Люксовые яхты, вне зависимости, моторные они, или парусные, как правило, имеют похожие биографии. Суперяхты, а тем более мегаяхты (яхты, имеющие длину более 24 метров и 50 метров соответственно) – очень дорогие суда, поэтому их берегут от всяких природных и иных катаклизмов. Они часто перепродаются, но все хозяева, и прежние, и будущие, относятся к ним, как к вложению средств.
Конечно, иногда они гибнут (горят, взрываются, тонут), но это исключение, которое подтверждает правило. Но в семействе этих спокойных и роскошных судов есть исключения. В этой статье мы расскажем об одной парусной суперяхте, которая совершила кругосветное путешествие, пережила два урагана, а в результате третьего оказавшаяся на берегу далекого острова архипелага Вануату.
Немного о яхтах
История яхт для богатых людей началась давно. С начала XIX века аристократы в европейских странах строили для себя яхты двух классов – прибрежные, для недолгих прогулок вдоль берега, и морские для дальних путешествий. К середине XIX века появилась еще одна градация – яхты чисто парусные и парусно-паровые. К началу ХХ века паровую машину сменили дизель и паровая турбина. Некоторые владельцы предпочитали яхты, переделанные из корпусов быстроходных боевых кораблей. Расширился и круг владельцев яхт – наряду с потомственной аристократией яхты набирали популярность у промышленных и торговых магнатов. Мобилизованные яхты принимали участие в обеих мировых войнах. Об этом смотри статьи «Мега-яхты. Метаморфозы. Советский Союз» и «Мега-яхты. Метаморфозы. Европа и Америка». По большому счету, классификация яхт за последние сто с лишним лет не менялась. Есть моторные яхты, по сути, пассажирские катера или большие круизные теплоходы, и яхты парусные. За последние годы по понятным причинам их стало меньше, чем моторных, но они по-прежнему радуют глаз любителей флота. Завершая этот небольшой экскурс, нужно сказать, что в последние десятилетия появился новый класс суперяхт – экспедиционные яхты. Их владельцы хотят не просто морских прогулок в Средиземном, или Карибском морях, а реальных морских экспедиций в отдаленные труднодоступные районы мирового океана. В экспедиционные яхты часто переделываются самые различные суда – гидрографические, буксиры, есть даже один переделанный небольшой ледокол.
Парусная суперяхта «Blue Gold»
В мировом яхтенном мире есть несколько признанных верфей, которые строят превосходные моторные и парусные суперяхты. Такие верфи находятся в Голландии, Германии и Италии. В 1982 году на итальянской судоверфи «Benetti» была построена крупная стальная парусная яхта, названная «White Gull». Водоизмещение «Белой чайки» составляло 360 тонн, длина 50 метров (некоторые источники говорят о 49 метрах), ширина 9 метров, то есть по существующей классификации это была парусная суперяхта. Строго говоря, яхта парусно-моторная. На ней установлены два двигателя «Катерпиллер», позволяющие двигаться в безветрие со скоростью 14 узлов. «White Gull» была самой крупной парусной яхтой, построенной на верфи «Benetti». Дизайн яхты разработал Лоран Джайлс. По парусному вооружению это была стаксельная шхуна. После её постройки на верфи задумались о продолжении строительства парусных яхт класса люкс, что привело к образованию в январе 2022 года «Perini Navi» – отдельной структуры, работающей только с парусными яхтами. В пяти гостевых каютах с комфортом могли расположиться 12 пассажиров. Экипаж яхты состоял из пяти моряков. Изначально, корпус и надстройка яхты были белого цвета. Как многие люксовые яхты (моторные и парусные), «White Gull» в 2006 году поменяла своего хозяина. Он на верфи «Royal Dutch Marine» в Роттердаме в Голландии повел реновацию яхты и переименовал её в «Blue Gold» – «Голубое золото». Корпус яхты перекрасили в красивый голубой цвет.
«White Gull»-«Blue Gold» избежала судьбы яхты для летних «покатушек» в тёплых морях. Она практически сразу стала океанским судном. После спуска яхта совершила кругосветное путешествие, а потом семь лет работала в Южных морях в водах между Новой Зеландией и островами архипелага Фиджи. Сегодня Южными морями называется акватория Тихого океана, расположенная к югу от экватора до Новой Зеландии и Австралии. Яхта показала свою отличную мореходность. В Индийском океане «Белая чайка» попало в ураган. Со слов членов экипажа волны были высотой 15 метров. Оставим эти утверждения на их совести – ураган был действительно мощным. А в 2011 году во время второго урагана, который довелось пережить яхте, она села на мель в Порт-Виле. Тогда её удалось быстро вывести на глубокую воду.
Чёрная полоса
В 2012 году «Blue Gold» была арестована властями Республики Вануату, расположенной в Меланезии в Тихом океане. Дело в том, что владелец яхты, инвестор из Нидерландов и хозяин «Begemann Group» Йоп ван ден Ньювенхайзен (Joep van den Nieuwenhuyzen) якобы задолжал и не заплатил экипажу яхты значительную сумму. История темная. Сначала Ван ден Ньювенхайзен осудили за мошенничество, позже апелляционный суд отменил это решение. С 2009 года капитаном яхты был Никсон Сараи (Nixon Sarai). Одной из задач капитана был присмотр за яхтой в порту Порт-Вила, столице Вануату. Яхта использовалась для путешествий не постоянно, поэтому в порту на ней должен был находился экипаж..
В 2015 году над островами архипелага Вануата прошел циклон «Пэм». Как и многие капитаны-парусники, Сараи считал, что если во время циклона на борту яхты будет экипаж, это может способствовать тому, что всё закончится благополучно. Сараи родился и вырос в Вануату и знал особенности и повадки местных ураганов. Однако, то, что произошло 13 марта 2015 года, превзошло все его ожидания. На борту «Blue Gold» находился экипаж яхты из пяти человек. Яхта стояла в гавани Хаванна на главном острове Эфарте. Оба якоря были отданы. Циклон «Пэм» обрушился на Вануату как шторм 5-й категории. Скорость ветра достигала 250 км/ч. Яхты, находившиеся в гавани Порт-Вила, кидало друг на друга, как будто они были небольшими дощечками. В акватории гавани Хаванна, которая имеет ширину около 2,5 км, бушевали пятиметровые волны. Сараи приказал экипажу не выходить на палубу. Шторм усиливался. Порывы ветра стали достигать фантастических значений – 320 км/ч. «Blue Gold» столкнулся с патрульным катером ВМС Вануаты «Tukoro». В результате удара якорные цепи яхты не выдержали, она ударилась о риф. Через некоторое время, три огромные волны вынесли яхту на берег, на пляж острова Мосо, вблизи деревни Сунаэ.
Местная достопримечательность
Конечно, владелец яхты хотел снять её с мели. Но на Вануату это оказалось невозможно. На архипелаге не было техники и оборудования для подобных работ. Но сама яхта, на удивление, сохранилась достаточно хорошо. Корпус был цел, внутренне оборудование, включая двигатели и топливные танки, не пострадали. Конечно, состояние яхты было не самое хорошее, но и не критическое. Что интересно. Когда «Blue Gold» уже нового хозяина пришла в свой будущий порт приписки на Вануату, экипаж, по указанию владельца яхты старался установить хорошие отношения с местными жителями. На борту «Голубого золота» устраивались приемы и обеды для членов Правительства островной республики и вождей племен. Местные жители воспринимали «Blue Gold» как своеобразную достопримечательность острова. Благодаря такому отношению, яхта до сих пор находится в относительно неплохом состоянии.
Туманное будущее
Но, тем не менее, местные вожди время от времени поднимают вопрос о нахождении «Blue Gold» на пляже. Это побудило к действиям, по возможному спасению яхты. Да, она пролежала на берегу почти 10 лет, но, на удивление, яхта хорошо сохранилась, в том числе и благодаря отношению местных жителей. А самое главное – «Голубое золото» – это знаковое судно в мире элитного парусного яхтинга, которое до сих пор стоит много денег. Владелец судна декларировал снятие яхты с пляжа и её капитального ремонта. Он даже высказался в том плане, что собирается на ней во второе кругосветное путешествие. Насколько сбудутся эти планы – покажет время. Кроме этого, «Blue Gold» привлекла внимание Федерико Ангермейера, жителя Галапагосских островов, владельца чартерных яхт – моторной «Passion» и парусной «Mary Anne». У него есть опыт спасательных операций на заброшенных яхтах. Кто из двух бизнесменов организует спасательную операцию, и будет ли она вообще – будущее рассудит.