// // Использование спецсигналов приравняют к пьянству

Использование спецсигналов приравняют к пьянству

47

Проблески власти

Использование спецсигналов приравняют к пьянству
В разделе

20 мая депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект, ужесточающий наказание за незаконное использование спецсигналов на автомобилях. Если раньше штраф за их установку не превышал 1 тыс. рублей, то теперь депутаты предлагают повысить его до 2,5 тыс. рублей для физических и до 0,5 млн. рублей для юридических лиц.

Это далеко не первая попытка уменьшить количество атрибутов власти на столичных дорогах, но на этот раз депутаты уверены, что закон будет принят. Правда, сказать, в какой степени он претерпит изменения к моменту подписания его президентом, пока сложно.

По количеству «проблесков власти» на автотранспорте мы впереди планеты всей. Даже бывшие братья по СССР ведут себя не в пример скромнее. Например, в Литве проблесковые маячки установлены только на трёх машинах: президента, премьера и главы парламента. Что касается европейских стран и США, там спецоборудование ставится лишь на машины оперативных служб: «Скорой», полиции и пожарных. Даже главам государств мигалки не положены: при перемещении первых лиц привлекаются сотрудники полиции. В России же пока все попытки ограничить использование мигалок заканчивались пшиком.

Первая попытка сократить количество машин со спецсигналами (с 1200 до 615) была сделана ещё 3 года назад экс-премьером Михаилом Касьяновым. Но она ни к чему не привела. Затем группа депутатов во главе с известным правозащитником Виктором Похмелкиным попыталась провести через Думу и вовсе утопичный для нашей страны законопроект. Согласно ему, спецоборудованием на машинах могли пользоваться только оперативные работники. Депутаты закон провалили ещё на стадии первого чтения.

17 октября прошлого года Михаил Фрадков издал постановление по упорядочению статуса служб и лиц, имеющих право на законное владение мигалками. В результате число их несколько увеличилось. Например, шесть дополнительных единиц спецтранспорта к имеющимся восьми получила Служба внешней разведки; 19 автомобилей вместо бывших 15 стало у Минобороны, 15 новых единиц появилось у МИДа и примерно столько же у управления делами президента. А в феврале 2005 года разрешение на спецсигнал и особые госномера получил глава буддистов России Дамбс Аюшеев. Всего в список вошло около тысячи машин (причём в это число не входят автомобили «Скорой помощи», милиции, пожарных и другой оперативной техники).

В ноябре 2004 года вице-премьер Александр Жуков инициировал внесение в Госдуму законопроекта о повышении штрафов за незаконное использование атрибутов власти до 1 млн. рублей. При этом конфискации должны были подлежать не только незаконно установленные сирены, но и сами транспортные средства. Однако тогда этот закон депутатами был отклонён.

Новая версия документа, также внесённого правительством и одобренного депутатами в первом чтении, представляет собой ещё более жёсткий, нежели жуковский вариант. В законопроекте предлагается не только штрафовать за «незаконные мигалки», но и лишать водителей прав. И это при том, что на данный момент под «высшую» дорожную меру попадают только водители, управляющие машиной в пьяном состоянии. Правда, многие депутаты, и в том числе Виктор Похмелкин, считают этот проект закона непроработанным. Ведь он распространяется в первую очередь не на владельцев машин, а на их личных водителей. И даже если водитель докажет, что управлял автомобилем по распоряжению босса, то вины с него это не снимает: отвечать должны будут оба.

По теме

Между тем, по оценкам экспертов, помимо узаконенной Фрадковым тысячи «тех, кому можно», только в Москве выдано около 20 тыс. официальных разрешений на использование спецсигналов.

До недавнего времени разрешение на право пользования «маячком власти» стоило около $50 тыс. (можно предположить, что в ближайшее время его стоимость вырастет). Впрочем, большинство менее состоятельных граждан предпочитают более дешёвые варианты. Только в столице существует несколько десятков фирм, готовых установить спецоборудование на любой автохлам. Например, проблесковый маячок обойдётся клиенту примерно в 5 тысяч рублей, блок СГУ, иначе говоря громкоговоритель, будет стоить в пределах $500.

Впрочем, дорогу можно расчистить и менее «опасными» для их владельца средствами, ничуть при этом не уступающими по эффективности мигалкам. «Фары-стробоскопы белого цвета и оповещатели «Гусь» — сигналы, издающие неприятный механический звук (называемые в народе крякалками), спецсредствами не являются, — утверждает Сергей, менеджер одной из фирм, занимающихся установкой подобного оборудования, — и максимум, что может вам грозить, это штраф в полсотни рублей за нарушение режима работы внешних световых приборов». Стоимость такого оборудования с установкой обойдётся клиенту в 8—12 тыс. рублей, зато свободная левая полоса практически гарантирована.

Попытка проверить эту информацию у работающих в «поле» инспекторов успехом не увенчалась. Первый респондент — полноватый старшина лет 30, стоящий на Ломоносовском проспекте, очень долго рассказывал о том, что все действия сотрудников происходят согласно установленным правилам. «А сколько сейчас штраф? Тысяча вроде?» — спросил я, устав от пустых разговоров. Вопрос поставил инспектора в тупик. «Да побольше, наверное» — ответил он, почёсывая затылок, после чего побежал ловить ни в чём не повинную «шестёрку», давая мне понять, что разговор окончен. Ещё несколько постовых, как сговорившись, начинали свой разговор с фразы: «Мы следуем букве закона», но, когда разговор заходил о конкретных мерах и штрафах, находили более важные дела. И лишь последний собеседник корреспондента «Версии», усатый капитан с непривычным для Москвы оканьем, оказался более информированным и откровенным. Он начал разговор с привычной «буквы закона», но на вопрос о размерах штрафов ответил довольно точно, добавив: «Ну, а как ты с них больше возьмёшь? С сиренами-то мы иногда останавливаем — проверяем, но нечасто, мало ли что; а что касается остального оборудования, то как их поймаешь? Они же возле поста своё оборудование не демонстрируют».

«Конечно, клиенты разные бывают, — говорит Сергей, — но в основном это серьёзные, деловые люди, которым просто необходимо быстро перемещаться по городу. И я считаю, что если они шуганут какого-нибудь «чайника», влезшего на старой «копейке» в левую полосу, то в этом нет ничего страшного».

Опубликовано:
Отредактировано: 29.10.2016 22:47
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх