их самостоятельно — до тех пор пока активность содержит все четыре вышеперечисленных свойства. Если ваш ребенок неожиданно обнаруживает интерес к определенной деятельности и вы замечаете положительный эмоциональный отклик, вы можете превратить ее в рутину и использовать для обучения языку и взаимодействию.
Собственные рутины могут выглядеть как угодно — например, совместная проверка почтового ящика или чтение любимой сказки. Главное — наладить контакт и давать ребенку достаточно информации, чтобы он впоследствии смог ее использовать и сменить свою роль во взаимодействии.