// // Правительство, музеи и церковь обсуждают дальнейшую судьбу иконы Андрея Рублёва

Правительство, музеи и церковь обсуждают дальнейшую судьбу иконы Андрея Рублёва

385

Спорная троица

Правительство, музеи и церковь обсуждают дальнейшую судьбу иконы Андрея Рублёва
В разделе

Вокруг «Троицы» Андрея Рублёва, находящейся в Третьяковской галерее, разгорелся настоящий скандал. Икону планируют вывезти летом следующего года в Троице-Сергиеву лавру для проведения праздничного богослужения. Искусствоведы настаивают, что это может привести к гибели шедевра Андрея Рублёва. Церковнослужители, в свою очередь, считают, что «Троица», как и другие иконы, это прежде всего «не предмет искусства, а православная святыня, предназначенная для молитв».

Старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Третьяковки Левон Нерсесян в Интернете в своём блоге в ЖЖ проинформировал общественность, что в июне 2009 года «Троица» на три дня «переедет» в Троице-Сергиеву лавру для проведения праздничного богослужения. Как утверждает Нерсесян, сохранить икону можно только одним способом: «не трогать её и сохранять постоянную температуру и влажность». Транспортировка же «Троицы» за 70 километров от Москвы даже в специальном хранилище может привести к потере шедевра древнерусской живописи.

Между тем министр культуры РФ Александр Авдеев и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обсуждали возможность временного перемещения иконы Андрея Рублёва в Троице-Сергиеву лавру на время праздника ещё в сентябре. Но официального решения так и не было принято. Затем прошли заседания с привлечением специалистов и экспертов по древнерусской живописи. Искусствоведы были практически единодушны. Так, завотделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания Министерства культуры Лев Лившиц категорически против экспонирования «Троицы»: «Три дня в храме для иконы могут оказаться губительными, а ведь её туда ещё надо доставить, а потом перевезти обратно».

С этим мнением согласен и директор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря Алексей Владимиров. «Проблема не только в том, что транспортировка и пребывание в неприспособленном помещении могут оказать пагубное воздействие на икону, проблема и в постановке вопроса. Сейчас взяли икону на несколько дней, потом и вовсе забрали. «Троица» – достояние всей нации, а не церкви, поэтому должна находиться в музее».

А вот , – уверен он.

Дирекция Третьяковской галереи тоже уверена, что выход есть. Нужно будет изготовить специальную капсулу для перевозки иконы, где будут поддерживаться необходимый температурный режим и режим влажности, а также либо приобрести, либо взять в аренду специальный автомобиль для того, чтобы «Троица» не подвергалась тряске. Цена вопроса – 200 тыс. долларов.

Представители церкви придерживаются несколько иной точки зрения. «В запасниках Третьяковской галереи находятся тысячи икон, вывезенных из разных храмов, и, насколько я знаю, хранятся они в очень хороших условиях, но их никто не видит. А ведь иконы не предмет искусства, а православная святыня, предназначенная для молитв, – говорит заместитель руководителя пресс-службы Московской патриархии Михаил Моисеев. – «Троицу» должны увидеть верующие… Толком непонятно, почему вдруг именно «Троица» стала причиной такого раздора. Ведь музеи уже не в первый раз предоставляют иконы для православных праздников. Та же Третьяковка на протяжении последних 14 лет предоставляет икону Донской Божией Матери в день её праздника, 1 сентября, для службы в Донском монастыре и поклонения верующих. Несколько раз из храма Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее вывозилась и знаменитая Владимирская икона Богородицы. Все иконы перевозились в специальных ящиках, в которых поддерживаются необходимые влажность и температура для сохранения реликвии».

По теме

Правда, казначей Лавры архимандрит Порфирий (Шутов), пытаясь пресечь споры, сообщил, что окончательное решение таких вопросов всё же остаётся за музейщиками. «Да, нам очень хотелось бы увидеть «Троицу» во время праздника, – заявил он. – Но если эксперты скажут своё категоричное нет, значит, так тому и быть».

Впрочем, споры вокруг «Троицы» и других шедевров древнерусской живописи пресечь в ближайшее время вряд ли удастся. Вот уже 20 лет вопрос о том, где должны храниться христианские святыни, в музеях или храмах, возникает с завидным постоянством. Тем более что РПЦ периодически заявляет о своих правах на произведения искусства, которые представляют национальное достояние и находятся на хранении в музеях. Так, Александро-Невская лавра претендует на серебряную гробницу Александра Невского, хранящуюся в Эрмитаже, а в Русский музей регулярно обращается духовенство из Торопца, требуя возвращения чудотворной Ефесской иконы Божией Матери. С принятием некоего законодательного акта о том, где должны храниться произведения искусства, по одной интерпретации, или святыни церкви – по другой, в музеях или храмах – этот вопрос теоретически возможно решить. Однако вряд ли стоит ожидать, что подобный закон будет принят в ближайшее время. А стало быть, и скандалы будут вспыхивать практически по любому поводу, подтверждением чего является нынешняя шумиха вокруг «Троицы».

Опубликовано:
Отредактировано: 03.12.2008 11:13
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх