Версия // Украина // Россия хочет честности в вопросах суверенного долга

Россия хочет честности в вопросах суверенного долга

6269

Уступок больше не будет

В разделе

Представьте, что греческое правительство настаивало на том, чтобы институты ЕС согласились на те же условия по сокращению долга, что и частные кредиторы. Реакция европейских столиц была бы прохладной. Тем не менее, такую позицию в настоящее время занял Киеве по отношению к евробондам на $3 млрд, купленные Россией в 2013 году.

Двойные стандарты

В конце 2013 года Украина находилась в рецессии уже более года, дефицит платежного баланса рос, международных резервов едва хватало на покрытие трех месяцев импорта, и ни один другой кредитор не был готов предоставить деньги на условиях, приемлемых для Киева. Тем не менее Россия выделила $3 млрд - столь необходимых Киеву средств по 5-процентной ставке, когда облигации Украины выпускались почти под 12%.

Россия предоставила Украине помощь не для получения коммерческой выгоды - так же, как регулярно делают Америка и Великобритания. США в настоящее время поддерживают нынешние украинские власти через гарантийную программу USAID.

Поскольку средства на кредит были выделены из российского Фонда национального благосостояния, их можно было инвестировать только в ценные бумаги, а потому были выпущены евробонды. Это, тем не менее, официальный кредит, как руководство и сотрудники МВФ ранее признали.

Исходя из многолетнего международного опыта, государственный кредит России, как и займы других государств, должен был получить преференциальный режим по сравнению с частными кредитами. Тем не менее, когда Украина реструктуризировала долг, она рассматривала претензии России в качестве частного кредитора, исключая все другие официальные кредиты (в том числе USAID) от 20-процентного сокращения и переноса срока погашения на четыре года, согласованные с частными кредиторами.

У России есть опыт работы с международными кредитами. После финансового кризиса 1998 года частные кредиторы списали более одной трети долговых обязательств, в то время как официальные кредиторы отказались от сокращения. Совсем недавно европейские власти настаивали, что частные кредиторы Греции должны согласиться на еще большее списание, но при этом сами отклонили ходатайства Греции по списанию части долга.

МВФ, который уже давно отказался кредитовать страны, имеющие задолженность по платежам перед официальными кредиторами, в начале этой недели поспешно внес изменения в правила в преддверии декабря 2015, когда Украина должна погасить долг перед РФ. Россия не хочет, чтобы МВФ сокращал свою программу финансирования для Украины, но крайне обеспокоена тем, что изменение практики фонда, явно политизированное, может поднять вопрос о беспристрастности учреждения, которое играет ключевую роль в решении проблемы международной финансовой нестабильности.

Сиюминутные интересы

Официальное двустороннее кредитование является незаменимым дополнением к программам финансирования МВФ. Если МВФ продолжит кредитовать Украину в условиях дефолта по еврооблигациям, принадлежащих России, официальные кредиторы, скорее всего, будут неохотно предоставлять суверенные кредиты странам, которые не могут получить доступ к частным рынкам капитала. Причиной тому станут опасения, что суверенные кредиты могут быть в дальнейшем реструктурированы наравне с долговыми обязательствами частных кредиторов, которые стремятся заработать на скупке долгов. Именно поэтому МВФ уже давно отказался кредитовать страны, имеющие просрочки по суверенным кредитам.

Одним из основных принципов кредитования МВФ должно являться то, что заемщик может получить финансирование только если он добросовестно ведет переговоры с официальными кредиторами. В случае с Украиной этот принцип не выполняется. Страна не только не вела переговоров, но и отказалась признавать долг России суверенным. Киев принял решение не погашать обязательства перед Россией в своих новых облигациях частного сектора, а также не предлагать России альтернативный вариант разрешения ситуации.

Москва, в свою очередь, продемонстрировала сдержанность, не став ускорять процесс погашения еврооблигаций, что могло бы серьезно осложнить процесс реструктуризации внешнего долга Украины. Россия также предложила разбить выплату долга на три года с условием предоставления Западом гарантий платежеспособности Украины. МВФ публично признал это предложение "позитивным шагом".

Международная система, которая регулировала отношения заемщиков, кредиторов и других участников долгового рынка, успешно функционировала последние 50 лет во многом благодаря работе МВФ. Его обоснованные принципы должны изменяться только после должного рассмотрения, а не в ответ на сиюминутные политические интересы.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.12.2015 15:21
Комментарии 0
Наверх