Фестиваль был организован Клубом Домашних Пивоваров. Он прошел на достойном уровне при поддержке «Нашей Версии». Его посетило около двух тысяч человек. В фестивале участвовало 47 домашних пивоварен из Москвы, Подмосковья (Раменское, Подольск, Ивантеевка), а также из других регионов России (Екатеринбург, Нижний Новгород). Можно было продегустировать не менее 100 сортов пива, чьи названия и вкус (!) подчас поражали воображение.
В 2015 году домашнее и крафтовое пивоварение в России и в мире переживают настоящий бум! И если о домашнем пивоварении люди имеют некоторое представление, например, благодаря пику домашнего пивоварения, случившемуся в России в середине 1990-х годов, то о крафтовом пивоварении многие не знают ничего. А тема на слуху! Тем более, что осенью 2015 года, (несмотря на сложную экономическую ситуацию), крафтовые пивоварни и крафт-пабы, то есть заведения, в которых можно попробовать искомое крафтовое пиво, открываются одно за другим в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке, Нижнем Новгороде и других городах России!
О людях, о явлении и о фестивале, ему посвященном, мы расскажем вам далее. Что такое крафтовое пивоварение? В чем феномен его популярности? Сделаю небольшое отступление. Понятно, что термин «крафтовый» или «крафт» может быть применим не только к пиву. Все, что сделано руками, кропотливо, с вложением большого времени, труда, умных технологий и творчества может быть отнесено к этому понятию. Здесь могут быть, на мой взгляд, проведены параллели с такими уникальными современными направлениями боди и техно-арта, как татуировка или аэрография и кастомайзинг.
В нашем случае, в применении к пиву термин «крафт» обозначает «ремесленный», «кустарный», сваренный с немалыми финансовыми, временными затратами, большой фантазией и не в промышленном количестве, уникальный продукт!
Получается так, что крафтовое пиво варят не обязательно профессиональные пивовары, а увлеченные темой крафтового творчества люди. Занимающиеся этим нелегким делом просто из любви к напитку, а не ради выгоды! Домашние пивовары и независимые пивоварни по сути создают из традиционных ингредиентов и технологий настоящие «пивные шедевры» с неповторимой вкусовой палитрой, разрушая замшелые мифы и предрассудки из серии «каким должно быть пиво» и «как его надо пить».
Поэтому к признакам крафта кроме вышеперечисленных стоит отнести нестандартность производимых сортов и вкусов, а также применяемых при их варке солодов, дрожжей, хмелей и других ингредиентов. Крафт сегодня – это разовые варки. Его производство по понятным причинам (из-за уникальности и креативности процесса) не совсем стабильно.
Крафт – это необычные названия получающихся пивных сортов, яркие этикетки и рисунки на бутылках и бердикилях (пивных подставках под бокалы). Крафт – это мода на бороды и клетчатые рубашки, застегнутые на верхнюю пуговицу.
Помимо прочего крафт претендует на философию возвращения к истинным ценностям пивоварения, когда на первый план выходит не количество, а качество и особые отношения производителя продукта с его потребителем. Отсюда упор на благотворительность и креатив в подаче продукта и при оформлении крафт-пабов.
Далее расскажем о людях и фестивале, имеющих отношение к крафту. География нынешнего производства крафта, о чем мы упомянули, весьма обширна. Из истории возникновения крафта напомним про знаменитое движение – «Кампанию За Возрождение Настоящих Элей» в Англии (Company For Real Ale – CAMRA), начавшуюся по инициативе людей и производителей неравнодушных к качеству пива в 1971 году, легализацию домашнего пивоварения в США в 1979 году, а также замечательные книги «Мировой пивной гид» («The World Guide To Beer») авторства Майкла Джексона (1977), «Пивную Энциклопедию» Роджера Протца, «Иллюстрированную пивную энциклопедию» Берри Верхуфа и другие.
В России небольшие (по сравнению с гигантами индустрии) пивоварни, (но не крафтовые!), появились в начале 2000-х годов при клубах и пивных ресторанах. Их истории и фотографии были в свое время отражены в моей книге под названием «Дао Пива», вышедшей в 2003 году.
Собственная история крафта в России начинается с 2011 года, когда Сергей Григорьев («Mager Brewery») организовал первую контрактную пивоварню и сварил сорт «Red Machine» на петербургской пивоварне «Найтберг», а умельцы из екатеринбургской пивоварни «Jaws» поехали на пивной фестиваль в Англию со своим специально по такому случаю сваренным имперским стаутом, завоевав в итоге первое место в своей номинации!
Теперь о 6 Московском Фестивале Домашнего пивоварения. Он открылся в 13.00. Пиво от домашних пивоварен наливали понемногу в специальные дегустационные бокалы. При каждой новой дегустации их споласкивали водой. Попробовать в разумных количествах, можно было как стауты (овсяный, российский императорский, сухой, молочно-шоколадный, кофейный, форин экстра), пшеничные вайсбиры и кельши, фруктовые меломели, дювели, портеры (крепкий немецкий бок), так и различные эли (ИПЭ и АПЭ), лагеры, пряные, травяные или овощные пивные сорта и сидры.
Пробовать, конечно, стоило с энтузиазмом, но не чрезмерно! Так как мы не устаем напоминать о вреде чрезмерного потребления пива! Ограничение состояло также в том, что некоторые изготовленные специально к фестивалю пивоварами сорта, были сварены в небольших количествах и быстро кончились. Такой поворот событий был предусмотрен организаторами. Для этого был приглашен ряд известных крафтовых пивоварен, разливавших свое пиво уже за деньги. Также были компании, представлявшие оборудование для пивоварения.
В итоге добавим, что вход на фестиваль стоил 500 рублей. При этом зрителю выдавался бесплатный фирменный дегустационный бокал, брошюра с перечислением участников и возможностью проголосовать за понравившиеся сорта, ручка. Также можно было послушать концерт, на котором сыграли заводные панк и рок-группы.
Сам фестиваль домашнего пивоварения, на мой взгляд, имеет хорошие тенденции к развитию. Главное, не останавливаться на достигнутом и развивать свои «изюминки»! С учетом времени следующего проведения фестиваля (предварительно заявленного на весну 2016 года) , его «изюминки» могли бы проявиться (в том числе) в представлении оригинальных «сезонных» сортов различными пивоварнями. Наше издание в свою очередь планирует еще не раз вернуться к теме крафтового, домашнего (и других видов) пивоварения на своих страницах.
Автор выражает признательность организаторам 6 Московского фестиваля домашнего пивоварения в лице Клуба Домашних Пивоваров, лично Федору Прохорову и всем участникам фестиваля за возможность продегустировать их замечательные сорта.