// // Как интернет превращается в музыкальную кузницу кадров

Как интернет превращается в музыкальную кузницу кадров

400

Раздался голос из «помойки»

Долгое время Пётр Налич был виртуальным персонажем.
Фото: ИТАР-ТАСС
Долгое время Пётр Налич был виртуальным персонажем. Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

У продюсеров и музыкальных лейблов всего мира появился серьёзный конкурент – Всемирная паутина. Всё больше звёзд рождается именно на просторах Сети, и лишь потом они выходят на сцену и выпускают альбомы в реальном пространстве. Как живётся в Интернете новому поколению музыкантов и чем это грозит существующему миру шоу-бизнеса, выяснял корреспондент «Нашей Версии».

Интернет – конкурент серьёзный, а всё потому, что любой меломан может скачать понравившуюся ему мелодию, не тратя времени и денег на походы в магазины. Кроме того, в отличие от телевидения и радио, где балом правят продюсеры, Сеть предоставляет полную свободу выбора, с одной стороны, и отсутствие монополии – с другой. Так что подчас для начинающих музыкантов засветиться в Интернете и положить начало карьере там гораздо проще и выгоднее, чем долго и нудно искать продюсера. Ротация на ТВ и радио стоит немалых денег, а выложить свои творения и клипы в Сети можно абсолютно бесплатно.

«Молодые исполнители с большим энтузиазмом относятся к Интернету, поскольку видят в этом возможность быстро найти своего слушателя. Именно они чаще всего заявляют о том, что лейблы больше не нужны», – говорит музыкальный критик и обозреватель журнала Rolling Stone Андрей Бухарин.

Юный талант выкладывает свой трек во Всемирную паутину и получает реакцию независимого слушателя. У слушателя, в свою очередь, тоже полная свобода выбора: если музыка хорошая, он её будет слушать. Плюс появляется возможность составлять свой трек-лист так, как ему нравится, а не так, как он навязывается в магазинах. «Не думаю, что кто-то может сейчас достоверно предсказать, что будет с рекорд-компаниями через пять лет, – поделился Бухарин. – Лейблы сейчас действительно загибаются, мучительно ищут способы продавать музыку через Интернет, но как это будет реализовываться в России, где всё по-прежнему легко скачать бесплатно, трудно сказать».

Уход от привычной традиции выпуска альбомов через лейблы к «выстреливанию» синглами через Интернет – вариант, но не выход. «Я, видимо, уже старый человек и привык воспринимать музыку альбомами, – признаётся г-н Бухарин. – Я никогда не оцениваю группу в масштабе отдельно взятой песни. Хотя сейчас действительно кажется, что быстрее и логичнее выпускать отдельные хиты и видеоклипы, чтобы затем уже начинать «чесать» по корпоративам».

Вскоре её трек Smile возглавил британские чарты и опередил хит Шакиры. Окрылённая успехом молодая звезда выпустила дебютный альбом Alright, Still.

Ещё одно интернет-открытие – Келвин Харрис, бывший подсобный рабочий в универмаге, также стал знаменитым благодаря Сети. Пять лет назад парень из маленького города в Шотландии зарегистрировался в MySpace и начал активно выкладывать на своей страничке авторские треки. В итоге он добился такого резонанса, что ему удалось даже заключить контракт с рекорд-компанией EMI. А потом сама Кайли Миноуг пригласила Харриса для записи своего нового альбома. Собственный альбом Харриса вышел в Британии летом 2007 года. Песня Acceptable in the 80s взорвала британские чарты и стойко держалась в десятке хитов в течение полумесяца. В свой промо-тур по Англии новоиспечённая звезда отправилась вместе с всемирно известными группами Groove Armada и Faithless. Концерты имели такой успех, что в сентябре этого года состоялся международный релиз альбома.

По теме

Ещё одна кузница новых талантов – ресурс YouTube. Нынешнюю звезду MTV американскую поп-певицу Рианну будущий продюсер нашёл именно на этом сайте с домашней записью песни. В недрах Сети обрела славу и американская певица Терри Наоми – автор и композитор своих песен. В конкурсе, организованном YouTube, девушка победила в номинации «Лучшее музыкальное видео». Ей удалось подписать контракт со студией Island Records.

18-летняя певица из Голландии Эсме Дентерс получила известность на YouTube благодаря кавер-версиям песен Бейонс и Кристины Агилеры. Её исполнение привлекло внимание звезды поп-сцены Джастина Тимберлейка. Звезда по собственному почину подписал контракт с начинающей исполнительницей. Отныне голландская певица сотрудничает с лейблом звукозаписи, принадлежащим Тимберлейку. Сейчас в Интернете можно найти видео, в котором Дентерс исполняет песню Тимберлейка What Goes Around... Comes Around. В финале клипа, к всеобщему удивлению, Тимберлейк объявляет с экрана: «Она поёт мою песню лучше меня». Карьера Дентерс складывается весьма удачно, в скором времени девушка примет участие в европейском туре Джастина.

«Лейблы студий звукозаписи – вымирающие динозавры, которые знают о своей скорой смерти и покорно её ожидают, – убеждён музыкант и режиссёр Роб Зомби. – Меня удивляет, что они даже толком не пытаются бороться за собственное существование. С записью композиций на дисках уже практически покончено. Эта система исчерпала себя – она уже неэффективна. А скачивание музыки вовсе не так круто. Но с дисками исчезнет и что-то важное в музыкальной индустрии. Ведь вы не можете подойти к любимому музыканту и сказать: «Поставьте автограф, пожалуйста, на скачанной мелодии». Музыка становится анонимной, ничьей».

О подлинной революции в музыкальной индустрии заговорили, когда в октябре 2007 года известная рок-группа Radiohead объявила о выходе нового альбома In Rainbows. Музыканты выложили его на своём официальном сайте. Посетителям предлагалось скачать mp3 треки и заплатить за них по своему усмотрению любой суммой либо не платить вовсе. «Мы готовы рисковать. Но мы верим, что люди готовы будут отдать свои деньги за ту классную музыку, которую мы делаем», – заявил менеджер группы Брайс Эдж ещё до начала акции. Расчёт оказался верен: фанаты британской команды платили за альбом просто из принципа. Только в первый день продаж он был скачан 1,2 млн. пользователей.

Теперь Всемирной паутиной не гнушаются и мировые звёзды: Jamiroquai, Nine Inch Nails и братья Галлахер из Oasis тоже выкладывают свои композиции в Интернете. А в прошлом году на сайте YouTube состоялась премьера нового клипа экс-Битла Пола Маккартни Dance Tonight из очередного, 21-го альбома Memory Almost Full.

В последнее время и в российском сегменте Интернета стало появляться всё больше новых музыкальных исполнителей. Благодаря Сети их композиции вмиг становятся популярными.

В этом смысле показательна история проекта из Владивостока. Коллектив ни разу даже не выступал живьём, зато только с их официальной страницы в месяц скачивают песни десятки тысяч пользователей.

Ещё одна звезда Интернета – московский исполнитель Пётр Налич. Его снятый за пять копеек и сделанный фактически на коленках клип на песню Gitar в Интернете посмотрели более 3 млн. человек. Появились даже пародии. Вот якобы два американца словно в отместку поют песню на ломаном русском. Сегодня Пётр Налич – это уже проект, шесть музыкантов, директор группы, технический персонал, первый альбом и, как полагается, поклонницы и автографы после концерта.

«В конце прошлого года появилась отличная группа «Барто», – рассказал Андрей Бухарин, – которая стала заметна в Интернете, а потом уже была издана на лейбле Артемия Троицкого».

«Барто» – коллектив, существующий на стыке жанров электроклэш и электропанк. Используя в качестве производственного сырья электросаунд 90-х, «Барто» добавляет ненормативную лирику с ярко выраженным ироничным и социальным подтекстом. Интересно, что обычный в таких проектах расклад – когда девочка пишет тексты и стоит перед микрофоном, пока мальчики делают звук, – здесь перевёрнут. Алексей Отраднов отвечает за идеологию и пишет жёсткие матерные тексты от лица лирической героини, а исполняющая эту роль Мария Любичева пишет музыку и занимается аранжировками. Первый альбом группы «Барто» был выложен в Интернете сразу же после релиза. И большинство познакомились с ним, скачав его, а не купив пластинку.

«Дело в том, что институт альбома вообще умирает, – считает музыкальный критик Артемий Троицкий. – По мере того как музыка записывается с аудионосителя в Интернет, необходимость в записи и выпуске альбома как набора песен в общем-то отпадает. Поэтому всё больше артистов фокусируются на песнях, можно назвать их и синглами, а не на альбомах. Я считаю, что это вполне логично, хотя мне немного жаль, так как я, человек пожилой, вырос и был воспитан именно на альбомной культуре».

Интернет всё больше набирает обороты и вытесняет с площадки перед сценой не только продюсеров, но и всю рекорд-индустрию. Сеть открывает новые возможности – появляется альтернативная музыка, зачастую жёсткая, с ненормативной лексикой, но гораздо интереснее музыки тех марионеток, которые скачут на нашем ТВ. Всемирная паутина даёт то, что отсутствует на нашем ТВ и радио – она даёт свободу выбора: хочешь – слушай хард-рок, а хочешь – Диму Билана, – и все довольны.

Опубликовано:
Отредактировано: 22.12.2008 14:27
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх