Версия // Общество // В войнах ХХ века большие яхты успешно воевали в составе военных флотов

В войнах ХХ века большие яхты успешно воевали в составе военных флотов

7694

Мега-яхты. Метаморфозы. Европа и Америка

USS Niagara PG-52
Фото: commons.wikimedia/U.S. Navy Bureau of Ships photo 19-N-29806
В разделе

Все причастные к проектированию, строительству и эксплуатации мега-яхт составляют небольшое замкнутое сообщество. Сегодня в мире существует около 10 верфей, на которых строятся большие и мега-яхты, есть столько же конструкторских бюро, проектирующих сами суда и их интерьеры. Число владельцев мега-яхт точно неизвестно, но тоже весьма ограничено. Эксплуатацию таких судов не афишируют. Известно лишь, что они участвовали в войнах.

Немного о классификации

В индустрии яхтинга классификация идет по длине судна. Самую низшую ступень занимают яхты или, как их называют в Европе, «лодки». Яхты бывают парусные и моторные. Самые большие моторные яхты имеют длину около 25 метров – 80 футов. Более крупные суда называются супер-яхтами или большими яхтами. Их длина – до 70 метров. Самыми большими являются мега-яхты. Это комфортабельные пассажирские теплоходы для очень небольшого количества пассажиров длиной до 180 метров.

Мега-яхты середины ХХ века использовали только три категории – венценосные особы и руководители стран, очень богатые люди планеты Земля и туристические компании для роскошных, в том числе кругосветных, круизов. Если говорить о королях и премьер-министрах, то можно упомянуть английские королевские яхты HMY «Victoria and Albert» и HMY «Britannia», датскую и норвежскую королевские яхты KDM «Dannebrog» и KS «Norge», турецкую и египетскую правительственные яхты MV «Savarona» и «Mahroussa». В Германии до Первой мировой войны была мега-яхта императора Вильгельма «Hohenzollern». В период между мировыми войнами в состав Кригсмарине были введены две мега-яхты, выполняющие представительские и чисто военные функции. О них смотри статью «Судьба яхты фюрера».

О мега-яхтах, находящихся во владении частных лиц, смотри статью «Удивительная история «Морского облака». О мега-яхтах – круизных судах смотри статью «С чего начинались морские круизы. Мега-яхты».

Больших яхт тоже было относительно немного. Это объясняется тем, что заказчик, имеющий большие деньги, как правило, старался заказывать мега-яхты. Они строились в основном на американских верфях для американских заказчиков. Обыкновенные моторные яхты строились в США если не в массовых, то в больших количествах. Это объяснялось тем, что большинство верфей в начале ХХ века, строящих большие моторные яхты, находились в США. В Германии, Великобритании и Италии было по одному-двум судостроительным заводам, берущимся за такие заказы. В Америке был значительно больший спрос, и, соответственно, значительно большее предложение.

США. MV «Hi-Esmaro» – USS «Niagara»

Hi-Esmaro
Hi-Esmaro
Источник: alamy.com

Большая яхта «Hi-Esmaro» была спущена на воду и передана заказчику в 1929 году. Владельцем судна являлась миссис Хайрам Эдвард Манвилл из Нью-Йорка. Длина яхты была 81 метр, водоизмещение – 1 038 тонн. Скорость «Hi-Esmaro» составляла 16 узлов – около 30 км/ч. Подробности мирной жизни яхты неизвестны, но, вероятно, она доставляла удовольствие своим хозяевам. Для понимания дальнейших событий, связанных с яхтами в США, необходимо сделать небольшое пояснение. В Российской империи императорские яхты эксплуатировались под военным флагом. Поэтому их использование во время войны вопросов не вызывало. В Великобритании существовал жёсткий закон о мобилизации гражданских судов с объявлением войны. В США в случае начала войны оборонное ведомство покупало яхты у их владельцев для использования в составе ВМФ. 16 октября 1940 года «Hi-Esmaro» была куплена ВМФ США у миссис Манвилл. Яхту переименовали в «Niagara». Первоначально яхта была переоборудована в минный заградитель с тактическим номером CMc-2, потом в патрульную канонерскую лодку PG-52. Одним из самых удачных вариантов переоборудования больших и мега-яхт является переоборудование в плавбазы различного назначения. Поэтому в конце концов «Niagara» стала плавбазой торпедных катеров с тактическим номером AGP-1. Первоначально, будучи патрульной канонерской лодкой, PG-52 вместе со 2-м дивизионом торпедных катеров патрулировала Карибское море. После семи месяцев службы в Карибском море яхта перешла по Панамскому каналу в Тихий океан и прибыла в Перл-Харбор. Канонерская лодка стала патрулировать воды вокруг Гавайских островов и тихоокеанские подходы к Панамскому каналу. В январе 1943 года яхту в очередной раз переоборудовали, на этот раз в плавбазу торпедных катеров. «Ниагара» прибыла в порт Нумеа в Новой Каледонии, где с 17 января стала плавбазой для 8-го дивизиона 23-й дивизии торпедных катеров Тихоокеанского флота США. Вместе с торпедными катерами она перешла в порт Тулаги на Соломоновых островах. В последующие месяцы главной задачей плавбазы «Ниагара» стало обеспечение базирования торпедных катеров, патрулировавших Гуадалканал. 7 апреля 177 японских самолетов совершили массированный налет на Тулаги. Союзники потеряли несколько кораблей, но «Ниагаре» повезло. 22 мая «Ниагара» с торпедными катерами перебазировалась в район Новой Гвинеи. На следующее утро после прибытия семь японских бомбардировщиков атаковали «Ниагару». Корабль получил несколько пробоин, в корпус стала поступать вода, на борту начался пожар. Плавбаза была обречена. Торпедные катера РТ-146 и РТ-147 сняли экипаж, и РТ-147 выпустил торпеду по горящему судну. Плавбаза торпедных катеров «Niagara» AGP-1 затонула.

По теме

США. Боевые яхты по имени «Winchester»

Активно воевали не только большие и мега-яхты, но и просто обычные моторные яхты. История некоторых из них удивительна. В начале ХХ века в США жил миллионер Чарльз Роусс (Charles Broadway Rouss). В Нью-Йорк он прибыл без гроша в кармане, но смог разбогатеть на торговле. Родом он был из провинциального городка Винчестер. У Чарли был сын Питер, который являлся, выражаясь современным языком, фанатом скоростных моторных яхт. Он построил четыре моторные яхты, постепенно улучшая их характеристики. Все яхты носили одинаковое название – «Winchester». Длина яхт увеличивалась от 43 до 68 метров, водоизмещение – от 150 до 322 тонн, скорость хода – от 20 до 32 узлов. На первом «Winchester» была установлена паровая машина, на остальных – паровые турбины. Построив яхту, Питер, насладившись результатом, терял к ней интерес, продавал и начинал строить новую. Первую яхту он построил в 1907 году. У каждого свои причуды…

Первый раз в США массово выкупали моторные яхты в начале Первой мировой войны. Это было связано с тем, что для патрулирования атлантического побережья страны было нужно много небольших патрульных судов, которых во флоте США просто не было. Моторные яхты хорошо подходили для решения этой задачи. Любопытно, но некоторые владельцы сами записывались в ВМФ США со своими яхтами, получая при этом офицерские звания. На яхтах устанавливали одну-две пушки калибром до 47 мм и глубинные бомбы. Во время Первой мировой войны в состав ВМФ были включены три из четырех «Винчестеров», причем «Winchester» 3 и 4 были вооружены торпедными аппаратами, то есть стали миноносцами!

«Adroit» (бывший «Winchester 1») стал USS «Adroit» SP-248. В 1917 году он был продан гражданскому владельцу, в 1928 году переименован в «Aera» и служил как яхта до 40-х годов.

«Flying Fox» (бывший «Winchester 2») был единственной яхтой Питера Роусса, которую почему-то на службу в ВМФ США не призвали. Но тем не менее службы в ВМФ она не избежала. Яхта несколько раз перепродавалась, и какими-то неведомыми путями оказалась в Колумбии, где стала канонерской лодкой «Mariscal Sucre», вооруженной двумя 76-мм пушками.

Канонерская лодка Mariscal Sucre
Канонерская лодка Mariscal Sucre
Источник: https://vova-modelist.livejournal.com/84042.html

Канадский миллионер с патриотическими взглядами Джек Росс (Jack Ross) купил «Winchester 3» и передал яхту в дар Канадскому флоту. Те подарок приняли с благодарностью (скорость яхты была 32,24 узла (около 50 км/ч) – больше, чем у многих миноносцев). В знак признательности правительство Канады компенсировало Россу его затраты. Яхту вооружили двумя 76-мм пушками и одним 356-мм торпедным аппаратом. Вооруженную яхту назвали HMCS «Grilse». Удивительно, но «Grilse» был самым быстроходным кораблем Канадского флота! Новоявленный миноносец прослужил до конца войны, в 1922 году был продан частному лицу, переименован в «Trillora». Яхта погибла в 1938 году во время урагана.

HMCS Grilse
HMCS Grilse
Источник: https://vova-modelist.livejournal.com/84042.html

Практически сразу после окончания строительства «Winchester 4» началась Первая мировая война, и новенькая, с иголочки яхта была зачислена в состав американского флота как USS «Winchester» SP-156. Яхту вооружили одним 75-мм орудием, одним 57-мм оружием, двумя пулеметами и глубинными бомбами. В ВМФ США она числилась сторожевым кораблем. После окончания войны, в 1918 году, USS «Winchester» переоборудовали в быстроходный тральщик для испытания тралов различной конструкции, а в 1919 году выставили на продажу. Её несколько раз перепродавали, пока она не оказалась в Канаде под названием «Renard». В 1940 году она снова была мобилизована как HMCS «Renard» Z13. Канадцы пошли по проторенному пути и вооружили яхту одной 76-мм пушкой и сдвоенным 533-мм торпедным аппаратом. Сначала корабль служил как сторожевой, потом как учебный. В 1944 году он был списан по полному износу. Последнее упоминание о нем датируется 1955 годом.

HMCS Renard Z13
HMCS Renard Z13
Источник: http://www.navsource.org/archives/12/170156.htm

Удивительно, но игрушки одного американского миллионера служили в военно-морских флотах трех стран и участвовали в двух мировых войнах!

Яхты Великобритании

В Англии ситуация была несколько иной. Если по количеству мега- и больших яхт был, в общем-то, паритет (богатые люди были по обоим берегам Атлантики), то моторных яхт было значительно меньше. Кроме того, воды вокруг Великобритании были объявлены Германией зоной неограниченной подводной войны, поэтому моторные яхты с легким вооружением были против немецких субмарин не эффективны. Английскую метрополию обороняли специально построенные фрегаты, корветы и шлюпы. Большие и мега-яхты переоборудовались в военные корабли различных классов.

Так, построенная в 1898 году для барона Эдмона де Ротшильда мега-яхта «Атма» была куплена британским Адмиралтейством и стала судном-мишенью HMS «Atmah» для отработки навыков экипажей морской авиации. Несколько больших яхт были переоборудованы в противолодочные корабли. Кроме артиллерийского и противолодочного вооружения, на них были установлены гидроакустические станции для поиска подводных лодок. В составе Роял Нави несли службу противолодочные яхты «Тускарора» HMS «Tuscarora» FY-044, «Шемара» HMS «Shemara», паровая противолодочная яхта «Катти Сарк» HMS «Cutty Sark» FY-007 и другие.

Во время войн ХХ века большие и мега-яхты показали свою универсальность и способность в случае необходимости становиться боевыми кораблями. Смогут ли пережить подобную метаморфозу мега-яхты Абрамовича, Мельниченко и других – покажет время.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.04.2021 19:30
Комментарии 0
Наверх