Версия // Общество // Ихтиолог из Дании нашел причину таинственных звуков у берегов Швеции

Ихтиолог из Дании нашел причину таинственных звуков у берегов Швеции

5822

Тихие войны. Феномен балтийской сельди


Фото: wiki2/U.S.Navy Photo
В разделе

История, о которой мы хотим рассказать, документальных подтверждений не имеет. Есть только рассказ датского ихтиолога в интернете. Но судя по тому, что в последние годы шведские военные почти не говорят о российских подводных лодках, вторгшихся в их воды, то, что рассказал ихтиолог – правда. В этой статье мы расскажем о роли балтийской сельди в непростых российско-шведских отношениях.

История – правда и вымысел

История советско-шведских и российско-шведских отношений имеет две стороны. С одной – страны, даже в пик «холодной войны» имели приличный товарооборот, взаимная торговля успешно развивалась. С другой – Швеция весь ХХ век с большим недоверием и даже со страхом смотрела на своего балтийского соседа. И причины такого недоверия были. Во время Второй мировой войны советский Балтийский флот топил шведские и немецкие транспорты с рудой в шведских территориальных водах. Шведы, в свою очередь, топили советские подводные лодки. История с похищением в июле 1947 года шведского дипломата Рауля Валленберга широко известна, и поднималась в межправительственных переговорах шведской стороной в течение всего ХХ века. Летом 1952 года Советский Союз сбил одного из «воронов» - шведских самолетов радиоэлектронной разведки – над нейтральными водами Балтийского моря. Через несколько дней такая же участь постигла летающую лодку «Каталина», посланную на поиск пропавшего самолета. Об этих событиях смотри статью «Будни советской противовоздушной обороны. Часть 1». Мало кто знает, но в 50-е годы в Швеции начались работы по созданию своего ядерного оружия для сдерживания СССР. К счастью, через некоторое время программу закрыли.

Началом нового витка антисоветской истерии послужил эпизод с советской подводной лодкой С-363 Балтийского флота, произошедший в 1981 году. Череда удивительных обстоятельств и событий привела к тому, что советская подводная лодка проекта 613 С-363 прошла по секретному военному фарватеру и села на камни у входа в главную военно-морскую базу шведского флота Карлскона. Об этом смотри статью «Шведский комсомолец» и другие». Шведское общество возбудилось до предела, начался массовый национальный психоз по поводу советских подводных лодок. И не важно, что Главком ВМФ СССР издал приказ не приближаться к шведским территориальным водам ближе, чем на 50 морских миль – около 92 км. Вся страна с энтузиазмом стала в бинокли искать советские перископы. Шведский флот захлебнулся от получаемых сообщений. 95% из них оказались ложными, а оставшиеся 5% - учениями подводных лодок НАТО - они проводятся по особому соглашению с Правительством Швеции - и прослушивание подозрительных шумов в прибрежных водах.

После развала СССР остался один серьезный вопрос – а что же шумит в территориальных водах страны?

Ответ ихтиолога

Шведский флот состоит из современных кораблей. Их немного, но они отвечают самым высоким требованиям. Только два факта.

В 2005 году флот США взял в аренду шведскую дизель-электрическую подводную лодку ДЭПЛ «Готланд» «Gotland» вместе с экипажем. Целью такой необычной аренды был вопрос – можно ли на малошумной ДЭПЛ прорваться сквозь охранение атомного авианосца. Результат превзошёл все ожидания. «Готланд» несколько раз прорывал все противолодочные рубежи и условно топил американские корабли. Ни на атомных подводных лодках, входящих в охранение авианосца, ни на ракетных крейсерах и эсминцах, шведскую подводную лодки не фиксировали, хотя американцы очень тщательно записали все шумы, издаваемые этой лодкой. Она оказалась невидимой для американской противолодочной обороны. Во время итоговых учений шведский «Готланд» условно потопил всю седьмую авианосную группу ВМФ США во главе с авианосцем «Рональд Рейган» USS «Ronald Reagan» CVN-76. А в 2003 году, в Средиземном море, во время учений, в «дуэльной» ситуации, тот же «Готланд» выследил и условно потопил французскую и американскую атомные подводные лодки. Условно потопленной была американская лодка «Хьюстон» USS “Houston” SSN-713 типа “Лос-Анжелес».

По теме

Российские «Рапторы» (патрульные катера для спецназа проекта 03160) являются копией шведского боевого катера типа Combatboat CB-90, переделанного под российские комплектующие. Президента России «с воды» охраняют катера шведской постройки проекта 1С16.

Поэтому к ВМФ Швеции надо относиться серьезно. Как и у всякого современного флота, в Швеции есть центр мониторинга подводной обстановки в Балтийском море. На дне моря установлены специальные гидроакустические станции, которые передают в центр всю информацию. В этом центре накопилось критическое количество записей непонятных шумов. С 1980 года в архивах шведского флота оказалось 6 437 случаев фиксации неизвестного шума. Вопрос надо было решать. Как гидроакустики определяют подводную лодку, вошедшую в территориальные воды страны? Они формируют разные группы звуков, а потом сравнивают их с шумами подводных лодок и звуками которые издают известные морские обитатели. Так, в 80-х годах была решена одна из загадок. Были записаны периодические звуки, которые первоначально классифицировались как звуки сверхмалой подводной лодки. К чести шведских военных моряков, они разгадали эту загадку.

Катер типа СВ-90 (фото: wiki2/Arco Ardon)
Катер типа СВ-90 (фото: wiki2/Arco Ardon)

Причиной звуков были выдры, переплывавшие с острова на остров. Они часто и монотонно стучат своими лапками в воде, что и создавало имитацию работы двигателя сверхмалой подводной лодки. Так была отсеяна одна группа звуков. Но была еще одна, весьма многочисленная, таинственная группа. Правда, летчики шведской морской патрульной авиации и моряки с противолодочных кораблей сообщили гидроакустикам подсказку – в месте фиксации неизвестных шумов на поверхности моря фиксировалось множество мелких пузырьков. В 1996 году руководство ВМФ Швеции решило привлечь к разгадке ихтиологов. Были приглашены специалисты из Дании и Шотландии. Один из них, Магнус Уолберг, профессор Университета Южной Дании, возглавивший группу ученых-биоакустиков, на научной конференции в 2012 году рассказал о результате их работы.

На военной базе Берген в Стокгольме, впервые в истории шведского военно-морского флота, гражданским ученым дали возможность прослушать записи, сделанные подводными гидроакустическими станциями. Биоакустикам был задан один вопрос: «Что – или кто – является источником данного подводного шума?». Как рассказывал Уолберг, он ожидал услышать какой-либо звон, или шум работающего винта. Но ученые услышали звуки, похожие на звуки от жарки бекона, хлопки, шипение, как будто бы происходящие от воздушных пузырьков. На шумы подводной лодки эти звуки совсем не походили. После прослушивания записей ученые провели мозговой штурм. Главный вопрос был – почему после звука появляются маленькие воздушные пузырьки? Может быть, эти звуки издавало какое-то морское животное? Решили провести «следственный эксперимент». В магазине живой рыбы была куплена сельдь – обитательница Балтийского моря, и любимая рыба во всех странах, расположенных на берегах Балтики. Купленную селедку пустили в бассейн, и напугали её, хлопая ладонью по воде. Для фиксации результата, в бассейн был опущен гидрофон, записывающий звуки. Оказалось, что испугавшись, сельдь выпускает из себя воздух, и это именно те шумы, которые слышали военные! Окончательно вердикт ученых был следующий. Когда идет большой косяк длиной несколько километров и высотой от 20 до 30 метров, и этот косяк что-то вынуждает изменить направление и глубину (например, охотящиеся на рыбу балтийские тюлени), рыба выпускает из плавательного пузыря воздух, тем самым изменяя глубину погружения. Конечно, шум одной селедки никакой гидрофон не зафиксирует, а шум большого косяка фиксируется легко. Между прочим, об этой особенности рыб семейства сельди было известно давно. Ихтиологи даже называют сельдь «пукающей рыбой». Военный гидроакустики имели в своих библиотеках записи шумов всех морских млекопитающих – китов, тюленей, моржей. Но то, что громкие шумы могут издавать косяки рыбы, было для них откровением.

Салака или Балтийская сельдь (фото: wikipedia/Arto Alanenpää)
Салака или Балтийская сельдь (фото: wikipedia/Arto Alanenpää)

После того, как ихтиологи объяснили природу шумов, гидроакустики королевства вздохнули спокойно. Оказалось, что русские субмарины не скрываются за каждым островком в шведских шхерах. Комментарии шведского ВМФ стали значительно сдержаннее.

Фальшивые поиски

В XXI веке обвинения российского флота в том, что его подводные лодки находятся в шведских территориальных водах, стали звучать реже. Когда же эта тема возникает вновь, основная задача уже другая. Активный поиск и шумиха в СМИ – это лишь инструменты для увеличения военного бюджета. Последний эпизод саги о «русских подводных лодках» произошел в 2014 году. Тогда шведы разыграли настоящий спектакль с подводной лодкой в подводном и надводном положении (был даже обнародован снимок на большом удалении). Две недели весь шведский флот проводил поиск мифической подводной лодки. Все оказалось просто. Подводной лодкой оказалась голландская дизель-электрическая подводная лодка «Брейнвис» S-810 «Bruinvis», проводившая учения в шведских водах с согласия Правительства Швеции, а таинственная субмарина на фотографии оказалась надводным(!) судном, о чём признались в пресс-службе шведского флота. Но шведские моряки были довольны – пять миллионов долларов, которые они потратили на поиск мифической подводной лодки, они компенсировали серьезным увеличение военного бюджета станы на военно-морской флот.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.01.2021 13:45
Комментарии 0
Наверх