Версия // Общество // К правительству обратились с предложением отсрочить введение «закона о такси» из-за роста цен

К правительству обратились с предложением отсрочить введение «закона о такси» из-за роста цен

1764

Пора тормозить

К правительству обратились с предложением отсрочить введение «закона о такси» из-за роста цен (фото: wikimedia commons/Mos.ru)
В разделе

Вице-спикер Госдумы Борис Чернышов предложил правительству отсрочить введение некоторых требований нового закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в России». Во многих российских регионах в сентябре отмечается резкий скачок цен на такси. Новый закон может спровоцировать очередное повышение.

Правительство попросили отложить вступление в силу ряда требований закона, соответствующее письмо поступило в адрес первого вице-премьера России Андрея Белоусова. Документ направил в правительство вице-спикер Госдумы Борис Чернышов. Как сообщают «Известия», в письме указывается на резкое повышение цен на услуги такси в ряде регионов страны. Рост цен обусловлен рядом факторов, в числе которых подорожание автомобилей, топлива, необходимость индексации зарплаты таксистам.

В обращении указано, что, согласно данным Росстата, стоимость поездки на такси выросла до максимальных значений за последние десять лет и сейчас составляет 32,5 рубля в расчёте на 1 километр. Дальнейшему повышению цен на услуги такси поспособствует данный закон. Некоторые категории водителей не смогут продолжать работать в такси, так как они не способны выполнить предъявленные им требования.

Так, в соответствии с законом, власти регионов получили право устанавливать требования к цвету машин такси, их внешнему оформлению, экологическому классу. Эти требования разнятся в зависимости от региона. В Татарстане автомобили такси могут быть только бело-жёлтыми, а в Костроме допустимы лишь белый или чёрный цвета.

Как отметил Чернышов, для соблюдения новых предписаний водители вынуждены нести дополнительные расходы, либо прекращать работать в такси, либо переходить на нелегальное положение. В письме отмечается, что цвет такси никак не влияет на безопасность перевозок или качество оказываемых пассажирам услуг.

К числу выплат добавились тарифы по ОСАГО, которые могут быть в 7 и более раз выше, чем для других автовладельцев. В число новых трудностей авторы письма включили выполнение требования по аттестации водителей такси на знание населённых пунктов. В письме отмечается, что важнейшей задачей сейчас является защита россиян о роста цен на услуги такси. В связи с этим предлагается отсрочить вступление в силу этих норм до 2025 года, так как они являются трудновыполнимыми, но при этом напрямую влияют на стоимость поездок.

Уйдут в подполье

По данным газеты, объединения таксистов также выступают против новшеств: они принялись направлять жалобы региональным властям. К примеру, Объединение самозанятых России, в котором состоят 70 тысяч перевозчиков, призвало губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко отказаться от решения по обязательным цветам для такси – белому с жёлтой полосой. Это требование создаёт непреодолимые препятствия для самозанятых таксистов, использующих личные автомобили, так как возникает необходимость в изменении цвета машин. Таксисты, которые не смогут выполнить данное требование, либо уйдут из сферы, либо станут работать нелегально.

Эти расходы обязательно будут включены в стоимость поездок на такси, отметил глава организации Игорь Жмакин. По его словам, проблема заключается не только в повышении цен, но и в том, что многие таксисты уйдут в тень. Это небезопасно как для пассажиров, так и для самих водителей такси. Сфера может откатиться во времена 90-х, когда телефоны таксистов вешались на заборах.

По теме

В регионах наблюдается ещё одна проблема, связанная со сферой такси. Там отсутствует инфраструктура для проведения медосмотров водителей. Заняться её созданием должны были региональные власти.

Журналисты узнали у крупных представителей отрасли их мнение о законе. Пресс-секретарь сервиса «Максим» Павел Стенников пояснил, что в регионах повышение цен на такси было минимальным, пока не заработал новый закон. По его словам, если в субъектах к сфере такси применят требования, взятые из столичной модели, это приведёт к более ощутимому повышению цен и снижению объёмов перевозок, чем в Москве. Работать останутся всего 5–10 процентов водителей, а стоимость поездок кратно возрастёт вместе с многократным падением объёмов перевозок. Он добавил, что это уже подтвердилось результатами экспериментов в Иркутске, Владивостоке и Чите.

Эксперт считает, что в российской столице другая причина повышения цен. Оно также болезненно для местных жителей, пользующихся услугами такси, однако вызвано не новыми требованиями. Город уже несколько лет живёт по этим нормам и исполняет их. По словам Стенникова, город стал заложником таксопарковой модели, которая была создана и поддерживается во многом искусственно, за счет субсидий и преференций водителям такси. К 2023 году сформировалась совокупность факторов, влияющих на ценовую политику в столице. Кроме того, в городе нет такого сегмента, как подработчики на личных машинах, так как они не могут исполнить действующие требования. В регионах именно эта категория водителей забирает часть пассажиропотока в пиковые нагрузки, тогда как в столице спрос уменьшается за счёт кратного увеличения стоимости перевозки в эти периоды.

Должно пройти время

Глава центра компетенций Общественного института развития такси МЕФТ Станислав Швагерус в беседе с изданием отметил, что регионы, за исключением Свердловской области, оказались не готовы к вступлению нововведений в силу. Он пояснил, что в регионах появилась ещё одна трудность: для подачи заявления физлицами через Госуслуги нужна специальная электронная подпись. При этом у многих водителей есть проблемы даже с верификацией аккаунтов на сервисе. Это значительно снижает круг лиц, которые хотели бы работать в такси. Как отметил эксперт, этой проблемой уже занялся Минтранс. Он также пояснил, что закон не подразумевает никакого финансирования его реализации за счёт региональных бюджетов.

Количество задач в сфере регулирования работы такси растёт, однако в регионах не увеличивается число ответственных за это сотрудников профильных министерств, добавил эксперт. Как отметил Швагерус, Минтранс РФ заявлял, что регионам нужно будет единоразово направить на эти цели около 30 миллионов рублей, а затем каждый год вливать ещё по 10 миллионов. Такие финансовые вливания регионы не могут себе позволить. По мнению эксперта, данный закон может подвергнуться пересмотру, но до этого должно пройти определённое количество времени, необходимо провести анализ его правоприменительной практики, чтобы определить, какие нормы работают, а какие нуждаются в корректировке или отмене.

По данным на начало сентября, средний чек за услуги такси в России составил 451 рубль – на 6 процентов выше показателей за сентябрь прошлого года. По сравнению с августом 2023 года, средняя стоимость поездки увеличилась на 10 рублей.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.09.2023 16:35
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх