// // К окончанию 2015 года литературы в России

К окончанию 2015 года литературы в России

2264

Игра в классики. Часть 3

4
В разделе

Как мы и обещали, продолжаем тему современного книгоиздательства по итогам 2015 года – года литературы в РФ. Проведем собственное независимое журналистское расследование, обсудим настоящее российского книгоиздания, вспомним немного истории и сделаем выводы, будучи «на острие» вопроса.

Говорят, что книга сегодня умерла. К ней, (да и не только к ней), у людей пропал интерес. Дескать, её заменил Интернет. Она существенно подорожала, тиражи книг упали и так далее. Давно ли в «самой читающей стране мира» поселились подобные разговоры? Что из сказанного - правда, а где - вымысел?

В СССР 1960-х и вплоть до середины 1980-х годов что-то интересное из книг можно было достать только по знакомству, «по блату», у книжных спекулянтов или пройдя сквозь тернии макулатурной эпопеи. Притом, что интерес к книгам у населения был без преувеличения огромен! Полки домашних (и не только домашних) библиотек, украшали романы Льва Толстого, Теодора Драйзера, Эмиля Золя и других классических авторов, привлекали внимание красиво изданные поэтические произведения Пушкина, Некрасова и Лермонтова, детективы Агаты Кристи и Сименона, приключенческие романы Майн Рида и Жюля Верна. Рядом почетные места также занимали исторические романы отца и сына Дюма, Мориса Дрюона или Валентина Пикуля, шестидесятническая проза Нагибина, Трифонова, Тендрякова, фантастика братьев Стругацких или Еремея Парнова. Культовая «Книга о вкусной и здоровой пище», а также различные книжные серии были гордостью хозяев и предметом зависти их гостей.

Non-fiction'16-2014 в ЦДХ-посетители и участники
Non-fiction'16-2014 в ЦДХ-посетители и участники

Существовал подпольный самиздат. Часто встречался вариант, когда человек мог где-то достать тексты нужного ему автора для перевода. Естественно, что в процессе перевода человек досконально изучал вопрос и таким образом получал информацию из первых рук, консультируясь и обсуждая прочитанное с единомышленниками. Тогда он сначала получал удовлетворение от того, что перевел книгу для себя. После её читали его друзья. Друзья друзей и так далее. Многие тогда работали инженерами, дворниками, в кочегарках. Надо было заботиться о семьях. Постепенно к людям пришла идея - переведенные тексты книг печатать, переплетать и размножать. Реально сделать это в глухие времена засилья цензуры середины 1970-х – начала 1980-х гг. можно было одним способом: ночью в своих НИИ, чтобы никто не заметил, на допотопных ризографах и ротапринтах энтузиасты печатали тексты, которые также тайно (!) потом отдавали в переплетные мастерские и собирали вручную. Готовые книги после давали или продавали знакомым. Далее шло по цепочке – знакомые продавали или передавали их своим знакомых и так далее. Реализовывали такие книги в переходах метро, на вокзалах, в электричках. Называть это коммерцией сегодня смешно. Так как тиражи составляли десятки, максимум сотни экземпляров.

Non-fiction'16-2014-участники взрослого топ-листа лучших книг 2014 года
Non-fiction'16-2014-участники взрослого топ-листа лучших книг 2014 года

Тем не менее, такой энтузиазм дал со временем свои плоды. Многие ли из нас сегодня помнят, что, например, 90% выходивших в Советском Союзе книг, (период с конца 1920-х – вплоть до конца 1980-х), печатались по принципам плановой экономики?! Идеологические соображения перевешивали все «за» и «против», когда поднимался вопрос, что издавать?! Каждый член тогдашнего Союза Писателей в зависимости от ранга («выдающийся», «заметный») имел право напечатать книжку раз в год или раз в три года. Для чего ему предоставлялись путевки в Дома творчества (в Ялту, в подмосковное Переделкино и другие места). О чем писалась книга, было неважным! Главным было соответствие её идеи «линии» правящей коммунистической партии. Особняком присутствовали выходившие миллионными тиражами сочинения различных коммунистических вождей, пылившиеся годами на полках книжных магазинов и районных библиотек. После шедшие в разряд макулатуры и в переработку «под нож».

Non-fiction'16-2014 в ЦДХ-Нос-экспонат
Non-fiction'16-2014 в ЦДХ-Нос-экспонат

Поэтому только с конца 1980-х годов можно говорить о начале серьезной коммерческой деятельности в издательской сфере в России, настоящем буме на книжном рынке. Тогда открылись первые кооперативы, которые издавали все подряд: от запрещенной в свое время к изданию «подпольной» литературы – от Солженицына, Синявского, Шаламова, Ерофеева, романов «Детей Арбата» и «Белых Одежд» – до набоковской «Лолиты», «Монстров Вселенной» Желязны, фэнтезийных произведений Лавкрафта, Стивена Кинга, философии Бердяева, Розанова, Лосева, Андреева, Хайдеггера, Ясперса, магического реализма Карлоса Кастанеды и захватывающей прозы Генри Миллера. Люди читали запоем! Тиражи были астрономическими по сравнению с нынешними скудными мерками. Цифры в 150-200 тысяч экземпляров были средними и никого не пугали. Тогдашние издатели радостно потирали руки, ибо нарасхват шло всё изданное, несмотря на полиграфическое качество и цену.

(продолжение следует)

Опубликовано:
Отредактировано: 22.12.2015 17:50
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх