Версия // Культура // Исследуем особенности Московского концертного зала «Зарядье»

Исследуем особенности Московского концертного зала «Зарядье»

8847

Акустическая роскошь

В разделе

«Наша Версия» сотрудничает с самыми разными концертными площадками в Москве, других городах страны и мира. Несмотря на нынешнюю сложную эпидемиологическую обстановку мы стараемся по максимуму освещать творчество выступающих в них артистов. Критерий один – качество и интерес нашей аудитории к теме. Первые испытания акустики Большого зала Московского концертного зала «Зарядье» прошли в марте 2017 года. По ряду технических и в том числе акустических характеристик он является уникальным сооружением. Расскажем о нем далее.

Для создания акустики в Московском концертном зале (МКЗ) «Зарядье» был привлечен японский специалист – директор компании «Нагата акустикс» Ясухиса Тойота (Yasuhisa Toyota), спроектировавший более 50 театрально-концертных залов в мире. Среди них – Концертный зал имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, Центр исполнительских искусств имени Ричарда Фишера в Нью-Йорке и Эльбская филармония в Гамбурге. Для проверки реверберации был создан точный макет зала 1:10, а вместо зрителей с абсолютным слухом в кресла были посажены манекены с вмонтированными микрофонами.

В совокупности испытания заняли полгода, после чего рабочие приступили к отделке зала, следуя рекомендациям акустических специалистов. Стены и потолок Большого и Малого залов выложили акустическими панелями, в которых использовали массив красного дерева «махагони». Напольное покрытие сцены собрали из аляскинского кедра, который обеспечивает качественную акустику и необходимую реверберацию. Пол зрительского пространства зала выложили паркетной доской из дуба.

Самой главной, не имеющей аналогов в России отличительной чертой МКЗ «Зарядье» являются трансформирующие механизмы, позволяющие преображать пространство залов под проведение различных по формату мероприятий – от одноуровневого пространства до поступенчатого решения амфитеатра. Планируемое время трансформации зала из амфитеатра в ровный пол не более 40 минут. Всё это позволяет проводить не только классические симфонические концерты, но и абсолютно любые мероприятия разного функционала: джазовые, оперные, эстрадные, показы, форумы, международные конференции, фестивали, конкурсы или даже балы. Также известно, что орган Большого зала МКЗ был создан французской фирмой Mühleisen в Страсбурге (Франция). По количеству регистров – 85 – он является самым большим в Москве и одним из самых больших инструментов в Европе, а его архитектура идеально вписывается в визуальную концепцию зала.

Уникальные механизмы французской компании Serapid впервые применены для трансформации партера только в Концертном зале «Зарядье», а также специально разработана система управления механизмами, не имеющая аналогов в мире. Нижняя механизация сцены Большого зала оснащена 31 подъемно-опускной площадкой, оркестровой ямой, увеличенной авансценой и дополнительными 5 рядами партера, образующимися за счет перекрытия оркестровой ямы.

При участии лучших в мире специалистов по созданию акустики концертных залов (японская компания Nagata Acoustics) отделка сцены и внутреннего пространства помещений Большого и Малого залов МКЗ «Зарядье» была произведена специально изготовленными акустическими панелями с содержанием дерева «махагоний» – лучшим материалом для реверберации и отражения звука. Это не просто деревянные панели, они имеют специальную форму, создавая микрорельеф для отражения звуков, а также особую толщину местами до 30 см, создаваемую за счет большого количества слоев древесины, для достижения необходимой плотности в 120 кг на один метр.

По теме

Также уникальной особенностью зала является продуманная до мелочей верхняя механизация, работающая таким образом, что во время проведения классических симфонических оркестров всё звуковое оборудование и подвесы спрятаны в запотолочное пространство, что позволяет работать только за счет естественной акустики без всякого звукоусиления. При этом форма зала создает идеальную слышимость с любого места.

Чтобы убедиться во всем вышесказанном, корреспондент «Нашей Версии» посетил концерт известного балалаечника Алексея Архиповского, который начал свой сольный путь в музыке уже почти 20 лет назад и успешно продолжает его до сих пор. Архиповский считает свой треугольный (по форме) инструмент кладезем тайн и загадок, подобным загадочной пирамиде Хеопса. Артист не устает их разгадывать, а значит, удивлять свою благодарную публику новыми находками и открытиями. Для достижения необычных звуковых эффектов балалайка Алексея была технически усовершенствована (кастомизирована).

«Я не считаю себя балалаечником в общепринятом смысле. К балалайке я отношусь не как к русскому народному инструменту, а как к инструменту, на котором можно делать все что угодно», – признавался исполнитель. В 2011 году виртуоз попал в российскую книгу рекордов в номинации «Лучший в мире балалаечник»!

Выступление Архиповского в начале декабря 2020 года отлично подчеркнуло акустические особенности площадки. Людей в зале было немного, так как в соответствии с Указом Мэра Москвы № 107-УМ от 10.11.2020 «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. № 68-УМ» количество посетителей мероприятий не может превышать 25% от общей вместимости концертных площадок при условии соблюдения социального дистанцирования.

Поэтому было тем более интересно убедиться в том, что звук инструмента Алексея (в котором, как известно, всего три струны!) свободен от стилевых и жанровых рамок. Он просто «порхал» по залу, давая настоящее наслаждение от прослушивания, что было заметно при сравнении с другими площадками, где в свое время выступал музыкант, о чем мы писали.

Послушать Архиповского могло быть любопытно, как взрослым, так и детям, ибо артиста нередко сравнивают с Паганини или Хендриксом – музыкантами, перевернувшими сознание слушателей, заставив по-новому взглянуть на возможности скрипки и гитары. А в случае Алексея Архиповского – балалайки!

И под конец – информация для любознательных: при необходимости проведения мероприятий другого рода, из более чем 200 различных автоматических лючков в потолке могут опускаться механизмы для подвеса любого звукового и медиа-оборудования. Так, например, в комплектации оборудования предусмотрены проекционные экраны и информационные табло для перевода иностранного текста. Нижняя механизация сцены Большого зала оснащена 31 подъемно-опускной площадкой с механизмами SERAPID (Франция), оркестровой ямой, увеличенной авансценой и дополнительными 5 рядами партера, образующимися за счет перекрытия оркестровой ямы. Верхняя механизация состоит из софитных, точечных и декорационных подъемов, световое оснащение из верхнего, фронтального, бокового и переносного оборудования.

Число посадочных мест и полезная площадь залов спроектирована с учетом требований ведущих японских специалистов компании Nagata Acoustics America Inc., занимавшихся созданием акустики концертного комплекса. Общий метраж Большого зала составляет 26 000 кв.м., его объем 25 900 куб.м., площадь зала, включая сценическую площадку на уровне партера, равна 1020 кв.м. В Большом зале 1600 посадочных мест, из них в партере 632 трансформируемых места, 106 в оркестровой яме, 8 предназначено для маломобильных граждан. На балконе первого яруса 706 мест, 90 трансформируемых мест позади сцены на блитчере, 8 для маломобильных граждан. Балкон второго яруса вмещает 24 посадочных места, балкон дирекции на 24 места и 2 места для маломобильных граждан. Помимо Большого зала в МКЗ есть также Малый зал. Дополнительно заметим, что МКЗ является государственным бюджетным учреждением (ГБУ), что имеет свою специфику при проведении в нем концертов (в отличие от коммерческих концертных площадок).

Дополнительная информация: zaryadyehall.com

«Наша Версия» планирует разивать взаимовыгодное сотрудничество с МКЗ «Зарядье» и рекомендует своим читателям площадку к посещению не только в новогодние праздники, но и в другие дни.

Фото – Роман Егоров.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 23.12.2020 16:36
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх